Опубликовано 07 декабря 2016, 16:30
4 мин.

Проезд в одно касание

Оплата услуг московского транспорта становится все более безналичной
Москвичи все чаще оплачивают проезд в общественном транспорте с помощью банковских карт и различных электронных устройств. А недавно карту «Тройка» признали лучшим решением в области пассажирского транспорта на национальной ежегодной премии «Формула движения — 2016» на Транспортной неделе в Москве. По данным портала правительства Москвы, именно безналичная оплата стала одним и самых востребованных сервисов для пассажиров метро и Московского центрального кольца — сейчас выдано около 10 млн "Троек". МОСЛЕНТА изучила новейшие технологии.
Проезд в одно касание
Евгений Биятов / РИА Новости

Москвичи все чаще оплачивают проезд в общественном транспорте с помощью банковских карт и различных электронных устройств. А недавно карту «Тройка» признали лучшим решением в области пассажирского транспорта на национальной ежегодной премии «Формула движения — 2016» на Транспортной неделе в Москве. По данным портала правительства Москвы, именно безналичная оплата стала одним и самых востребованных сервисов для пассажиров метро и Московского центрального кольца — сейчас выдано около 10 млн "Троек". МОСЛЕНТА изучила новейшие технологии.

Терминалы в метро

Расплачиваться банковской картой в магазине или на автозаправке для москвичей уже давно стало обычным делом. Многие даже перестали носить с собой в кармане наличные, потому что в них просто нет надобности. Однако услуги безналичного расчета в кассах московского метрополитена начала появляться лишь 5 месяцев назад. На сегодняшний день в столичной подземке установлены уже более 1,9 тысячи терминалов безналичной оплаты. Около 1 тысячи из них — специализированные автоматы по продаже билетов в вестибюлях станций. Остальное — кассовые окна, в каждом из которых за сутки обслуживается около 500 человек.

Безналичная оплата уже введена и на станциях Московского центрального кольца. Терминалами оснащены 64 кассы и 108 автоматов самообслуживания на станциях. Комиссия при этом не взимается, стоимость поездки при покупке билетов на бумажном носителе и при пополнении карты «Тройка» равна обычным тарифам.

Проезд в одно касание

© Агентство «Москва»

Чаще всего москвичи пользуются картами основных платежных систем Mastercard и Visa. С недавнего времени у пассажиров появилась возможность оплачивать проезд и картами новой российской платежной системы «Мир». Удобно это будет в первую очередь для туристов из других российских регионов, например из Крыма, где карты «Мир» внедряются особенно активно.

Оплата смартфоном

Ежемесячно в московском транспорте совершается около 1,4 млн электронных операций оплаты проезда. «Электронные платежи становятся все более популярными у пассажиров, — приводит портал правительства Москвы слова заместителя мэра города по вопросам транспорта Максима Ликсутова. — Это позволяет не только ускорить процесс покупки билетов, но и значительно сократить очереди в кассы».

В последнее время москвичи все чаще расплачиваются в общественном транспорте при помощи смартфона. Инновационная технология Pay@Gate позволяет оплатить проезд, просто поднеся к турникету свою бесконтактную банковскую карту Visa payWave и MasterCard PayPass или телефон, поддерживающий NFC-соединение. При оплате до 1 тысячи рублей даже не требуется ПИН-код.

«Мы ведем активную работу по модернизации пассажирских сервисов, а внедрение системы безналичной оплаты проезда является важнейшим ее направлением», - цитирует «Вечерняя Москва» первого заместителя начальника метрополитена по стратегическому развитию и клиентской работе Романа Латыпова. Турникеты со специальными считывающими устройствами сейчас работают на 70 станциях метро, но наибольшей популярностью функция пользуется у пассажиров «Аэроэкспресса».

Подмосковье пересядет на «Тройку»

Традиционные бумажные билеты, по всей видимости, скоро совсем уйдут в прошлое. Сейчас количество выданных в Москве карт «Тройка» уже превышает 10 млн штук - это значительно превышает число аналогичных карт в крупнейших мегаполисах мира. «Тройкой» пользуются более 55% пассажиров метро и 65% пассажиров наземного городского транспорта. «В 2013 году, когда проект только запускался, никто не ожидал такой динамики спроса. Однако жители и гости столицы быстро оценили свободу и удобство передвижения, которые дает карта «Тройка», — отметил Ликсутов.

Проезд в одно касание

© Евгений Биятов / РИА Новости

Возможности карты постоянно расширяются. Сейчас «Тройкой» можно оплачивать поход в зоопарк, планетарий, на катки парка Горького и ВДНХ. Возможно, в ближайшее время ее действие распространится не только на Москву, но и на Московскую область. Мособлдума 7 декабря рассмотрит перспективу объединения транспортных карт «Тройка» и «Стрелка (областной аналог, действует с 1 февраля 2015 года).

Уже сейчас в Подмосковье продаются карты «Стрелка» со специальным приложением «Тройка». Ее стоимость 200 рублей, из них 80 рублей — это залог за карту, а 120 рублей можно сразу использовать для оплаты проезда в Подмосковье. «Для использования транспортной карты в Москве пользователю необходимо записать билет на «Тройку» или пополнить билет «Кошелек» данного приложения», — сообщается на сайте Мособлдумы.

Секрет подорожания

И все таки главным вопросом для москвичей остается не способ оплаты проезда, а его стоимость. В конце года традиционно в социальных сетях начинают расползаться слухи о грядущем повышении тарифа. Так, на странице сообщества «Интересная Москва» в Facebook появилось сообщение, что проезд в общественном транспорте подорожает с 1 января.

«Достали своим подорожанием. Как будто у нас зарплата как на дрожжах растет», - возмущается пользователь соцсети Наталья Абанкина. «У нас всегда принято повышать стоимость для тех, кто и так платит. Тем же, кто ездит без билета, прыгает через турникеты и бегает от контролёров - тем на повышения абсолютно пофиг, ибо они не платили и не собираются платить. Нужно в идеале добиваться именно повышения собираемости, а не класть на того, кто и так везет», — добавляет Александр Шипилов.

В справочной службе московского транспорта официально МОСЛЕНТЕ не подтвердили и не опровергли информацию о возможном повышении тарифов на проезд. «Каких-либо данных о повышении тарифов у нас нет», — сообщил диспетчер.

В последний раз стоимость проезда на общественном транспорте повышалась в Москве в январе 2016 года. Причем, тогда подорожали только некоторые категории билетов - на 20 и более поездок. Стоимость одной поездки не менялась уже почти два года - сейчас она составляет 50 рублей.