Когда подешевеют овощи

Город
Фото: Александра Мудрац / ТАСС

Идея столичных властей о создании современных оптово-распределительных центров — больших рынков с фермерскими товарами для москвичей, несетевых ресторанов и небольших магазинов — притормаживает в реализации. Несмотря на то, что в Подмосковье уже больше года функционируют два подобных центра — «Четыре сезона» и  Food city — никаких рынков со свободным ценообразованием город и область так и не увидели. МОСЛЕНТА начинает следить за ценами в столичном регионе и изучать, кто и как их устанавливает.

«В любой рыночной сфере есть тенденция к развитию более прогрессивных форм, ОРЦ давно прижились в мире, теперь и Москва использует этот опыт», — объяснил глава департамента торговли и услуг столицы Алексей Немерюк причину заинтересованности подобными центрами. Их концепцию подсмотрели за рубежом — на французском рынке свежих продуктов Rungis, самом масштабном в мире, занимающем 230 га, испанском Merca, немецком Berliner Markt и мексиканском Central de Abastos.

Например, Rungis со всей инфраструктурой был построен около Парижа в 1950-1960 годах на государственные средства. Фермерам предлагались места на рынке для продажи своей продукции потребителям, небольшим магазинам и ресторанам, напоминает партнер Cushman & Wakefield Денис Соколов (агентство консультировало городские власти при адаптации подобного формата в Подмосковье). Rungis развивался под крылом государства, которое следило за тем, чтобы там не расцвело монопольное ценообразование.

Он добавляет, что в Европе к тому моменту уже были развиты сельскохозяйственные кооперативы — объединения крестьянских хозяйств, которые нуждались в дополнительном канале торговли. В России такие кооперативы пока не особенно развиты.

В
Внешний вид центров изменился, а наполнение осталось прежним

Наш формат ОРЦ не уступает в современности: помещения подготовлены для хранения, переработки, подготовки к продажи сельхозтоваров ресторанам, небольшим сетям и всем желающим москвичам. «Но пока концептуально они не отличаются от прежних форматов: оптовых рынков и овощебаз», — говорит Соколов. Он уточняет, что центры можно условно назвать рынок 2.0. То есть внешний вид центров изменился, а наполнение осталось прежним.

Рынки 2.0

«Четыре сезона» в Домодедово (30 га, инвестор «Промсвязьбанк») и Food city в Мамырях (84,5 га, инвестор «Киевская площадь» Захара Илиева и Года Нисанова) открылись в 2013 году и 2014 году соответственно.

«Четыре сезона» — комплекс складских помещений, которые сдаются в аренду, также сюда можно привезти свой товар и одномоментно продать функционирующим арендаторам, либо сетям и рестораторам. Арендовать помещение в центре сейчас невозможно. Как пояснили МОСЛЕНТЕ в отделе аренды комплекса, на все площадки заключены договора аренды на 11 месяцев, которые будут продлены. В перспективе в центре должны появиться торговые ряды для обычных покупателей. Предполагаемая годовая мощность ОРЦ — 1,5 миллиона тонн продовольствия.

Торговое пространство Food city представляет собой павильоны площадью от 17 до 500 квадратных метров. Договор аренды можно заключить на 12 месяцев. В категориях «овощи-фрукты» и «мясо» свободных мест сейчас нет, можно претендовать лишь на кросс-доки — торговлю со своей фуры, аренда места под машину стоит тысячу рублей в день. Проектная мощность агрокластера Food city должна составить порядка 700 тысяч тонн продовольствия в год. В столичном департаменте подчеркнули, что центр может обеспечить до 26 процентов потребностей города в свежих овощах, фруктах, мясе, рыбе.

«
«У нас пока не развито взаимодействие с отечественными производителями, процесс ценообразования происходит не совсем стабильно», — отметил Немерюк

Оба центра продают плодоовощную продукцию, но в Food city ассортимент шире, здесь есть, в том числе, мясо, молочная продукция, алкоголь, табачные изделия. Купить большую партию огурцов в Food city можно минимум по 14 рублей за 1 килограмм короткоплодных и по 40 рублей — длинноплодных.

В «Четырех сезонах» предпочитают более длительные отношения и сразу предлагают договор поставки. В более оперативном режиме огурцы обойдутся в 25 рублей за 1 килограмм короткоплодных, а подмосковные луховицкие огурцы будут стоить 50 рублей за 1 килограмм. Среди крупных покупателей здесь значатся рестораторы «Кофемания», Ginza Project, плюс некоторые крупные продуктовые сети: «Дикси», «Азбука вкуса», также ведутся переговоры с X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). Торговых рядов на площадях центра пока нет.

Алексей Немерюк подчеркивает, что ни тот, и ни другой центр не стали аналогами европейских рынков. «У нас пока не развито взаимодействие с отечественными производителями, процесс ценообразования происходит не совсем стабильно», — отметил он.

Найти фермера

Наладить отношения с отечественными производителями будет сложно. Их нужно еще поискать. Знакомые с ситуацией на плодоовощном рынке специалисты говорят, что в своем сегодняшнем состоянии он мало напоминает цивилизованную сферу. Он по-прежнему контролируется восточными диаспорами-перекупщиками. «В Москве пока нет альтернативы сбытовому каналу азербайджанских диаспор, никто в этот непредсказуемый бизнес не суется — слишком много вопросов, на которые нет ответов», — говорит Денис Соколов.

Объем плодоовощного рынка никто не оценивает. По данным Мосгорстата за 2014 год, москвичи потребляли картофель, овощи и фрукты ниже рекомендуемых норм: картофеля — на 29 процентов (68,8 кг на человека в год), овощей — на 32 процента (88,4 кг), фруктов и ягод — на 18 процентов (77,5 кг).

«
«Сейчас найти фермера — сложное упражнение, мы даже как-то пытались, но, кажется, фермеров не существует», — шутит бизнесмен, который намеревался инвестировать в строительство ОРЦ, но отказался от этой идеи

Эксперты продуктового рынка уверены, что в Москве живет около 15 миллионов взрослых потребителей продовольствия. Исходя из количества покупателей и средних текущих цен на эти категории товаров, объем столичного рынка картофеля, овощей и фруктов-ягод в 2014 году мог бы составлять около 281,6 миллиардов рублей. Оборот столичной розничной торговли за прошлый год равнялся 4,4 триллионам рублей, чуть более половины приходилась на продажу продуктов.

«Сейчас найти фермера — сложное упражнение, мы даже как-то пытались, но, кажется, фермеров не существует», — шутит бизнесмен, который намеревался инвестировать в строительство ОРЦ, но отказался от этой идеи.

B52aa67251a20767f6578800d36d6a3fb59d775c

Выращивание рассады томатов в агрокомбинате «Московский»

Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

«Действительно, невозможно найти фермера, но мы его ищем постоянно, и это сложная тема», — подтверждает Алексей Немерюк. Например, городские власти общаются с губернаторами других регионов, которые на местах собирают информацию о фермерах.

Сложности с поисками отечественных фермеров испытывают и менее масштабные структуры — оптовые рынки, развивающиеся в черте города. Например, открывшийся после реставрации Москворецкий рынок (общая площадь 42,2 тысяч квадратных метров, расположен на участке 1,4 га) еще весной предлагал арендаторам места бесплатно.

Если не фермер, то кто

Директор по маркетингу «Четырех сезонов» Ольга Яблокова уточнила, что в ОРЦ не было проблем с арендаторами. «Никакого особого их поиска у нас не было, примерно в момент нашего открытия была закрыта Покровская овощебаза в Бирюлево, она практически вся перешла к нам», — сказала она. Овощебаза в Западном Бирюлево была крупнейшей в городе, располагалась на 24 га, 10 из которых арендовала у города. Ее закрыли в конце 2013 года.

На сайте «Четырех сезонов» сказано, что центр работает со 135 поставщиками из Азербайджана, Турции, Узбекистана, Таджикистана, Сербии, Крыма, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана.

Food city в течение трех дней не смог предоставить комментариев о происхождении и количестве своих поставщиков. По информации столичного департамента торговли и услуг столицы, с Food city работают 35 поставщиков из разных регионов России.

Алексей Немерюк знает про возрожденную в «Четырех сезонах» овощебазу из Западного Бирюлево. Но настаивает, что в Food city есть самостоятельные отечественные фермеры, даже из Подмосковья. «Там рядом стоят люди из регионов, азербайджанцы, дагестанцы, но единого хозяина нет, мы с собственниками постоянно посещаем центр и следим за ситуацией», — подчеркивает чиновник. Он не смог уточнить процент отечественных фермеров, работающих на рынке.

Вячеслав Телегин
председатель Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России
П

Приехать и продать свой товар оптом по неудобной для нас цене мы можем и без таких центров

По его информации, 61 процент площадей Food city находится в свободном доступе — любой может приехать торговать. Он уверен, что в центре нет длительных договоров аренды, поэтому и невозможна ситуация, при которой появится один хозяин базы, диктующий всем условия.

При этом, по данным Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) на 1 января 2015 года в столичном регионе функционировало 4974 фермерских хозяйств, в самой Москве их было 1844 (хотя они были зарегистрированы в городе, свою продукцию выращивали в других регионах).

0cc3ea118217b619b6a1168cc1edb3fb8f7ebcdc

Выращивание шампиньонов в ООО «Можайский шампиньон»

Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Как приманить крестьян

В самостоятельной продаже товара современный фермер пока не заинтересован. «Это совершенно другой бизнес, мы не можем одномоментно заниматься и тем, и другим», — замечает председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Вячеслав Телегин.

Оптовая часть бизнеса распределительных центров их не интересует, уточняет он. «Приехать и продать свой товар оптом по неудобной для нас цене мы можем и без таких центров», — уточняет он. Телегин говорит, что никакой разницы между «Четырьмя сезонами» и Food city не видит. Председатель АККОРа уверен, что интересующий властей формат возможно сделать, но совершенно другим путем. С помощью оптово-распределительных центров, которые должны строить сами фермеры, на основе кооператива. «Эта форма позволит нам участвовать и в ценообразовании и даст нам новый канал сбыта», — замечает он.

АККОРу удалось в этом убедить федеральные власти. В этом году ведомственная программа Минсельхоза на эти нужды выделяет фермерам из бюджета 400 миллионов рублей, до 2017 года — более 1 миллиарда рублей.

Столичные и федеральные власти готовы развивать формат оптовых центров. После введения продуктового эмбарго в 2014 году Министерство сельского хозяйства РФ намерено создать 30 крупных ОРЦ и 300 центров поменьше, выделив на это 79 миллиардов рублей. Большой бизнес уже отреагировал анонсами о строительстве шести подобных центров. Правда, неясно, как же инвесторы планируют заполнять свои многочисленные площадки. Потому что, например, для работы в Подмосковье одной азербайджанских диаспоры не хватит. А наши фермеры еще не готовы.