Опубликовано 26 марта 2017, 00:01
13 мин.

Люди из «Флакона»

Владелец и старейший арендатор дизайн-завода — о первом московском арт-кластере
В 2008 году обанкротившийся «Хрустальный завод имени Калинина» у метро «Дмитровская» перешел в частную собственность. По первому проекту всю его территорию должны были застроить новыми офисными зданиями, но случился кризис, «концепция поменялась», и в зданиях цехов, где еще до революции производились флаконы для духов, открылся дизайн-завод «Флакон».
Люди из «Флакона»
Алёшина Оксана / Фотобанк Лори

В 2008 году обанкротившийся «Хрустальный завод имени Калинина» у метро «Дмитровская» перешел в частную собственность. По первому проекту всю его территорию должны были застроить новыми офисными зданиями, но случился кризис, «концепция поменялась», и в зданиях цехов, где еще до революции производились флаконы для духов, открылся дизайн-завод «Флакон».

МОСЛЕНТА узнала у его владельца и старейшего арендатора, как за 8 лет унылая промзона превратилась в территорию одного из самых ярких арт-кластеров Москвы, к которой недавно присоединился соседний «Хлебозавод №9».

Ревитализация вместо сноса

К началу 2008-го мы закончили оформление документов на завод. Там была процедура банкротства, долги, мы рассчитались с ними, и пришли к тому, что есть территория с заброшенными цехами, где людей разместить было практически невозможно. Во многих зданиях не было не только воды, но и электричества.

Николай Матушевский

владелец дизайн-завода «Флакон» и группы Realogic

Мы заказали концепцию в серьезной консалтинговой компании, нам ее сделали, и ее авторы предложили оставить один корпус, все остальное снести и построить на этой территории такой «маленький Сити» из стекла и бетона. Требуемые инвестиции составляли 56 миллионов долларов. Но начался кризис и ситуация на рынке вынудила снизить расходы.

Мы начали приводить территорию в порядок, вычищать мусор из строений и сдавать их: под склады, швейное производство. Часть территории мы сдали под автосалон, одно помещение, как сейчас помню, за 200 тысяч в месяц, снимали у нас ребята, которых мы называли ассенизаторами — они занимались биотуалетами: привозили их, чистили, заправляли новой жидкостью. В общем, выглядело и пахло тут все тогда не очень здорово. Но, по крайней мере, мы получали хоть какие-то деньги, и на них развивали эту территорию дальше.

Люди из «Флакона»

© пресс-служба дизайн-завода «Флакон»

Творите, что хотите

В первый год все развивалось хоть и спонтанно, но все же логично: мы начали зарабатывать деньги на том, что есть.

Термин «ревитализация» мы узнали гораздо позже, и понимать, что мы делаем, начали в процессе работы. Не хотелось в кризис привлекать кредитные средства. Мы все делали на свои и очень четко понимали, что каждый вложенный рубль должен приносить как минимум два.

Инвестиции на квадратный метр надо было уменьшить и в то же время сделать на территории завода что-то интересное. Тогда мы провозгласили принцип «Творите, что хотите». То есть, мы делали только общие подъезды, коммуникации, ровный пол в помещениях и дальше людям говорили: «Вот ваш блок, какой хотите дизайн, такой там и делайте». А за то, что они сами занимались отделкой помещений, мы в первый год брали с них только половину от коммерческой ставки.

На тот момент был уже «Винзавод», конкурировать или копировать не хотелось. У них основная тема — искусство, а мы для себя выбрали дизайн и всячески стали эту тему отыгрывать.

Хороший пример такого подхода — задняя площадка от троллейбуса, которую мы закрепили на одном из фасадов, чтобы прикрыть огромное масляное пятно на стене от стоявшей в цеху печи. Можно было эту стену заменить или задорого заштукатурить и закрасить, но мы очень бюджетно оформили ее так, как будто троллейбус в здание въехал, и теперь это одна из достопримечательностей «Флакона», все у нее фотографируются.

Люди из «Флакона»

© пресс-служба дизайн-завода «Флакон»

Как раз в то время закрылась «АРМА», которая была своего рода сквотом, где в то же время были креативные, творческие офисы. Тогда, в кризис, компании, на чьих бюджетах они сидели, стали сокращать расходы на маркетинг, так что люди, съезжая с «АРМЫ», искали офис подешевле, и тут появились мы.

Арендаторы приходили все интересные, креативные и творческие, так что обычные клетушки, как в деловых центрах, никто под себя делать не стал, и всюду у нас появились и оформились очень разные пространства. Так и происходила их ревитализация, мы ничего на «Флаконе» не сносили и не надстраивали, и наши работы не требовали переоформления документов.

Концепции не было

Единой концепции не было, но, так как мы всегда думали об инвестициях, то просто проводили реконструкцию территории наиболее эффективным образом. Например, на первую линию, на проезжую часть, у нас выходили оставшиеся от завода гаражи. Мы нарезали их мелкими блоками и посадили туда розничную торговлю.

Инвестиции требовались малые, при том, что известно — торговля приносит максимум доходности, если есть людской поток, трафик. Поскольку делали и развивали мы все комплексно, трафик появлялся, и торговля сразу заработала.

Другой блок гаражей у нас находится с другой стороны от корпусов и на первую линию не выходит, так что мы посадили туда мастерские: сейчас там кузня, гитарная мастерская и лонгборды ребята делают.

К тому моменту мы решили уже создавать «Флакон» как творческое пространство, на котором будут представлены все элементы креативного кластера: коворкинг, мастерские, рестораны и бары.

На что именно идет спрос на территории, становилось понятно по мере работы и развития кластера. И мы развивали «Флакон», считая деньги и стараясь находить варианты, которые позволяют меньше вкладывать и в то же время больше получить. Например, во второй корпус, в котором у нас сейчас магазины, маркет, мы, как это сделал бы любой девелопер, сначала хотели посадить офисы. Решили — отличное здание, 3,5 тысячи метров, сейчас быстро его отремонтируем, и оно тоже заработает.

Но когда нам сделали проект, мы поняли, что нужны колоссальные инвестиции, а на тот момент это было довольно рискованно. И тогда мы начали с малого, с понятных вещей, стали его сегментировать: первый этаж — торговля, второй — офисные помещения.

Постепенно полностью сменили в здании перекрытия, потому что они все были в непригодном состоянии, и в результате пришли к тому, чтобы сделать из этого корпуса маркет: к тому моменту офисных пространств на территории уже было достаточно, а торговой истории не хватало.

Таким образом, при отсутствии изначальной концепции, по ходу работы на территории постепенно устанавливался порядок, наше сегодняшнее разделение по корпусам и зонам: маркет, мастерские, офисы.

Хлебозавод

На соседней промзоне — «Хлебозаводе №9» — которую мы сейчас активно развиваем, мы сразу сделали единую концепцию. Заказали проект архитектурных решений по территории, и с небольшими изменениями его реализуем. Открыли проход через эту территорию к метро «Дмитровская», потому что со Складочной улицы, где сейчас вводится в эксплуатацию очень много офисных, торговых и жилых площадей, туда идет огромный поток людей — 70 тысяч человек в день.

Теперь мы знаем, как работать с потоком, и что востребовано на соседнем «Флаконе», поэтому на «Хлебозаводе №9» все сразу делается в единой концепции, и все помещения уже сданы.

Единственное, что здесь вызывает грусть: мы подали все документы на регистрацию, и на слушаниях были, добиваемся того, чтобы эту промышленную территорию перевели в общественное пространство, как мы это сделали в свое время на «Флаконе». Но почему-то чиновники нам пока отказывают, говорят: «Нет, мы считаем, тут должно быть производство».

Люди из «Флакона»

© пресс-служба дизайн-завода «Флакон»

В прошлом году мы создали компанию «FlaconX», которая занимается консалтингом и управлением. И теперь мы много делаем таких концепций в других городах, консультируем. Но, поскольку мы не знаем там людей и их потребности, и понимаем, что всю страну кластерами не покроешь, то сами делаем проекты точечные.

Первый из них — «Красная роза» — открылся в январе под Сочи, в бывшей столовой олимпийской деревни. В Москве мы сейчас ведем ряд переговоров по промзонам, у которых проходит новое кольцо московских электричек — МЦК. Но в Москве бывает непросто, и мы на новые объекты здесь смотрим очень внимательно.

F-отбор

С первого года существования «Флакона» у нас появились понятия «F-отбор» и «целевой арендатор», впоследствии переродившийся в ласковое «жители Флакона». И они, кстати, могут изменяться, в зависимости от трендов. Сейчас фотостудия одна осталась, а вначале их было пять, зато теперь у нас два тату-салона.

Здесь всегда происходило такое движение: кто-то перестает платить, уезжает, на их место приходят новые.

Первую команду маркетинга возглавлял мой товарищ Олег Гончаров, который потом занимался Никола-Ленивцем. И тогда, вначале, был такой этап, когда людям в Москве надо было просто показать, что такое дизайн-завод «Флакон» на текущий момент и, главное, что тут будет. И это он первым сказал, что обязательно надо проводить крупные мероприятия и сделать под это отдельную площадку.

И мы оформили большое пространство — Space, оснастили его своим звуком, и стали проводить мероприятия: и образовательные, и развлекательные. Они очень активно посещались и большое количество людей творческих по всей Москве о нас узнало. И скоро стало понятно, что это гораздо более эффективный способ привлекать сюда клиентов, чем давать объявления «Сдаются в аренду офисные и торговые помещения».

Мы с самого начала старались быть честными и модными. Похоже, получилось. Честно — это надолго, а не на какой-то короткий период, как до нас это было сделано на «АРМЕ», откуда всех погнали, когда пришел новый собственник. И с самого начала мы хотели быть заполнеными правильными «жителями». Звали к себе крутые компании, в которых знали руководство, на них приходил дополнительный поток клиентов. Потому что понятно, что когда у тебя сидит крупное архитектурное бюро, это создает условия, чтобы рядом появилось дизайн-бюро, полиграфия, и так заполнится этаж, а потом и здание.

Своя жизнь, механизмы коммуникации на территории дизайн-завода вырастали постепенно. Когда мы стали устраивать мероприятия, люди, которые тут работали, магазины в первую очередь, по четвергам и пятницам начали выносить столики, выставлять по несколько бутылок шампанского и завлекать проходящих людей, общаться с ними.

У нас никогда не было атмосферы хиппового сквота, «Флакон» — это все-таки бизнес проект.

Как ни крути, но наши креативные и творческие арендаторы все же в первую очередь являются представителями малого бизнеса. Поэтому и пространство у нас оформлено не для вольной тусовки, как в Христиании в Копенгагене, а как место для работы, которое при этом комфортно, удобно и прибыльно для всех.

Фестивали

Задачей второй команды маркетинга, которая пришла года через два-три, было уже на всем готовом и сделанном зарабатывать деньги. И если в первые годы мы проводили мероприятия интересные и необычные, чтобы привлечь людей и внимание к «Флакону», то теперь надо было активно сдавать пространство дизайн-завода под мероприятия самого разного рода.

В 2010 в мае у нас прошел первый такой крупный фестиваль — «Дизайн-субботник Seasons», и на нем впервые стало понятно, что такой формат востребован.

Людям комфортно приходить на такие промышленные urban-пространства, где для всех придумано много разных активностей: дети кормят козочек, оперная дива поет, рояль в кустах играет — Seasons умеют делать такие душевные штуки.

И со второй командой мы сделали серию ударных и разовых мероприятий, которые мы назвали «Страноведение». В сезон по выходным у нас один за другим у проходили дни: Финляндии, Италии, Испании, Франции, Японии, по-моему, даже день Мексики проходил.

Лучше всего прошли дни Италии и Франции. С тех пор мы регулярно, раза три в год, проводим маркет итальянских продуктов. А французам самим у нас так понравилось, что теперь ежегодно становится площадкой Дней Франции в Москве, за выходные 10 тысяч человек на это мероприятие к нам приходят. Сейчас, я знаю, нечто подобное появляется на ВДНХ и ЗИЛе, а начинался в Москве такой формат мероприятий именно на нашей территории.

Причем у нас теперь и разовые мероприятия приличную аудиторию собирают: на день цветного дыма, например, пришли 3 тысячи человек. Мы уже стали площадкой, на которую удобно прийти и провести мероприятие любого формата и масштаба: хоть образовательное на 10 человек, хоть развлекательное или имиджевое на 10 тысяч.

Необыкновенная дача

Мы переехали сюда одними из первых, 8 лет назад, когда «Флакон» был еще стройкой. И, тем не менее, место нам сразу, авансом, понравилось, потому что оно было новым, заряженным новой энергией и по-своему красивым, особенно для тех, кто любит индустриальные объекты. За всеми происходившими здесь работами угадывался интересный проект и место, где творческим людям будет хорошо.

Дарья Шадрина

директор фестивалей «Seasons of life», одного из старейших арендаторов «Флакона»

Мы арендовали гараж, в котором раньше находилась строительная техника, и превратили его в уютную студию, в которой сейчас находится редакция нашего журнала, работает школа Seasons, где проводятся занятия по архитектуре, гастрономии, литературе. У нас здесь поет хор, действует театральная студия и проходят квартирники, на которые мы приглашаем музыкантов и артистов. Теперь для нас это дом, место, где мы собираем единомышленников, друзей и делаем свое любимое дело.

Сама я обожаю «Флакон» летом, с мая по сентябрь это просто какая-то необыкновенная дача. Особенно вечером, в то время, когда сотрудники бизнес-центров радостно разбегаются после работы по домам, здесь как раз начинается самая расчудесная жизнь: все гуляют, пьют кофе, общаются, проводят у себя в шоурумах и офисах вечеринки. С осени по весну эта вечерняя жизнь продолжается внутри зданий.

И здорово, что здесь постоянно происходит движение, всегда есть люди, даже в будни, — это и клиенты, посетители арендаторов, и завсегдатаи местных кафе, и покупатели здешних магазинов. Этим и отличается креативное пространство от бизнес-центра.

Дизайн-субботники и фестивали

Изначально никому и в голову не приходило, что на этой площадке можно делать такие события, как теперь уже ставшие традиционными маркеты итальянских продуктов, московская выездная сессия питерского музыкального фестиваля «Стереолето» или «Дни Франции», которые каждый июль собирают на территории дизайн-завода по 5-6 тысяч человек.

Именно мы провели на «Флаконе» первый фестиваль, им стал «Дизайн-субботник Seasons», который теперь ежегодно проходит в конце мая. А в 2009-м году мы пошли на авантюру — в выходные, когда парковки свободны, пригласили сюда свою аудиторию, которая привыкла ходить на наши мероприятия в саду «Эрмитаж», где раньше находилась редакция.

Мы тогда боялись, что никто в бывшую промзону не пойдет, но людей пришло достаточно. И на всей территории дизайн-завода мы предложили им делать что-то, облагораживающее территорию.

Больше всего мне запомнилось, как силами Seasons и гостей фестиваля мы посадили на центральном дворе огромные рябины, под которыми теперь все отдыхают, фотографируются, проводят мероприятия. И каждый раз, когда я прохожу мимо них, я думаю: «Вот это да, вот это мы сделали! И правильно, что не испугались и позвали в 2009-м всех своих читателей сюда».

Потом мы уже организовали и осенний фестиваль, и рождественскую ярмарку, и каждый раз это было очень симпатично — приходит много арендаторов, как мы их называем «жителей» «Флакона», и много людей со стороны. Поначалу, конечно, приходилось объяснять и партнерам, и гостям, где это место находится, но сегодня все о нем уже знают.

Причем интересно, что теперь сюда ходит самая разная публика. Это не специальное место, где бывает только модная молодежь, и все только про моду и дизайн.

Здесь по выходным проходят фестивали, рассчитанные на семейную аудиторию, куда приходят с детьми. Так что, несмотря на то, что пространство «Флакона» очень современное и для Москвы новаторское, ему удалось стать площадкой «доброжелательной» и привлекательной для самой широкой публики.

A формат дизайн-субботника мы развиваем и дальше, несколько лет проводили его на территории «Флакона». Но теперь вся его территория уже заполнена и приведена в порядок, необходимости облагораживать что-то еще там уже нет. Поэтому в прошлом году мы делали дизайн-субботник на заводе «Кристалл», а в этом, 20-21 мая будем проводить его на новой территории напротив — на «Хлебозаводе №9».

Встречи с жителями

Вообще «Встречи с жителями» владельцы проводят регулярно, в том числе и в нашей студии: там обсуждаются насущные вопросы дизайн-завода, представляют новых арендаторов, варится огромный чан глинтвейна.

Если ты на «Флаконе» быстро хочешь кого-то найти или о чем-то спросить, получить совет или помощь, то это можно очень быстро сделать: есть внутренняя группа Flaconers на Facebook, в которой все общаются. К тому же, здесь есть своя система оповещения арендаторов, и все это позволяет нормально общаться всем «жителям».

Мы тут все друг друга знаем, здороваемся, есть такое ощущение большой деревни.

Во все магазины и кафе «Флакона» у нас, «жителей», есть скидки, что тоже очень приятно — все здесь друг другу помогают и идут навстречу. Так что дизайн-завод — это единый организм, и находиться, работать там очень удобно и уютно. С одной стороны, мы видим здесь современное пространство: достаточно большое, просторное, с лофтами, общественными площадками. И при этом, оно комфортно, потому что соразмерно человеку: и этажностью, и системой дворов.

Люди из «Флакона»

© пресс-служба дизайн-завода «Флакон»

Это настоящий город в городе: здесь есть, где поработать, и есть, где отдохнуть, развлечься, причем все продумано, для всего выделены пространства. И те, кто курят, знают, где на территории это делать, и те, кто занимается йогой, знают, где зал для занятий, и идут туда после работы.

И, конечно, для людей творческих очень важно все визуальное. Я вообще считаю, что они не могут работать, и им не приходят в голову хорошие идеи, если вокруг некрасиво. Пространство должно тебе помогать, вдохновлять. И визуально пространство «Флакона» сейчас очень здорово оформлено: интересно, модно, с примерами хорошего дизайна.