«Это как новая «Лада». Она лучше старой, но все еще «Лада»
В пятницу мэру Москвы Сергею Собянину показали уменьшенный макет нового поезда метрополитена. От предыдущих его отличают повышенные комфортабельность и энергоэффективность, а также улучшенная звукоизоляция. Но главным достоинством станет возможность сквозного прохода между вагонами. Планируется, что новый состав начнет возить пассажиров с 2017 года.
«Это самый новый вагон, который делает «Трансмашхолдинг», аналогов ему в мире нет. Из главных моментов могу выделить такие: он на 22 тонны легче, за счёт этого нагрузка на рельсы тоже меньше, на 40 процентов он менее энергоёмкий, то есть мы на 40 процентов сократим потребление электроэнергии», — рассказал о новом вагоне серии 81-765/766/767 глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов.
Вместимость нового состава увеличили на 15 процентов, дверные проемы расширили, предусмотрели специальные места для маломобильных пассажиров. Правда, принципиально новой для Москвы технологию сквозного прохода между вагонами назвать нельзя. В столичной подземке уже есть три таких поезда предыдущего поколения — из серии 81-760А/761А/763А.
Впервые в рейс поезд нового типа вышел в январе прошлого года. С апреля он начал курсировать по Серпуховско-Тимирязевской линии на постоянной основе, а в мае к нему добавился еще один.
Оба они стали именными и были посвящены двум датам: 70-летию победы в Великой Отечественной и 80-летию столичного метро. В начале нынешнего года их передали электродепо «Выхино» (обслуживает Таганско-Краснопресненскую линию).
«У новых вагонов есть как плюсы, так и минусы. С точки зрения пассажира, сквозной проход удобнее. Если в одном вагоне нет мест, можно быстро перейти в другой. То же самое касается ситуации, когда в одном вагоне не работает кондиционер — люди не оказываются отрезанными от мира в замкнутом жарком пространстве, — говорит руководитель портала «Наш транспорт» Константин Венцлавович. — При этом у новых вагонов есть и очевидные недостатки. В большинстве своем они связаны с безопасностью. При пожаре высока вероятность того, что огонь охватит весь состав целиком, ведь у него на пути не будет никаких препятствий. А в случае столкновения пассажиры из всех вагонов могут вылететь в первый».
Но в целом эксперт оценивает поезд нового типа положительно. «Я опираюсь на зарубежный опыт. Во всем мире наблюдается тенденция на переход к сквозным вагонам: в Париже, Стокгольме. Да и в нашем московском метро все новые поезда будут именно такими», — резюмирует Венцлавович.
Куда скептичнее настроен аналитик Европейского железнодорожного агентства (ERA) Роман Мюнге. «Идея сделать поезд со сквозным проходом, конечно, правильная. По этому пути идет весь мир. Это удобно для пассажиров и безопасно. Другое дело — как это будет реализовано. Трансмашхолдинг — далеко не чудесное предприятие», — отмечает эксперт.
По его словам, высказывания московских властей о повышенной энергоэффективности нового поезда не соответствуют действительности. «Это как новая «Лада» — конечно, она новая, конечно, она лучше старой, но все еще «Лада», — иронизирует Мюнге.
При этом он призывает не бояться того, что внедрение новых технологий негативно скажется на безопасности движения. «Я думаю, ничего страшного случиться не должно. Потому что случаев возгорания в московском метро не было уже давно. А что касается возможных аварий, я не думаю, что отсутствие перегородок между вагонами играет здесь какую-то роль», — рассуждает собеседник.
Машинист метро Роман Шашков не видит принципиальных отличий новых вагонов от более ранних. «Мне кажется, ничего радикально не поменялось. Да, появился сквозной проход, но тут уж каждый сам для себя решит, удобно ему это или нет. А вся техническая начинка осталась прежней», — отмечает он.
Московское метро начало обновлять подвижной состав в 2010 году. С тех пор было закуплено 1595 вагонов. По словам мэра, это 37 процентов от общего количества, курсирующего на данный момент между станциями. До 2014 года вагоны покупались по традиционной схеме — с передачей права собственности на них метрополитену. Два года назад руководство подземки решило поменять тактику и начать заключать контракты жизненного цикла. Это означает, что ответственность не только за производство, но и за эксплуатацию поездов ложится на подрядчика — мытищинское предприятие «Метровагонмаш». Метрополитен только оплачивает его услуги, но не обслуживает вагоны самостоятельно.
Нововведения в метро происходят регулярно. На прошлой неделе на Кольцевой линии был запущен поезд на автопилоте. Система работает в присутствии машиниста, но все решения, кроме начала движения, принимает сама. В ближайшее время ожидается ввод в эксплуатацию еще двух таких составов.
Сегодня новые вагоны есть уже на восьми из 12 линий метро. Таганско-Краснопресненская линия, которая считается самой загруженной в городе, получила новые поезда позже остальных направлений. Всего их шесть: три — предыдущей серии 81-760/761 и три — со сквозным проходом. Для властей фиолетовая ветка является стратегически важной еще и потому, что на ней расположен стадион «Открытие Арена», на котором через два года пройдут матчи мирового первенства по футболу.