Божья помощь и мультикультурализм

Фото: ИДР / ТАСС

«Количество московских ребят, побеждающих на Всероссийской олимпиаде, год от года растёт, - сказал сегодня мэр Москвы Сергей Собянин на встрече со школьниками-победителями. - Еще несколько лет назад в олимпиадах участвовали в основном специализированные школы и гимназии, теперь число школ-участников увеличилось втрое. И любая школа может подготовить будущего чемпиона.»

МОСЛЕНТА поговорила с москвичами-победителями олимпиады и главным тренером сборной Москвы по истории и обществознанию, и выяснила у них, ценой каких усилий дается победа, что происходит с русским языком и как правильно отвечать на вопрос про национализм.

E4a0078bf4651784f472a66440690e0ebfd3c98b

Олимпиада школьников по химии.

Фото: Даниил Иванов / Коммерсантъ

Щепетильникова Ирина, лицей Высшей школы экономики. Победитель всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Не спала я только последнюю неделю перед олимпиадой, когда все не спали - на сборах команды Москвы. А так, не скажу, чтобы победа далась мне ценой каких-то сверхусилий. Просто в лицее Высшей школы экономики, в котором я учусь, очень хорошая подготовка по обществознанию, и уровень моих знаний, наверное, такой же, как у одноклассников. Мы не изучаем этот предмет общим курсом, как в обычной школе, а разделяем его на различные сферы, подотрасли.

Я сейчас в десятом классе, так что у меня есть еще год, чтобы решить, куда поступать. Потому что обществознание дает очень широкий круг специальностей, на которые я могу пойти. Сейчас выбираю между политологией и юриспруденцией, а ВУЗ – либо МГИМО, либо высшая школа экономики. Но приоритет отдаю «Вышке».

Когда я стану взрослой серьезной тетенькой, то, наверное, буду работать в области, связанной с образованием. Возможно, стану политиком, который занимается вопросами образования. Потому что я смотрю на то, что сейчас происходит вокруг меня, и мне хочется кое-что поменять, привнести в образовательный процесс что-то новое, на основе собственного опыта.

Занимаясь обществознанием, в том числе прикладным, я наслаждаюсь процессом, потому что это для меня – одна из самых интересных наук, не побоюсь назвать так любимую дисциплину.

Один из главных положительных аспектов тех перемен, которые мы наблюдаем в своей ежедневной жизни - это мультикультурализм, возникающий в результате соприкосновения культур, обмена между ними. Одна из моих любимых социологических теорий разработана Ульрихом Беком, говорит о том, что современный человек, по сути, не может принадлежать к одной культуре, одному народу. Потому что то, из чего состоим сегодня мы, наш внутренний мир – это уже результат совокупности нескольких культур. То есть: человек может жить в России, слушать американский рэп, а в свободное время заниматься индийскими танцами и ходить на показы французского кино. То есть мы не можем уже говорить о том, что мы можем противопоставить себя мигрантам, например, потому что в современном мультикультурном мире, возможно, с ними у нас больше общего, чем с людьми одной с нами национальности, с которыми мы живем в одном подъезде.

У взаимодействия, обмена культур, миграционных процессов, есть, конечно, и отрицательные стороны, о которых обычно говорят больше всего. Но в первую очередь надо помнить о том, что основной результат и итог этих процессов – это современный мир, такой, каким мы его знаем, и мы сами, наша собственная современная культура. И находить компромиссы в отношении мигрантов, например, важно сегодня для любой страны и нации и для каждого человека в отдельности.

9a7017273e2f00df2ba57e46de996476499d765e
Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости

Сейчас очень актуальна такая подотрасль социологии, как конфликтология, изучающая влияние конфликтов на жизнь современного общества. За конфликт можно считать любую негативную ситуацию в обществе, например, национализм и его проявления, которые могут возникнуть в общении с мигрантами. Социологическая теория конфликта говорит о том, что конфликт «разряжает воздух», помогает найти компромисс. Более того, без конфликта компромисса не будет.

Кстати, вопрос про национализм был во втором туре олимпиады: для анализа нам было представлено три текста, объединенных единой проблемой, - формат, знакомый по прошлому году. Первый текст говорил про историческую школу права: область права формируется в каждой стране индивидуально, и заимствовано оно быть не может. Далее были тексты про национализм в экономике и в политическом устройстве общества. Тут не надо путать национализм и нацизм, речь шла о консервации национальных традиций, приоритете нации, как единицы истории. Таким образом, общая проблема задания была – национализм, но не все с заданием справились, в том числе и я.

Я написала, что обозначена проблема «нация – государство», а не дала развернутый ответ непосредственно про национализм, который хотели услышать от нас члены жюри. Это не одно и то же, хотя и близко, так что я смогла всё же заработать достойные баллы на раскрытии этой проблемы. Общая задача второго тура была – критиковать позицию представленных текстов. Я критиковала с точки зрения культурологии и социологии: говорила о своем любимом мультикультурализме, толерантности, невозможности в наше время считать нацию единой. И о том, что авторы представленных текстов жили в XIX-начале ХХ века, когда границы были труднопроницаемы, когда речь шла о системе взаимодействия наций, сложившемся после вестфальского договора, которая сейчас уже не актуальна.

Современный обмен культур посредством телевидения, средств массовой информации, ликвидирует эти границы, они становятся проницаемыми. И я критиковала именно с этих позиций - актуальность данная проблема потеряла, так как изменился мир, в котором мы живем.

И очень тяжело было привести те теории, которые ждало от нас жюри. Они хотели, чтобы мы использовали базу культурологии, социологии, юриспруденции – чего угодно, что нам нравится, применив ее к той проблеме, которая актуальна именно сейчас, сегодня. Но дело в том, что школы, теории и подходы, которые мы изучали при подготовке, говорят об этой проблеме на материале XX века. Основные пункты и утверждения все еще актуальны, действуют, работают так же, как законы Ньютона работают до сих пор, несмотря на появление теории относительности Энштейна. Но все равно какие-то аспекты изменились в корне, вроде появления современных онлайн средств массовой информации, которые объединяют, глобализируют мир, и несравнимы по скорости отклика и по охвату аудитории на событие с ежедневными газетами, которые раньше лидировали в этой области. И нам на олимпиаде было трудно говорить о современных проблемах на основе материала, теорий, выстроенных на фактуре, относящейся к предыдущей эпохе.

Тихон Пшеницын, победитель всероссийской олимпиады по русскому языку

Победа в олимпиаде - это не одна моя заслуга. Это тот дар, который я с какой-то целью сподобился иметь. В начале своей напутственной речи перед олимпиадой тренер сборной Москвы по русскому языку произнесла: «Первое, что поможет вам на олимпиаде, - это Бог». Многими эта фраза была воспринята как шутка, мной же, как напоминание о том, что в начинаемом деле особо стоит просить помощи Божией.

Дальше я, готовясь, молился и трудился. А за неделю до всероссийского этапа мы с отцом съездили в Троице-Сергиеву Лавру, где я просил о помощи и заступничестве преподобного Сергия Радонежского. Итог - абсолютный победитель. Я не говорю, что не надо прикладывать никаких усилий и просто молиться, но с присутствием Бога появляется понимание того, что, чем бы ни закончилась вся олимпиадная эпопея - все будет хорошо.

Я не могу сказать, что я какой-то особенный, я обычный верующий человек, который старается следовать тому, что предлагает православие. Я пробовал жить по-разному: жить, не руководствуясь ничем, и жить по закону Божьему. И разница оказалась ощутимой. Та благодать, которую ты чувствуешь, находясь на Афонской, к примеру, земле, не поддаётся сравнению ни с чем. И разница между состоянием, когда ты делаешь какую-нибудь гадость, и моментом раскаяния в ней - ощутима.

Русский язык и как дисциплину, и как язык я с детства люблю и изучаю. Кстати, церковнославянский язык, который мне весьма пригодился на олимпиаде, я изучал с трёх лет в воскресной школе. Ещё современную азбуку не освоил, а уже вовсю работал со старославянской.

A10e2faa11e86c17d417406e6785bb1d0e98338c
Фото: Михаил Мордасов / PhotoXPress.ru

В русском языке есть тенденция к упрощению: в древнерусском и старославянском языках было гораздо больше времён глаголов, существовало больше падежей. Если учесть, что язык – система изменчивая и что меняется она вместе с сознанием её носителей, то оказывается, что наша речь стала грубее. Если же говорить о современности, то много где стоит улучшить стиль родного языка, начать говорить и писать понятнее, красивее.

Я не люблю людей, которые пишут безграмотно и при этом считают, что учиться писать им и не нужно. Я спокойно отношусь к сокращениям, смайликам и прочему, если то, что написано, понятно и приятно для чтения.

Я хочу стать хорошим человеком, который сможет прокормить семью и заниматься любимым делом, а вот что я выберу в качестве дела всей своей жизни, я пока не знаю. Пока я выбираю математику потому, что это лучшая «гиря для ума» и та область знаний, после которой можно заниматься чем угодно.

В целом, я обычный парень - люблю гулять, читать, ходить в походы, зависать в Интернете иногда, танцевать, кататься на роликах, коньках, велосипеде. Я такой же как все, разве что в компьютерные игры не играю.

Александр Безносов, главный тренер сборной Москвы по истории и обществознанию

Тренеров у нас целая команда и моя задача как главного тренера сделать, чтобы эта команда работала слаженно, она сродни тому, что делает дирижёр в оркестре. Наши задачи сложнее тех, что ставят в школе, потому что требования жюри значительно выше школьной программы.

В идеале, конечно, когда школой уже заложена база, а нам остаётся лишь шлифовать, но, бывают и другие ситуации. Проблема школьного учителя в том, что у него помимо этого ребёнка ещё целый класс, есть дети, требующие особого внимания, а ещё ему нужно сделать диагностику, а к этому может добавиться еще что-нибудь. Но от личности учителя многое зависит. И многие никогда бы ни выиграли олимпиаду, если бы в них не разглядели искорку, если бы их не зацепили.

Олимпиадники - это нормальные, часто очень озорные, часто очень непослушные, но очень интересные ребята. Это обычные дети, которым просто повезло, что они удержались и нашли свой путь. Да, они много работают, находят в этом удовольствие - но от этого они не становятся менее эмоциональными или отчаянными. Они обычные подростки.

К нам попадают разные дети – кого-то нужно подбадривать, а с кого-то, наоборот, нужно «снимать стружку» и избавлять от излишней самоуверенности. Вот в этом году у меня случай был. Очень одарённый мальчик, который в прошлом году стал призёром, а в этом году хотел отказаться от олимпиады просто потому, что ввели устный тур, а говорить публично он стеснялся.

Олимпиада – это колоссальное психо-эмоциональное напряжение. И особенно это проявляется на последнем этапе. Один из нынешних призёров по обществознанию даже подсчитал, что за неделю, которую он провёл на заключительном этапе, он потерял пять килограмм. Это ведь серьезное состязание, здесь всё как у спортсменов. И каждый реагирует по-своему: кто-то очень спокойный, методичный, невозмутимый, а кто-то нервничает, и накануне тура он будет ходить как неприкаянный по этажам, стучаться во все номера. Наша задача показать ему, что он не один, что в него верят, возможно, просто взять за руку и подержать.

У меня нет каких-то напутственных речей перед последним этапом олимпиады. Дело в том, что разные дети реагируют на разные слова, к каждому нужен свой подход. Тем более дети красивым словам не всегда доверяют. Но если они чувствуют, что за них действительно переживают и это их состояние пытаются разделить, то они реагируют.

Если ученику не удаётся победить в соревновании, то всё тоже зависит от случая. Бывают ситуации, когда никому ничего говорить не надо, человек просто понимает, что он оказался немного не на своём месте. Особенно это бывает с уровнем девятого класса. Он просто понимает, что удачно написал региональный этап, но на самом деле его больше интересует химия или биология и поступать он хочет в медицинский.

Когда же человек в 11 классе, ситуация немного иная. Затрачено много сил, он многое пережил, но ничего не получилось. Но ведь никакой труд даром же не пропадает. Те, кто получил диплом победителя, они еще не получили диплом доктора наук, у них всё только начинается. Бывает ситуации, когда человек выигрывает олимпиаду, а потом из этого ничего не выходит. Бывает и наоборот. Он может быть и не выиграл, но он настолько зарядился этим, что показывает блестящие показатели в обучении. Поэтому я всем говорю, что ваш успех или удача – это далеко не все.

Справка МОСЛЕНТЫ

Всероссийская олимпиада школьников проводится в четыре этапа (школьный, муниципальный, региональный и заключительный) по 24 предметам: от русского языка до информатики, от экономики до основ безопасности и жизнедеятельности.

С 2010 года московские школы изменили принципы проведения олимпиады. Раньше для соревнований отбирали отличников из специальных школ, а сама олимпиада рассматривалась как элитное мероприятие для избранных. Новый подход нацелен на поиск и поддержку талантов каждого ребенка в каждой школе.

В 2016 году столичная команда показала лучший результат на заключительном этапе олимпиады, поставив рекорд по количеству - 699 диплома получили ученики 214 школ города. Этот результат почти два раза превосходит цифры двухлетней давности - тогда было 386 победителей и призеров из 145 школ.

По данным департамента образования, в последние годы в Москве растет количество участников Всероссийской олимпиады. Школьный этап в этом учебном году прошел во всех школах Москвы. На муниципальном этапе было написано более 225 тысяч работ, в прошлом году - 186 тысяч, в 2009/2010 году - всего 92 тысячи.

Возросло и количество участников регионального этапа Всероссийской олимпиады – 19 781 школьников в 2015/2016 учебном году (8169 школьников в 2009/2010 учебном году). Победителями и призерам регионального этапа в нынешнем учебном году стали учащиеся 91% школ столицы (574 школы), тогда как в 2009/2010 году этого результата смогли достигнуть лишь 26% школ (421 учебное заведение).

Победителями заключительного этапа Всероссийской олимпиады в 2015/2016 учебном году стали 145 московских школьников (39% от общего числа первых мест) из 75 школ. Призерами стали 554 московских школьника.

Фактически сегодня каждая третья школа Москвы дает образование на уровне, позволяющем претендовать на диплом Всероссийской олимпиады школьников по одному или нескольким предметам. В 2010 году доля таких школ составляла 5%.