Опубликовано 05 января 2017, 00:00

Место жуткое и прекрасное

Москва глазами непобедимых супергероев популярных зарубежных комиксов
МОСЛЕНТА сделала подборку популярных комиксов, действие которых разворачивается в Москве
Место жуткое и прекрасное
Изображение: www.newrow.ru

Комиксы пишут и выпускают, комиксы переводят и экранизируют, комиксы обожают. Рисованные истории, перенесенные на большой экран, стабильно собирают огромную кассу, подогревая интерес к первоисточникам. Взять хотя бы дэдпуломанию 2016 года. А ведь кроме «супергероики» есть еще суровые графические романы вроде «Города грехов», легендарные европейские фентези-саги, отдельный пласт японской манги, комикс-адаптации шумерских мифов, да чего только нет. Ведь читателю нужны новые сюжеты, новые персонажи и новые локации.

Конечно, за свою почти вековую историю тот же Супермен не мог не побывать в России. МОСЛЕНТА заглянула в страницы нескольких комиксов, действие которых разворачивается в Москве.

Жуть Страны советов

Комикс «Тинтин в Стране советов» увидел свет в далеком 1929 году. Это самое первое произведение бельгийского художника Эрже о репортере Тинтине. Российской публике этот персонаж может быть известен благодаря анимационной ленте Стивена Спилберга «Приключения Тинтина: Тайна «Единорога»», вышедшего в прокат в 2011 году. А черно-белый «Тинтин в стране Советов», возможно, одно из первых комикс-произведений, в котором местом действия стала Москва.

По сюжету Тинтин, молодой репортер газеты «Двадцатый век для детей» (комикс публиковался в реальной бельгийской газете «Двадцатый век» как приложение для детской аудитории), вместе со своим фокстерьером Милу, отправляется в СССР. Советские власти, узнавшие о намерениях репортера рассказать правду о творящихся в стране бесчинствах, на протяжении всего комикса пытаются убить его, но из каждой передряги главный герой со своим псом выходит победителем.

Москва в бельгийском комиксе – жуткое место. Архитектура ее угадывается только на обложке, где за спиной главного героя расположен силуэт храма с куполами, напоминающий Храм Василия Блаженного. Большей детальности простота рисунка не предусматривала. В Москве Эрже мы видим горы мусора, очереди за едой, которую выдают только тем, кто называет себя коммунистом, голосование за партию под прицелом пистолетов и прочие ужасы, которые художник почерпнул из воспоминаний побывавших в России тех годов иностранцев.

«Смотри, что Советы сделали с красивым городом Москва: вонючая трущеба!», - говорит Тинтин своему четвероногому спутнику. Впрочем, художник писал этот комикс по заказу владельца газеты, который был ярым антикоммунистом. Эрже не был в восторге от проделанной работы и отозвал свой альбом с комиксами из обращения уже в 1930-х.

Красный. Инопланетный. Наш.

Комикс «Супермен: Красный сын» был издан в 2003 году, и сейчас его можно легко найти в России. Сюжет произведения Марка Миллара рассказывает альтернативную историю самого известного в мире супергероя.

В этом комиксе ракета с инопланетным (а точнее – криптонским) младенцем на борту терпит крушение на 12 часов позже, чем в оригинальной истории, и местом падения стал не американский Смолвиль, а украинский колхоз. В этом случае, по мнению автора, повзрослевший Супермен не скрывал бы свою личность, а стал бы ближайшим соратником Сталина и продолжателем его дела.

В Москве «Красного сына» аббревиатура СССР написана буквально на каждом грузовике, а серп и молот можно увидеть даже на животе плюшевого мишки, которого маленькая девочка роняет на пути метро, чтобы ее спас Супермен. (Кстати такая же деталь, плюшевый мишка с серпом и молотом, встречается еще в одном комиксе, европейском Les Divisions De Fer, он об альтернативной истории Второй Мировой, где у фашистов появились огромные шагающие роботы; Москву там уничтожили ядерным взрывом).

В Москве Супермена проходят грандиозные парады в его честь, в ней есть огромный музей достижений пришельца, в комиксе Москва процветает, твердой рукой супергероя разнося коммунизм по всему миру. США, тем временем, в упадке.

В Москву волей сценариста перенесены и еще несколько «традиционных» американских супергероев DC – Чудо-Женщина, Зеленый Фонарь, а также Бэтмен. Последний особенно запоминается. В истории Миллара родителей будущего противника Супермена убивают не готэмские преступники, а лично сын Сталина – те были диссидентами и печатали «антисуперменские» листовки. Российское происхождение отразилось на внешности Бэтмена: если у Супермена на груди пресловутый серп и молот вместо героической S, то у него – шапка, напоминающая традиционную ушанку. Оно и правильно – Супермен противник практически всемогущий, простужаться в такой ситуации недопустимо.

Вместо сердца – пламенный мотор

Еще один комикс, главной локацией которого стала Москва – это Atomika пера и сценария Сола Абинатти. Он начал выходить в 2005 году и на русский язык переводился только энтузиастами. Комикс, как и два предыдущих, обращается к феномену Советского союза, столь волнующему западный мир. Однако здесь все иначе – сюрреалистично, и настолько метафорично, что подчас почти непонятно.

Атомика – божество мужского пола, сын Матери России, внутри которого клокочет ядерное нутро. Он – символ науки, бог, созданный наукой. На протяжении комикса Атомика непрерывно рассуждает о своем месте в мире, прогрессе, России, и методично разносит в пух и прах других антропоморфных богов, в качестве которых предстают Морозко из сибирского Гулага, Припять, Харь-Ков (именно так, через дефис), и Баба Яга. Последняя непорочно (вроде бы непорочно, но в повествовании точно не разобрать), в пылу сражения, рожает ему сына – Чернобыля.

Москва в этом вся какая-то шипастая, механическая, монструозная и инфернальная. Здесь всюду пышут заводы, в небе барражируют ретрофутуристичные летающие корабли в серпах и молотах. По Красной площади, обрамленной то ли башнями церквей, то ли адскими зиккуратами, идут парады. В подземке столицы обитают духи поверженных солдат Наполеона. Комитет госбезопасности использует их в особо мрачных целях. Другие войска КГБ – гарпии, отбирающие детей у цыган. В общем, увидеть Москву Абинатти и умереть.

В Москве проездом

Вообще, в Москву заносило огромное число героев комиксов. Десятилетиями авторы рисованных историй время от времени обращали свой взор на заокеанское государство, чьи амбиции не уступали амбициям их собственной страны.

Супермен появлялся тут неоднократно. Шутка ли, серия Action Comix, где он дебютировал в 1938 году, насчитывает уже более 900 выпусков, а у него куча собственных серий и кроссоверов с другими героями DC. Бэтмен тоже не единожды бывал в Москве в своем традиционном образе, без шапки-ушанки. Например, в одном из выпусков Batman Confidencial он сражался здесь с медведеподобным антигероем.

Комикс «Batman Confidencial».

Комикс «Batman Confidencial».

© Изображение: www.fanpop.com

В 1983 году в Москве побывали его любимые недруги – модный нынче Отряд Самоубийц. Дэдшот, Капитан Бумеранг, Пингвин и прочие члены отряда должны были освободить политзаключенного. Они оказывались в Москве и в современных сериях, в 2014 году. Также тут замечены Люди Икс, Капитан Америка и прочие Мстители. Чаще других – Черная Вдова из Мстителей, роль которой в экранизации уже не единожды исполнила Скарлетт Йохансон. Оно и понятно, ведь настоящее имя ее героини – Наташа Романова.

Чтобы читатель ни в коем случае не засомневался в том, что покупает комикс про Россию, везде на обложках Кремль, купола православных храмов и серпы с молотами. Куда ж без них.

Однако, затягивает

Индустрия комиксов продолжает наступление на Россию. Сейчас уже никого не удивишь обилием рисованных историй о супергероях на полках книжных магазинов. Рядом комиксами о Людях Икс, Бэтмене, Хэллбое и прочих борцах со злом и скукой, можно найти и серьезные, взрослые произведения, такие как «Маус», получивший в 1992 году Пулитцеровскую премию.

Где-то посередине расположился сегмент, который можно условно назвать «альтернативой» - это комиксы, затрагивающие недетские темы, часто разухабистые и динамичные, изобилующие кровью и нецензурной лексикой. Как пример, можно назвать недавно экранизированный в виде сериала комикс «Preacher» («Проповедник»). Впрочем, от сериала он отличается достаточно сильно, и в лучшую сторону. Или, например, «Transmetropolitan» о нелегком труде гонзо-журналиста будущего. Таких комиксов в России издается не очень много, но при желании их можно найти.

Комикс «Маус».

Комикс «Маус».

© Изображение: Арт Шпигельман / Wikipedia

Конечно, не стоит забывать о японской манге, подарившей нам такие шедевры, как «Призрак в доспехах» и «Олдбой». Европейский комикс тоже имеет огромную историю и представлен сотнями высококлассных романов в картинках – историческими, фантастическими, эротическими и так далее.

В России комиксы также активно рисуют и выпускают. Этим, к примеру, занимается издательство Bubble. Наконец, даже отечественный кинематограф делает первые робкие шаги в сторону собственной «супергероики» и экранизации комиксов. Остается надеяться, что шаги эти станут все увереннее, у нас появятся свои всемирно известные стильные комикс-вселенные и волнующие, умные графические романы. И в них мы увидим Москву.