Зачем водители трамваев выходят из кабины с ломом в руках
Каждый москвич, если он когда-нибудь ездил в трамвае, хотя бы раз видел, как на очередной развилке трамвай останавливается, а его водитель выбегает в оранжевой жилетке с ломом в руках и удаляется в неизвестном направлении. Многие ошибочно считают, что так вагоновожатые мстят водителям подрезающих их автомобилей, но на самом деле ломом переводят стрелку, чтобы трамвай повернул в нужную сторону и не сошел с рельсов.
Читайте также
Водитель трамвайного депо имени Баумана Юрий Дашков рассказал МОСЛЕНТЕ, почему в 2016 году в российской столице управлять трамваем можно, только имея при себе лом.
«Вообще все стрелки в городе автоматизированы, кроме тех, которые находятся на территории депо, но автоматика во многих местах не работает. Механизм просто выходит из строя. Поэтому приходится выходить с ломом на улицу и переводить вручную», - поясняет Дашков.
По его словам, в ГУП «Мосгортранс» даже есть специальные инструкции для водителей, как правильно орудовать ломом на путях. При этом выходить на проезжую часть, особенно при современном крайне оживленном движении, по словам Дашкова, небезопасно. «Многих водителей, когда они выходят из трамвая, сбивают машины, но руководство Мосгортранса это тщательно скрывает», - отмечает он.
Почему же стрелки не переводятся автоматически?
Раньше, говорит Дашков, «Мосгортранс» нанимал частные компании, которые обслуживали стрелки и поставляли запчасти. «Все было хорошо, большинство стрелок переводилось автоматически», - отмечает он. Но в последнее время перевозчик заключает контракты на обслуживание с заводом СВАРЗ, который входит в ГУП «Мосгортранс», и автоматика все чаще выходит из строя.
«Когда подъезжаю к стрелке, я должен подать специальный сигнал, чтобы она перевелась в нужную мне сторону. На всех автоматизированных стрелках установлены электрические ТЭНы, которые нагревают ее, чтобы там растаял скопившийся снег, лед, и она перевелась», - говорит Дашков.
Однако, по его словам, нагревающие элементы зачастую попросту не работают, и стрелка не переводится. «Когда я вижу, что стрелка не перевелась, я должен применить экстренное торможение и перевести ее вручную. Кстати, из-за этого очень часто падают пассажиры», - отмечает Дашков.
Иногда в стрелках скапливается дождевая вода, которая выводит из строя электрический механизм автоматического перевода. «В каждой стрелке есть водоотводы. Руководство Мосгортранса часто объясняет поломку автоматики тем, что якобы Мосводосток не почистил водоотвод», - поясняет водитель.
Определить, перевелась стрелка или нет, можно только «на глаз», поэтому иногда трамваи сходят с рельс. «Если я вижу, что перо [часть механизма стрелки] неплотно прилегает, я должен ее вычистить ломом. Если я понадеюсь, что колесо само прижмет перо, а этого не произойдет, то будет сход с рельс», - отмечает Дашков. Поэтому водителю проще сразу выйти из кабины и ломом перевести стрелку, чем надеяться на то, что трамвай повернет в нужную сторону автоматически.
В пресс-службе «Мосгортранса» МОСЛЕНТе сообщили, что в городе работает больше тысячи трамвайных стрелок. Многие стрелки действительно переводится автоматически. Причем, переезжать с одного пути на другой без помощи лома по идее могут водители любых трамваев, вне зависимости от марки или года выпуска.
«В настоящее время в Москве действует более тысячи стрелочных переводов трамвайных путей, часть из них оборудована автоматическим приводом, позволяющим водителю перевести стрелочный перевод в нужном направлении, не выходя из кабины трамвая. При этом по своей конструкции любой стрелочный перевод может работать в ручном режиме, то есть переводиться с помощью лома», - пояснили в «Мосгортрансе».