Опубликовано 04 августа 2017, 00:01

Шашечки и ехать

Какие изменения ждут московские такси, и как дела у их ближайших конкурентов
В Москве 3 августа чиновники, депутаты и представители таксомоторных компаний обсуждали вопросы, связанные со сферой такси. МОСЛЕНТА собрала основные тезисы: что будет после слияния «Яндекс.Такси» и Uber, ждать ли повышения цен в целом, а также как развиваются конкуренты таксистов — каршеринг и беспилотный транспорт.
Шашечки и ехать
Антон Белицкий / PhotoXPress.ru

В Москве 3 августа чиновники, депутаты и представители таксомоторных компаний обсуждали вопросы, связанные со сферой такси. МОСЛЕНТА собрала основные тезисы, касающиеся столицы: что будет после слияния «Яндекс.такси» и Uber, ждать ли повышения цен в целом, а также как развиваются конкуренты таксистов — сервисы каршеринга и беспилотный транспорт.

Слияние больших игроков

Один из наиболее волнительных моментов в будущем такси — объединение агрегаторов «Яндекс.Такси» и Uber. Как на пятом Международном евразийском форуме «Такси» заявил замруководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Пронин, слияние двух популярных сервисов вызова авто не должно оказать большого влияния на рынок.

«Если слияние все-таки произойдет и сделка состоится, безусловно, рынок будет подвержен небольшим изменениям, но в целом для пассажиров, насколько нам известно по информации, поступившей от наших коллег, по сути своей ничего не поменяется. Автомобиль можно будет заказать как через одно приложение, так и через другое», — рассказал он журналистам.

Чиновник также подчеркнул, что компании известили власти Москвы о сделке и напомнил, что она сейчас изучается Федеральной антимонопольной службой.

Отвечая на вопрос о возможном повышении цен на услуги такси после слияния компаний, Пронин отметил, что тенденции к повышению нет. Напротив, с 2014 года средний чек снижается, в 2017 году цена на поездку сохраняется. В среднем москвичи платят 416 рублей за такси.

«Яндекс.Такси» и Uber сообщили о слиянии 13 июля. Uber заявил о намерении вложить в новую объединенную компанию 225 миллионов долларов, «Яндекс» планирует вложить 100 миллионов долларов.

Как далеко ездим и сколько платим

Если представить ситуацию с такси в Москве в цифрах, то она выглядит следующим образом.

Шашечки и ехать

© Владимир Смирнов / ТАСС

На сегодняшний день в столице 46 тысяч водителей имеют действующие разрешения на осуществление деятельности такси. Средний возраст автомобилей в столичных таксомоторных компаниях составляет 2,8 года. Для сравнения, в Московской области эта цифра — 4,7, в Санкт-Петербурге – 4. Московский парк является одним из самых молодых в Европе. Средний пробег одного автомобиля такси составляет 120 тысяч километров.

При этом востребованность автомобилей такси выросла за семь лет вдвое, отметил Пронин.

«Ежедневно в Москве перевозится автомобилями легкового такси порядка 715 тысяч пассажиров. В среднем один автомобиль такси в городе выполняет от 7 до 8 заказов в сутки. В 2017 году количество заказов, безусловно, выросло в два раза по сравнению с 2010 годом», — сказал он.

По его словам, среднее время подачи такси в последние годы не меняется, оно составляет 5-7 минут. В центре, в пределах ТТК, машина приезжает в течение минуты. Самые загруженные дни из года в год одни и те же — 30 и 31 декабря.

«В 2015 году среднее время поездки на автомобиле такси было 26,3 минуты, в 2017 году эта цифра уже — 21 минута, и пока она сохраняется в первом полугодии. Эта цифра означает, что стабилизировался некий временной интервал, — рассказал Пронин. — Средняя дистанция немного снизилась. В 2015 году она составляла 16,2 километров, на сегодняшний день это 11,8 километров».

Стоимость такси в Москве снизилась на 29 процентов по сравнению с 2015 годом. В первом полугодии 2017 года средняя такса составляет 416 рублей. Это стабильная цифра, которая, скорее всего, не будет меняться в ближайшее время, отметил Пронин.

Что касается субсидирования, то за пять лет было выдано 286 миллионов рублей, в 2016 таксомоторные компании получили более 150 миллионов на покупку новых авто. Субсидия из столичного бюджета покрывает разницу между ставкой ЦБ и реальной ставкой по лизингу.

Самые популярные марки авто в этом году — Hyundai, Skoda, Ford, Kia и Nissan. Лидеры в этой пятерке из года в год меняются, но новые марки в рейтинге не появляются.

Шашечки и ехать

© Андрей Махонин / ТАСС

Каршеринг расширится премиум-классом

Тем временем, не стоят на месте ближайшие конкуренты легковых такси — сервисы каршеринга. Сегодня они объявили о готовности запустить в Москве автомобили премиального сегмента.

Так, каршеринг BelkaCar 3 августа выпускает на улицы первые 100 авто Mercedes-Benz CLA 200 Urban. До конца 2017 года их число возрастет еще на 100. В компании объяснили нововведение желанием привлечь новых клиентов, которые не пользовались каршерингом из-за того, что в сервисах обычно представлены машины эконом-класса.

«Делимобиль» в конце недели обогатит свой парк автомобилями Audi TT. Новинка будет действовать в тестовом режиме в рамках программы лояльности для «избранных клиентов». Для массовой аренды компания планирует вывести на улицы автомобили разных марок и разного ценового сегмента.

В парке YouDrive уже есть 15 Mercedes-Benz A-класса. Число премиальных машин каршерниг планирует увеличить до 100, но это будут другие марки.

Car5 также ведут переговоры с партнерами о приобретении более дорогих автомобилей. В ближайшее время представит тестовый премиальный образец. Марка и модель пока не уточняются.

В ближайшем будущем в Москве появится шестой оператор каршеринга. Похоже, это будет компания Carenda. Сайт сервиса уже работает. Как следует из представленной там информации, стоимость аренды составит от 5 рублей за минуту. На форуме был представлен автомобиль с логотипом сервиса. Это пятидверный бюджетный хэтчбэк Ravon R2.

На форуме представители автоконцернов рассказали МОСЛЕНТЕ, что с ними ведет переговоры и шестой игрок, желающий зайти на московский рынок каршеринга.

Беспилотный электроавтобус MatrЁshka

Беспилотный электроавтобус MatrЁshka

© Дмитрий Серебряков / ТАСС

Беспилотникам мешает медленная связь

Еще одна тема, без обсуждения которой не обходится ни один связанный с транспортом форум – беспилотные авто. Вердикт все тот же — дальше обсуждения в ближайшие годы дело вряд ли пойдет.

Как отметил замминистра транспорта РФ Николай Асаул, барьером является не законодательная база, как думают многие. Она, по его мнению, точно не будет тормозом. Проблема же заключается в недостаточной технической обеспеченности таких авто и инфраструктуры, что не отвечает вопросам безопасности.

«Потенциально, он (беспилотный автомобиль, — МОЛЕНТА) может стать более безопасным, чем управляемый человеком, поскольку уйдет влияние человеческого фактора, утомляемость и отвлечение внимания. Но на сегодняшний момент развитие технологий не позволяет говорить о полноценной замене управляемого человеком автомобиля», — сказал Асаул.

«Здесь много факторов, — продолжил он. — В первую очередь, не готовы сети передачи данных, поскольку требуется существенно более высокая скорость, чем при использовании мобильного телефона или при передаче фотографий или видеофайлов. Здесь речь идет о высокой точности геопозиционирования, скорости реагирования на нештатные ситуации».

Специалисты рассчитывают, отметил Асаул, что сотовые операторы примерно через несколько лет смогут довести возможности передачи данных до необходимого уровня На МЕФТ-2017 был представлен беспилотный автобус Marteshka, на этот раз — в амплуа такси.