Опубликовано 07 февраля 2017, 16:30

Изменились в лице

МОСЛЕНТА обсудила спорный логотип театра «Модернъ» с дизайнерами и худруком
Худрук московского театра «Модернъ» Юрий Грымов в конце прошлой недели представил новый фирменный стиль театра. Ребрендинг столичных «храмов культуры», желающих омолодиться и привлечь современным дизайном нового зрителя — явление распространенное в последние несколько лет. Однако визуальные изменения «Модерна» немедленно вызвали множество споров как об их идеологии, так и о их же художественной ценности. Высказать свое мнение МОСЛЕНТА попросила ведущих отечественных специалистов графического дизайна.
Изменились в лице
Мощенков Алексей / PhotoXPress.ru

Худрук московского театра «Модернъ» Юрий Грымов в конце прошлой недели представил новый фирменный стиль театра. Ребрендинг столичных «храмов культуры», желающих омолодиться и привлечь современным дизайном нового зрителя — явление распространенное в последние несколько лет. Однако первые перемены «Модерна» немедленно вызвали множество споров как об их идеологии, так и о их же художественной ценности. Высказать свое мнение МОСЛЕНТА попросила ведущих отечественных специалистов графического дизайна.

И во лбу звезда горит

Шум и правда поднялся нешуточный. Собственно, было с чего: созданный собственными силами «Модерна» новый стиль не оставил от старого — пусть и не особо изысканного, но все же привычного и для многих родного — и камне на камне. Для начала мы решили спросить художественного руководителя и инициатора произошедшего Юрия Грымова, стоило ли менять все так радикально.

Изменились в лице

© Изображение: личная страница Юрия Грымова в Facebook

«Старый логотип выполнен в стиле арт-нуво. Почему? Это было обусловлен тем зданием, в котором находится театр. В нем ведь когда-то, до революции, располагалась хлебная биржа, пару банков и даже, как говорят, масонская ложа. Но мое мнение таково: театр не может быть привязан к архитектуре!», — рассказал он.

По мнению Грымова, театр — это не здание, это люди, которые туда приходят работать и смотреть спектакли, истории, которые там рассказываются. «Первым делом мы убрали с логотипа букву «Ъ», чтобы сказать: теперь мы не арт-нуво, а именно модерн, мы – современный театр со всеми вытекающими отсюда последствиями!», — поясняет худрук.

А еще на логотипе появилась звезда. Грымов согласен, что у кого-то она ассоциируется лишь с коммунистическим прошлым нашей страны, но он сам считает этот символ гениальным и куда более полисемантичным. «Звезда – это ведь еще и широко раскрытые руки. Звезда показывает, что наш театр открыт для всех. А ее бирюзовый цвет означает свет, надежду, которые должны присутствовать в каждой постановке», — говорит режиссер.

Мнения дизайнеров

Объяснения звучат красиво. Вот только у известных дизайнеров мнения по поводу визуального воплощения всех этих задумок категорически разошлись. МОСЛЕНТА предлагает вам послушать все возможные точки зрения.

Общая задача изменений мне понятная: оставить название театра, но убрать отсыл к модерну как к эпохе, к стилю. Это – получилось.

Леонид Славин

куратор программы «Визуальные коммуникации» в Британской высшей школе дизайна, член Art Directors Club Russia

Однако, увы, все вышло очень слабо визуально, в знаке нет никакой коммуникации… В общем, так: если раньше у «Модерна» была довольно вялая и не очень профессиональная стилизация, то сейчас же перед нами — абсолютно формальное решение «ни о чем». Там, где вместо Д стоит звезда, даже и прочитать трудно, почти «мохерн» получается. Понятно, что это сделано, чтобы получить элементы для паттерна. Но, по-моему, с художественной точки зрения все было плохо, а стало просто ужасно.

Новый логотип в данном случае означает новый бренд: с прошлым покончено решительно и безжалостно. А потому сравнивать логотипы просто не имеет смысла — они про разное.

Юрий Гордон

художник, дизайнер, совладелец студии Letterhead, автор символа российского рубля и более 300 начертаний шрифтов, в том числе для Администрации президента

Что говорит новый логотип нового театра? Во-первых, он сделан рекламными людьми для рекламы: крепкий, бодрый, быстрый, заметный. Во-вторых, в его середину поставлена звезда — универсальный символ с хорошими ассоциациями, не имеющий никакого отношения к театру, зато жестко привязанный к кино. В-третьих, с букв О и ЕРН сняты скальпы, чтоб не мешали звезде раскидывать руки для объятий. Этот жест усечения, видимо, характеризует театр как безбашенный или даже без царя в голове, чему, впрочем, противоречит общий стройный подтянутый вид лого.

Юрий Грымов, как всегда, эпатажен и, как обычно, совершенно безвкусен и не профессионален в отношении визуальной составляющей.

Михаил Квривишвили

ведущий дизайнер студии Wayfinding.pro, автор схемы метро Бостона

Кроме того, он совершенно игнорирует наследие. С точки зрения информации, из нового логотипа исчезло упоминание о том, что театр московский, зато появилось навязчивое упоминание о художественном руководителе. С графической точки зрения к логотипу так же масса вопросов — даже без общего представления относительно обновленного стиля. Можно с уверенностью сказать, что первичное прочтение вызовет проблемы, так как звезда, читающаяся не как буква «Д», а как буква «Е», крайне неоднозначна. Да и в целом графика тут очень слабая, неуверенная, без качественной проработки деталей.

Неубедительна и крайне субъективна логика, стоящая за принятыми решениями. И мне лично жаль, что театральная площадка становится местом реализации частных амбиций очередного руководителя, который пока не трудами и успехами самоутверждается, но за счет эмблемы. Это крайне порочная практика, полагаю.

Начать с того, что мне радостно, что в театре «Модернъ» продолжают происходить перемены. В том числе и в части его оформления.

Наталья Шендрик

дизайнер, арт-директор фестиваля «Золотая Маска», ведущий дизайнер проекта «Платформа» и «Гоголь-центра»

Новый логотип сообщает собой легкость, уход от историзма; благодаря использованию модного ныне геометрического гротеска он существует в сегодняшнем дне. Однако, если рассматривать логотип с графической точки зрения, в нем есть несколько моментов, которые можно было бы уточнить.

Первый, самый главный: звезда, прекрасная как символ обновления, читается больше как литера Ж, чем как литера Д. Второй момент: при проектировании надписи найденный прием с отсечением верхнего края букв сработал со всеми буквами, кроме буквы М, поэтому М просто уменьшена из равновеликого набора, а остальные остались более крупными. Ну и последнее: можно обратить внимание на невыровненную подпись "художественный руководитель". Однако, чтобы мое последнее слово не было кислым, повторю, что буду с интересом следить за обновленным театром «Модернъ»!

Тот, старый логотип театра «Модернъ» - это, конечно, как говорится «ужос-ужос». А новый…

Сергей Серов

руководитель Высшей академической школы графического дизайна

Логотип со «снесенной крышей» — на мой взгляд, далеко не лучшее решение, другое дело, что раз Юрий Грымов в этом театре художественный руководитель, и раз он сам этот ребрендинг одобрил, ему с этим и жить.

На мой взгляд, новый логотип театра получился крайне неудачным.

Оксана Палей

куратор в Школе дизайна в НИУ "Высшая школа экономики"

С концептуальной точки зрения непонятно, с чем его стиль коммуницирует. А исполнение выглядит попросту непрофессиональным. Почему? Начать с того, что из-за звезды в середине в логотипе пропадает читабельность. Далее — ничем не оправданны срезы в буквах. Так что старое лого со всем своим откровенным стилевым заигрыванием выглядит лучше и уместнее и уже точно не вызывает такого количества вопросов.

Уход от типографики начала прошлого века - оправданный ход при новой политике театра.

Владимир Аюев

графический дизайнер, специалист по визуальным коммуникациям, арт-директор бюро дизайна SASHA

Однако, что бы не говорил Юрий Грымов, звезда, выбранная символом, имеет спорную коннотацию и скорее подошла бы театру Российской Армии. И еще: зарезание букв сверху и замена «Д» на звезду — лишние детали, которые мешают понять основную идею логотипа.

Стиляги из Москвы

За последние несколько лет свой логотип и стилистику переделали и несколько куда более именитых московских театров. Бум театрального ребрендинга пришелся на 2012 год. Именно тогда студент Британской высшей школы дизайна Максим Сойфер создал новую айдентику для Театра имени Пушкина, разработав так называемый малый фирменный стиль: логотип, афиши, билеты и рекламные баннеры.

В том же году для разработки нового фирменного стиля Театра Маяковского департамент культуры пригласил дизайн-студию Zoloto Group, на счету у которой - оформление ММКФ и столичный Фестиваль света. Изменения, как и в предыдущем случае, коснулись сайта театра, афиш, билетов и рекламной продукции.

Та же самая дизайн-студия в том же самом году разработала фирменный стиль для Театра имени Ермоловой, который незадолго до этого возглавил Олег Меньшиков. В 2013-м серебряную медаль европейской премии в области дизайна Ed Awards была присуждена дизайнеру Наталье Шендрик в номинации «Логотип» за ребрендинг московского Театра имени Гоголя, ставшего «Гоголь-центром».

В 2014 году стараниями дизайнера Владимира Белоконь был переработан стиль театра Моссовета. А в 2015-м старый логотип Театра на Малой Бронной так же получил новый вид.

Наконец, в прошлом году дизайнер Алена Жокина разработала фирменный стиль для трех сцен Московского театра под руководством Олега Табакова.

Чего ждать далее? На днях на сайте Театра Армии появилось объявление о том, что театр ищет художников, готовых сделать для него новый логотип – более молодежный и современный. Посмотрим, будет ли на нем звезда.