Опубликовано 16 марта 2019, 10:58

«Рядом с крестами на храмах видны очертания полумесяцев»

Все, что нужно знать о мечети в Кремле
МОСЛЕНТА продолжает цикл публикаций, посвященных татарскому присутствию в столице. На этот раз москвовед и журналист Марат Сафаров рассказывает историю «ханского двора», находившегося в XIV веке в Кремле. До того, как в 1365 году на его месте был основан Чудской монастырь, именно там, похоже, находилась первая в Москве мечеть или молельная комната – мусалля.
«Рядом с крестами на храмах видны очертания полумесяцев»
Изображение: Runivers.ru

Царев ордынский двор

Из старых, дореволюционных мечетей, в Москве широко известны: Историческая в Замоскворечье, построенная в 1823 году, и обновленный комплекс в Выползовом переулке, близ проспекта Мира, восходящий к мечети 1904 года. Однако, учитывая религиозность татар и давнее их здесь проживание, совершенно очевидно, что первая мечеть в городе не могла появиться только в XIX веке. Мусульманское религиозное присутствие гораздо раньше должно было оформиться в каком-то определенном месте.

Историческая мечеть в Москве (Большая Татарская ул., 28 строение 2)

Историческая мечеть в Москве (Большая Татарская ул., 28 строение 2)

И если брать самые экстравагантные объяснения, то это место можно локализовать в Кремле, на Боровицком холме. Речь не идет об отдельном здании, скорее всего это было одно из пространств в комплексе построек «двора баскаков» - сборщиков налогов, представителей монгольского хана. В исламе существуют определенные нормы, связанные с ритуальной чистотой, которые дозволяют верующим совершать молитву как в мечетях, так и в молельных комнатах, которые называются мусалля. Эта практика широко распространена и сейчас: мусалля есть в аэропортах, в торговых центрах, на рынках.

На чем основана версия о локализации первой московской мечети, или мусалля, в московском Кремле? В последнее время она все чаще обсуждается в академической литературе. Я имею в виду не folk history, не какие-то псевдонаучные работы, а серьезные исследования историка Дамира Хайретдинова. Прежде всего, они основываются на документально подтвержденном существовании «двора баскаков», «ханского двора», «татарского конюшенного двора», или «царева ордынского двора». Существуют разные определения, но суть одна – это место присутствия представителей Орды, - сборщиков дани, на территории Московского княжества, в самой его сердцевине. Этот двор появился, когда Москва заново отстроилась после того, как в январе 1238 года она была разграблена и сожжена монголами.

О наличии такого двора мы знаем по факту его вывода: сведений об основании «двора баскаков» до нас не дошло, зато есть источники, рассказывающие о том, как он прекратил свое существование.

Миниатюра «Поход Едигея на Русь» из лицевого летописного свода

Миниатюра «Поход Едигея на Русь» из лицевого летописного свода

© Изображение: Histrf.ru

Есть и еще один сюжет, связанный с «историями о мечети в Кремле». Это нередко воспроизводимая на различных исторических форумах миниатюра из Лицевого свода, иллюстрирующая поход Едигея на Русь. На ней рядом с крестами на храмах Кремля видны и очертания полумесяцев на шпилях соседних зданий. Некоторые сторонники версии о существовании мечети в Кремле приводят это изображение, как аргумент в свою пользу, однако к нашей истории это изображение никак не относятся. Лицевой свод создавался позже, ведь поход Едигея состоялся в 1408 году, а митрополит Алексий, при котором ханский двор был выведен с территории Кремля, умер в 1378 году. Изображенные там полумесяцы, скорее всего, являются просто украшениями, вроде более широко распространенных солнц, звезд, ангелов или птиц. Полумесяц, как символ ислама, в своей современной интерпретации идет из османской Турции, видимо после взятия Константинополя в 1453 году. Татарские средневековые мечети таким символом не украшали.

Икона Дионисия

Давайте обратимся к популярному формату, к хорошо известному, я думаю, фильму «Орда» Андрея Прошкина, по сценарию Юрия Арабова, который вышел в 2012 году. В его основе – сюжет об исцелении от слепоты ханши Тайдулы Московским митрополитом Алексием. Сценарная история восходит к житию митрополита Алексия, даже, я сказал бы, к его житийной иконе. Ее можно увидеть в Третьяковской галерее, но исторически она находилась в Успенском соборе Московского Кремля.

Это икона работы Дионисия, и на ней, в «клеймах» по краям основного изображения, показана вся судьба митрополита Алексия, причисленного впоследствии к лику святых. Напомню, что это воспитатель царевича Дмитрия, в будущем – Дмитрия Донского. И один из сюжетов этой житийной иконы посвящен исцелению ханши Тайдулы. В житии указывается, что она «царица агарянская», а таким прилагательным определялись мусульмане. Это определение восходит к имени Агарь. В мусульманском каноническом произношении ее имя звучит как Хаджар, - мать Исмаила, родившая его от Авраама, как он назван в Библии, или от Ибрагима, - этим именем он назван в Коране. Этот сюжет, подробно описанный в Коране, дает определение «агаряне» мусульманам в Византии и в старославянском языке.

Фрагмент иконы «Алексий митрополит с житием», Дионисий, 1480-е годы.

Фрагмент иконы «Алексий митрополит с житием», Дионисий, 1480-е годы.

Митрополит Алексий исцелил эту правительницу от слепоты или какого-то другого глазного заболевания. На иконе мы видим поддерживаемую служанкой Тайдулу, которая сидит на фоне шатра, и митрополит Алексий подносит к ее глазам то, что в житии называется «былие», - на старославянском это злак, стебель. От этого слова происходит присказка «быльем поросло». А это былие, этот стебель, смочен в чаше с водой, которую перед митрополитом держит отрок. Священник с книгой, клир изображены в белых облачениях, а позади виднеется боярин в алой шапке.

Икона «Алексий митрополит с житием», Дионисий, 1480-е годы.

Икона «Алексий митрополит с житием», Дионисий, 1480-е годы.

В житии после исцеления ханша, словно героиня русских сказок, спрашивает митрополита, чем может его отблагодарить, имея ввиду материальное вознаграждение. Однако Алексий просит ее вывести ханский двор из Кремля, из сакрального места, - так предполагает автор, житие до нас доносит именно такую мысль. Ханша Тайдула, мать хана Джанибека, правившего в Орде с 1342 года, соглашается, и таком образом агарянское, татарское присутствие из Кремля оказывается выведено. Процедуру вывода баскакского двора из Кремля она осуществляет через сына. Вообще, в апокрифическом, неофициальном православном представлении Тайдула рассматривалась, как заступница христиан. Это вообще очень характерно для образов ханш, - например, последняя касимовская ханша Фатима-Султан, жившая уже в XVII веке, рассматривалась в городской мифологии русских жителей Касимова, как тайная христианка и защитница православия.

Молельная комната - мусалля, в бангкокском аэропорту

Молельная комната - мусалля, в бангкокском аэропорту

© Musafyr.com

Почему мы так уверены, что ханская семья – мусульманская? Нам не только писаная Дионисием православная икона об этом сообщает. Дело в том, что ханша Тайдула – это жена ордынского хана Узбека, при котором ислам укрепился в Золотой Орде, и практически становится там официальной религией. Такие термины, как «государственная религия», «народ», «границы» я тут применяю весьма условно, рассматривая события средневековья в терминах, привычных человеку европейских наций с XIX века. Для средневековья все это было очень условно, но так или иначе Золотая Орда стала мусульманской. И мы говорим о диалоге православного иерарха и мусульманской правительницы.

Чудов монастырь

Вернувшись в Москву, Митрополит Алексий в 1365 году основал на этом месте Чудов монастырь московского Кремля, к сожалению не дошедший до нашего времени. Он был очень важной частью царской жизни: здесь крестили своих детей и Рюриковичи и Романовы, но, к сожалению, в XX веке, в 1929-1932 годах этот монастырь был разрушен.

Чудов монастырь Московского Кремля

Чудов монастырь Московского Кремля

Вся эта история показывает, где, очевидно, находились и, безусловно, молились баскаки, представители Золотой Орды. Поэтому мусульманская молитва на Боровицком холме – это не метафора, а реальность. Исламский бытовой обиход требует молитвы в местах присутствия верующих, это религиозная повседневность. Не демонстрация, не манифестация своей религии, из разряда: «Мы здесь будем молиться, покорив Москву», а такая простая необходимость и обязанность мусульманина пять раз в день совершать молитву. Таким образом, может быть объяснена столь на первый взгляд эксцентричная версия о существовании мечети в Кремле. Более того, икона нам в помощь.