«Мастерславль»: когда взрослые завидуют детям
По данным столичного правительства, этим летом в городе останутся более 50 тысяч детей. Для того, чтобы дети не остались неприкаянными, для них по традиции открываются летние лагеря при школах и соцучреждениях. Сюда родители могут отвести своих отпрысков утром, и забрать вечером, после работы. Один из самых популярных лагерей с 2014 года организует «Мастерславль» - Интерактивный развивающий проект для детей, работающий в Москва-Сити. МОСЛЕНТА сходила на первый день первой смены в этом году и позавидовала детям.
Читайте также
Для тех, кто не знает, что такое «Мастерславль» - это мини-модель российского города со своей инфраструктурой. Там есть всё - от больницы и исследовательского центра РОСНАНО до автошколы и супермаркета. В мастерских в игровой форме каждый ребенок может попробовать себя в роли строителя, служащего банка, пожарного, стоматолога, полицейского, почтальона, маляра. Самые смелые могут сесть за почти настоящие экскаваторы. А скоро в Мастерславле появится и шахта.
Здесь есть своя валюта - «золотые таланты», которые можно не только тратить, но и зарабатывать. Всего на двух этажах расположены 77 мастерских, повторяющих инфраструктуру мегаполиса. Здесь, пусть в шутливой, но приближенной к реалиям нашей жизни формам и при помощи наставников малыши могут познакомиться со 150 профессиями - и определить свои предпочтения. За какие-то занятия придётся отдавать золотые таланты, но свои сбережения можно пополнить в других мастерских.
Представитель города мастеров Евгения Шубина рассказала МОСЛЕНТЕ, что эта система не только учит детей рассчитывать свои финансы, но и помогает избежать толкучки в особенно популярных павильонах. Например, на занятие по археологии придется потратиться, зато там можно откопать настоящий артефакт в настоящем песке. А вот заработать на раскопки можно в мастерской, где обучают раздельному сбору мусора - очень актуальной именно для Москвы проблемы.
Кстати, эти занятия тоже пользуются большой популярностью. Прямо при нас туда направилась группа мальчиков, «на заработки, чтоб погонять пойти», как объяснили сами дети.
Но самое популярное городское развлечение, по версии юных москвичей - спасение плюшевого медведя с высоты. «В любое время года и суток вы там найдете детей. Медведь забирается на второй этаж, дети в костюмах спасателей ищут его, потом внизу растягивают спасательный батут и просят его прыгнуть. Он "говорит" им: “Нет, я боюсь!”, - но потом наконец-то прыгает. Счастливые маленькие спасатели несут медведя обратно к наставнику, а тот его ругает за то, что не слушался и соблюдал правила безопасности», - рассказывает представитель «Мастерславля».
Аниматоры находятся с детьми каждую минуту в каждой мастерской. «Наставники к нам приходят из самых разных областей, в основном у них психологическое или педагогическое образование, - пояснила Евгения Шубина. - У нас высокие требования, но и большое количество работников: по внутренним нормативам, на шесть детей выделяется один наставник. вместимость лагеря практически безграничная, и при высоком спросе просто привлекаем дополнительного специалиста».
Программа тематических недель
В этом году традиционный лагерь «Мастерславля» открывается в новом формате: специалистами разработаны программы четырёх тематических недель, которые чередуются всё лето.
Читайте также
«В прошлые годы во время летнего лагеря был только один тематический день, и часто не получалось успеть, - рассказала МОСЛЕНТЕ Вера Барашкина, куратор проекта «Летний лагерь Мастерславля». - Нам захотелось, чтобы родители все-таки видели результат, и детям было интересно каждый день».
Тема первой недели, которая идёт сейчас (и повторится в начале июля и в начале августа) - «Театр». Дети будут ставить спектакли в настоящем театре, рассчитанном на 100 зрителей, разучат для постановки песню и поставят танец, сами нарисуют декорации, сделают себе костюм и загримируются. В пятницу спектакль покажут родителям. (В этом, кстати, скрывалась настоящая засада для родителей: пришедшие на один день малыши требуют от родителей продолжение занятий, так как показ в пятницу, а подготовка каждый день).
Младшие (от 5 до, условно, 9 лет) возьмутся за «Винни-Пуха», старшим предстоит показать родителям в пятницу «Маленького принца». Если вы по каким-то причинам пропустили первый день - это не проблема. Новеньким помогут включиться в процесс и подберут интересное дело.
На вторую неделю младших и старших разделят. Старшие станут «деловыми людьми» - им предложат с помощью исследования выяснить, чего не хватает в «Мастерславле», обосновать проект и организовать сбор средств на их реализацию. Младшие же будут делать домик своей мечты в городе - им предстоит осваивать архитектурные и строительные профессии. Кстати, в «Мастерславле» есть мастерская, где детей учат делать ремонт в квартире, и он пользуется чуть ли не большей популярностью, чем спасение плюшевого мишки.
Третья неделя называется «Теория на практике». Младшие и старшие вместе будут ставить физические и химические опыты, а также освоят искусство иллюзионистов под руководством специалистов. Опыты абсолютно безопасны, никаких токсичных, взрывающихся или пачкающихся веществ.
На четвертую неделю лагерь снова разделят на старших и младших. Младшие будут готовить настоящее чаепитие по всем правилам этикета и сервировки стола, в том числе - научатся расписывать посуду. Старшим предстоит стать «мастерами улыбок» - они будут учиться вести занятия, экскурсии. Их научат подавать материал, выступать перед большой аудиторией, а еще познакомят с Центром добрых дел.
Все вместе
В Центр добрых дел может прийти каждый ребенок в любой момент. «Мы хотим, чтобы дети научились взаимодействовать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Мы работаем с фондом "Я есть" и Мосгортуром, который проводит экскурсии у нас для особенных детей. Другие ребята с большим интересом относятся к ним, хотят их понять. Когда они вместе на занятиях, они очень легко друг с другом взаимодействуют» - рассказала Вера Барашкина.
Центр добрый дел как раз рассказывает о том, как помогать особенным детям, и дает возможность научиться управлять коляской, попробовать сориентироваться с завязанными глазами или выучить язык жестов. Однако не все родители одинаково спокойно воспринимают такой подход.
«У нас есть мастерская "Паралимпийские игры", и там мы предлагаем детям попробовать посидеть в коляске. Вот это вызывает протест у родителей. А ребятам наоборот интересно, искреннее, они хотят понять, как вообще ходить незрячим или управлять коляской», - пояснила куратор «Летнего лагеря».
В «Мастерславле» понимают, что у всех свои принципы воспитания, поэтому такие занятия не обязательны. Родитель имеет право забрать ребенка, да и сам ребенок может покинуть мастерскую в любой момент.
Как собрать ребёнка в Мастерславль
Детей привозят к 10:00, сдают на ресепшене наставникам и уезжают на весь день, до 19:30. Можно уехать и на полдня, но дети вряд ли обрадуются, если их забрать раньше. В принципе, родители могут не уезжать вовсе - на занятия в мастерские их, конечно, не пустят, но сопровождать ребёнка не запрещается. А в случае с малышами до шести лет и «особенными» детьми это даже необходимо.
Сначала «пионеров» ведут через главную площадь, автодром и мастерские в комнату сбора, где все знакомятся, делятся на группы и идут на экскурсию, после чего радостно разбегаются по мастерским. В той же общей комнате дети оставляют куртки, кофты, рюкзаки и пакеты, но ценные вещи просят забирать с собой.
Деление на группы очень условное, и в первую очередь учитывается мнение самих детей. «Например, если брат не захочет оставлять младшую сестру одну, их определят в одну группу, которую они опять же выберут сами», - рассказала МОСЛЕНТЕ руководитель проекта «Летний лагерь» Вера Барашкина.
«Мастерславль» при этом так же, как и в обычные дни, открыт для других посетителей. Детей из отряда отличают по салатовым галстучкам, они могут вместе с остальными ходить по мастерским в свободные часы, а если нужно - вожатый сам их найдёт.
График у детей, конечно, есть, но весьма условный. Один из главных принципов «Мастерславля» - никакого принуждения. Как ни странно, это не приводит к хаосу. «Когда им разрешаешь заняться тем, что они хотят, они все равно включаются в тему, но чуть позже», - пояснила Вера Барашкина. Например, в первый день смены, 6 июня, день детей выглядел примерно следующим образом:
11:30-13:45 - Свободное посещение мастерских 14:00-15:00 - обед и отдых 15:00-16:00 - подготовка спектакля 16:00-17:00 - посещение мастерских 17:00-17:45 - полдник 17:45-19:30 - посещение мастерских
Единственный обязательный пункт в распорядке дня - обед. Детей собирают на обед и полдник в кафе по всему городу. Родители могут сами дать ребенку еду с собой, но в таком случае их просят класть что-то непортящееся. Холодильник в «Мастерславле» есть, но в комнате вожатых и на экстренный случай.
Однако собирать обед дома вовсе не обязательно. Детей покормят обычной «домашней» едой - макароны, котлеты, супы (никакой рыбы! Дети ее не любят). При бронировании путёвки в лагерь родителям предоставляют возможность определить примерное меню. «Например, у нас сегодня есть один ребёнок, который не ест котлеты. Мы этот вопрос решили, заказали шницели» - рассказывает Вера.
Устами младенца
Можно сколько угодно расписывать программу, рассказывать, что стоит в каждой мастерской на полочках, но лучше самих детей нам не понять, насколько это всё интересно (увы, взрослых не пускают в мастерские, даже корреспондентов). Поэтому МОСЛЕНТА отловила двух посетителей Мастерславля после одного дня в лагере и попросила написать их об этом сочинения.
Орфографию пришлось, разумеется, поправить, но остальное - исключетельно авторский текст.
Илья, 12 лет
Первым делом я пошёл знакомиться с работой МЧС. Нам показывали, как надо действовать при ЧС, и мы спасали плюшевого мишку. Я посетил клинику, где нас проверили на остроту зрения, также рост и вес. У меня вызвала интерес библиотека, где мы анализировали рассказ, который получили по компьютеру. Скалолазание - ещё одно городское развлечение, где я лазал по скалам и долез до вершины горы. Нам предложили вкусный обед. После обеда я пошёл в автоцентр. Там нам показывали, как устроена машина. Дальше я пошёл в клуб путешествий, где нам показывали картинки с достопримечательностями, и к ним были задания - показать их на карте. У меня этот день прошёл отлично. Очень хочется ещё.
Аня, 9 лет
Сегодня я хочу вам рассказать, как я провела этот день. Я отправилась в город «Мастерславль». Там нас встретили экскурсоводы - Саша и Галя. Сначала мы составили расписание мероприятий. Я отправилась в клинику. Там я проверила слух, зрение и измерила вес. Вы спросите. почему я сначала выбрала медосмотр? Потому что я хотела получить водительские права. Для этого мне также понадобилось пройти обучение в автошколе. Там мы изучали знаки дорожного движения и сдавали тест. Потом нам рассказали, как устроена машина. Чтобы получить права и сдать тест на вождение, мне не хватало денег, так называемых талантов. Для этого я отправилась расписывать дощечки и заработала недостающие 10 монет. С ними я успешно сдала текст и получила права. В 14:00 нам предложили обед - суп лапша и макароны с мясом. После обеда я посетила урок географии. Мы изучали разные страны - по картинкам определяли, какая это страна. А напоследок я попробовала печенье украшать посыпкой. Мне больше всего понравилось водить машину. Она была красного цвета, одноместная и лёгкая в управлении. В ней всего 3 рычажка - тормоз, газ, а третий - переключение вперёд-назад. Мне очень там понравилось. Советую всем там побывать