Опубликовано 26 мая 2017, 00:01

Подводная столица

Почему Москва наводняется в ливни, чем это грозит и что происходит под Москвой в дожди
По данным синоптиков, с начала мая в Москве снегопады и дожди принесли уже более 130 процентов месячной нормы осадков. Только 25 мая аварийные бригады Мосводостока ликвидировали 15 подтоплений, вызванных сильным грозовым дождем. МОСЛЕНТА выяснила, почему столица «тонет», когда это закончится и насколько опасно.
Подводная столица
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

По данным синоптиков, с начала мая в Москве снегопады и дожди принесли уже более 130 процентов месячной нормы осадков. Только 25 мая аварийные бригады Мосводостока ликвидировали 15 подтоплений, вызванных сильным грозовым дождем. В связи с непогодой было организованно круглосуточное дежурство 367 бригад.

Сложно представить, что будет творится, когда в городе начнутся летние дожди. Ведь во время ливней некоторые улицы Белокаменной приходится практически переплывать. И август прошлого года, который окрестили самым дождливым в XXI веке, стал наглядным тому доказательством. В преддверии дождливых летних дней МОСЛЕНТА выяснила, почему столица «тонет», когда это закончится и насколько опасно.

По расчетам прошлого века

Среди причин, по которым Москву заливает в дождливые дни, и будет заливать дальше, эксперты выделяют несколько главных. Первая — неактуальный на сегодня гидравлический расчет трубопровода.

Система, которая сегодня забирает воду со столичных улиц и уносит ее под землю, рассчитывалась и закладывалась в 19-20 веках. По словам специалистов, тогда были сделаны первые научные наблюдения за выпадением осадков и рассчитаны нужные характеристики трубопровода под Москвой.

«Научно обоснованный гидравлический расчет был сделан в конце 20-х-начале 30-х годов прошлого века. На сегодня это уже поздние расчеты. Безусловно, трубы диаметром в 1,5 метра, которые были заложены тогда, не всегда справляются. Переделывать все — дорого», — пояснила МОСЛЕНТЕ доцент кафедры водоотведения и водной экологии МГСУ Вера Викулина.

Эксперты объяснили, что с начала XX века централизованной реконструкции не было. К столичной системе ливневой канализации просто добавлялись новые участки во время строительства микрорайонов.

Подводная столица

© Илья Питалев / РИА Новости

Сегодня систему ливневой канализации в Москве можно представить так: вода во время дождя уходит в решетки на дорогах и попадает во внутриквартальные сети, а после — в магистральные коллекторы или подземные реки, такие как Неглинка, Таракановка и другие.

Шесть тысяч километров — протяженность дождевой системы водоотведения в столице сегодня, по данным Мосводостока. Максимум осадков ливневая канализация приняла в 2013 году — 890 миллиметров, минимум в 2014-м — 491 миллиметр.

По мнению специалистов, при сегодняшней активной градостроительной политике необходим гидравлический перерасчет трубопровода. Очевидно, что с 20-30 годов прошлого века город менялся: другими стали дорожные покрытия, а значит и некоторые уклоны на дорогах, появились новые здания.

«Гидравлические расчеты нужно корректировать и определять актуальную нагрузку, которая идет на город. Так, можно изменить длину трубопровода и диаметр труб там, где система не справляется. Тогда катастрофы в городе не будет», — комментирует Вера Викулина.

400 километров рек под Москвой

Другая причина подтоплений Москвы — поднятие уровня воды в подземных реках столицы, которые также принимают осадки во время дождя. По утверждению Мосводостока, под городом текут потоки общей длиной в 400 километров. Реки пролегают на разной глубине. Например, некоторые из них уходят под землю на 70 метров.

Это ниже глубины залегания всего московского метрополитена за исключением станции «Парк Победы» (самая глубокая станция лежит на 84 метрах под землей, по данным пресс-службы московского метро — прим. ред.).

Директор одного из департаментов Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Татьяна Ковыршина объясняет, что подземные реки иногда не могут принять большое количество дождевой воды из-за того, что сами наводняются.

Это может происходить из-за аномальных дождей, во время которых земля перенасыщается влагой. Здесь возникает вторая проблема — подземные реки создают подпор и мешают свободно проходить большому объему дождевой воды в коллекторах.

Москва-река подпирает Москву-реку

Повышение уровня грунтовых вод, а значит и сложности в работе ливневых канализаций могут возникать еще и при поднятии Москвы-реки. Так, уровень воды в ней становится выше, например, если дождь идет в области.

В целом зарегулированная Москва-река — центральная артерия большой водной системы столицы. «Вообще существует взаимозависимая система: вода из подземных рек и уходящая в коллекторы потом все равно сбрасывается в Москву-реку. Она начинает подпирать Яузу — свой же приток. Вот нас и подтапливает», — объясняет Татьяна Ковыршина.

Чисто там, где не сорят

Быстрому проходу дождевой воды мешают и засоры в подземных трубах, больших коллекторах и дорожных решетках для стока, в которые, надо признаться, чего только не бросают. Мусор накапливается и забивает водостоки и коллекторы. Правда, их регулярно чистят.

«Есть регламентные работы, в соответствии с которыми все прочищается. Некоторые магистральные трубопроводы диаметром в 3,5 метра. Туда загоняются машины, чтобы почистить», — рассказывает Татьяна Ковыршина.

Существует специальный способ чистки и для дорожных решеток. «Их промывают большим напором воды. Это может сделать специальная техника: приезжают машины и промывают. Раньше я видела, что это делали часто. Сейчас наблюдаю только иногда», — комментирует Вера Викулина.

Подводная столица

© Василий Шапошников / «Коммерсант»

Разрушители архитектурных памятников

Как известно, избыточная влажность, тем более подтопления — первые разрушители памятников архитектуры. По словам экспертов, проблемы со сходом воды по ливневой канализации уже несколько раз печально заканчивались для зданий, представляющих большую культурную ценность в столице.

«Пару лет назад в усадьбе Останкино из-за избытка влаги был испорчен паркет и часть в основании здания. Началось все из-за подтопления, даже если и далеко находящегося от усадьбы. Паркет из драгоценных пород дерева потребовал восстановительных работ. Стоит это очень дорого, — комментирует Вера Викулина. — Был случай, когда поднялся уровень воды в Неглинной, после чего пострадал Большой театр. Восстановительные работы, так сказать в связи с водой, длились долгое время».

У кого учиться

В каждом городе своя структура водоотведения. Однако эксперты говорят об одинаковом принципе работы такой системы в разных точках мира. Мы попросили рассказать о самых удачных примерах организации систем ливневых канализаций.

«В Барселоне с точки зрения водоотведения все очень успешно организовано. Там все делается медленно, дорого, но эффективно», — объяснила Вера Викулина.

Татьяна Ковыршина рассказывает о японском «Подземном храме» — одном из крупнейших противопаводковых туннелей и перехватывающих резервуаров, который находится в Токио.

«Система состоит из 6,4 километров туннелей диаметром до 50 метров. Она соединяет пять перехватывающих резервуаров в 65 метров высотой и 32 метра шириной с главным гигантским резервуаром. В высоту он 25,4 метра, в длину — 177 метров, а в ширину — 78 метров. Потолок поддерживают 50 колонн», — рассказала эксперт.