Подземная опера

Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Уникальный концерт пройдёт этой ночью на станции метро «Кропоткинская». Под землей впервые прозвучит опера в сопровождении симфонического оркестра. Для этого события выбрали произведение итальянского композитора Пьетро Масканьи «Сельская честь». Мероприятие посвятят 81-летию московского метро.

На «сцену» выйдут 300 музыкантов: хор из 170 человек, 70 человек из Президентского оркестра России, пятеро солистов, а также хормейстеры и дирижёры. Сольные партии споют примадонна датской королевской оперы Наталья Леонтьева, солисты Большого театра Роман Муравицкий, Любовь Молина и солистка Детского музыкального театра имени Натальи Сац Екатерина Ковалёва.

О том, каково это – выступать с оркестром в метро, рассказал МОСЛЕНТЕ руководитель оркестра «Гнесинские виртуозы», заслуженный артист и заслуженный деятель искусств РФ Михаил Сергеевич Хохлов. Ему довелось выступать со своим коллективом на станции метро «Маяковская».

Понять зал за 15 секунд

«Там все каменное, так что акустика, наоборот, очень хорошая. Единственная проблема – дополнительная реверберация (постепенное уменьшение интенсивности звука из-за его многократного отражения – прим.ред). Если справиться с ней, то все будет замечательно», - рассказал заслуженный артист РФ.

По его словам, эта проблема легко решается благодаря корректировке техники исполнения и артикуляции (способа звукоизвлечения).

«Когда такая жесткая акустика, звук получается недостаточно мягкий. Просто играть надо помягче. Более жесткое артикулирование компенсируется более длительным эхо», - пояснил он.

Правда, в случае с некоторыми инструментами приходится применять специальные тряпичные мембраны – это приспособление для того, чтобы быстрее заглушить звук.

D7d9a53659186874c379ce3d5c38dffa54e9ceea

Зрители во время ночного концерта в вестибюле станции метро Кропоткинская в рамках ежегодной акции Музыка в метро.

Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

«Литавры, больше барабаны надо больше глушить, тромбоны, волторны. На мембраны литавров или барабанов в таком случае кладутся сурдины. А струнные глушить вовсе не нужно», - рассказал он.

Хохлов считает, что основная проблема, которая может быть у коллектива – большое расстояние до стены, возле которой разместится оркестр.

«Если за оркестром большое пространство, то звук идет в две стороны, и если волна в противоположном направлении от зрителей очень длинная, то это осложняет ситуацию», - сказал он.

Дирижер заметил, что это не универсальная программа подготовки к выступлению в метро. Многое зависит, в первую очередь, от состава – будет ли это камерный оркестр или струнные, оперные певцы или хор, или все вместе. Например, вокалистам обычно нужно долго распеваться и пробовать зал, а «Гнесинским вируозам» хватит 15 секунд.

«Это определяется в течение 15 секунд. Все играют и все понятно. Что там репетировать. Репетировать надо текст и общее понимание музыки, а акустическая репетиция очень короткая», - сказал дирижер.

Подземный храм

По словам Натальи Душкиной, внучки одного из архитекторов-проектировщиков станции Алексея Душкина, вестибюль «Кропоткинской» был спроектирован по образцу гипостильных сооружений.

8943b9f22bfef63c5b8b14e1a42a73a731747099

Станция метро Кропоткинская

Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Это обширное крытое помещение (зал храма или дворца), потолок которого опирается на многочисленные,часто поставленные колонны. Гипостили, или гипостильные залы, были распространены в архитектуре народов Древнего Востока (Египет, Иран). Один из самых известных примеров гипостиля в архитектуре – храм в Карнаке (Египет).

«Кропоткинская» была и остается самой большой станцией метро. Она была задумана как подземный вестибюль Дворца Советов, который должны были построить на месте Храма Христа Спасителя. Строительство началось в 1939 году, но перед войной было прервано, а во время войны металлический каркас уже построенных семи этажей здания пустили на изготовление противотанковых ежей.

Как сообщал ранее порталу mos.ru художественный руководитель Академического большого хора РГГУ Борис Тараканов, храмовая архитектура «Кропоткинской» даст уникальную акустику.

«Станция “Кропоткинская” построена архитекторами, которые закалены на церковную архитектуру. Следы этой архитектуры мы найдём и в сводчатой конструкции станции, и в её акустических свойствах. Когда не ходят поезда, в принципе, на “Кропоткинской” можно делать фондовые записи, акустика там уникальная», — сказал он.