Забудь о раке и сделай кадр
У нашего замечательного фотографа Кристине Папян есть повод для гордости, она победительница. Крис удалось перебороть рак. Крис — большая умница, репортёр от Бога. Но так получилось, что она, как и очень многие дети, начала снимать в больнице.
После успешного курса лечения Кристине стала одним из кураторов и авторов фотопроекта «Мы живём на этой Земле», посвящённого лучшим врачам России. А чёрно-белые снимки для выставки, открывшейся в небольшой галерее «Толстой» в центре Москвы, сделали подростки, которым ранее был диагностирован рак, и они долго лечились. Именно будучи пациентами, юноши и девушки снимали врачей.
«Представьте: ребенок сидит практически один, и ему нельзя выходить. Он не знает, чем заняться, потому что все видеоигры уже проиграны и выиграны, все мозаики собраны. И тут появляется человек, который даёт ему камеру и предлагает создать с её помощью другой мир. С фотоаппаратом чуть не в каждом углу можно найти необычное. Это помогает детям забыть, что они находятся в боксе, что им нельзя ни с кем контактировать. С этого начинается реабилитация», — рассказывает Кристине Папян.
Уроки фотографии в больничных боксах
Она сама лечилась от онкологии пять лет назад. Полгода провела в больнице в Московской области, а потом, уже увлекшись фотографией, случайно встретила Юрия Храмова. Он и волонтёры проекта «Мы живём на этой Земле» вот уже девять лет несколько раз в неделю приходят в московский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачёва и занимаются с маленькими пациентами.
«Ребёнку дают фотоаппарат и предлагают что-то поснимать. Потом через несколько дней куратор возвращается, смотрит, что получилось, советует: „вот это хорошо! А это не очень, попробуй так и так доработать!“ — говорит Кристине. — Детям дают смотреть альбомы знаменитых фотографов, показывают фильмы-классику – они, наверное, всего Чаплина уже пересмотрели».
Правда, к некоторым детям даже нельзя зайти в бокс, и тогда приходится объясняться знаками через стекло. Показывать пальцем, где кнопка на фотоаппарате, чтобы сделать кадр».
После курса лечения дети выходят из больницы, но продолжают снимать под руководством кураторов, одним из которых стала Кристине. «Мы все вместе встречаемся. Но я больше как друг, а не как учитель. Мне кажется, так детям проще советы воспринимать. А летом Юрий устраивает фотолагеря, обычно в немецком Гейдельберге», — рассказывает она.
Как-то туда поехала девочка, которая всё время носила повязку на голове — у неё после «химии» волосы выпали, и она повязку не снимала. «А на третий день лагеря стянула её и сказала: „Мне жарко и мне всё равно“. Потом её мама звонила нам и благодарила, потому что девочка стала раскрываться. Такая вот реабилитация», — поясняет Кристине, на чьей визитке значится «заместитель руководителя проекта „Мы живём на этой Земле“».
До последнего времени поездки в Германию фотографы устраивали за свой счёт. «У нас были спонсоры, которые дали обещание, что профинансируют два лагеря, но предложили оплатить их по факту. Взяли кредит. Спонсоры пропали. Когда просили католический монастырь в Германии о помощи, нужную сумму собрали за месяц. В России это не удавалось несколько лет. Все остальные выездные фотошколы были за наш счёт», — рассказывает нам Кристине Папян. Создатель и руководитель фотомастерской «Мы живём на этой земле» Юрий Храмов добавляет, что проект может зарабатывать на себя: «Поэтому мы и не просим пожертвований, а просим дать нам работу».
Ч/Б
Работу удалось найти два года назад, когда инициатива «Мы живём на этой Земле» присоединилась к проекту «Профессия — врач», который курируется фармацевтической компанией STADA CIS. Исполнительный директор компании Иван Глушков предложил подросткам иллюстрировать истории врачей, рассказанные пациентами для проекта. Благодаря этому, по словам Кристине, инициативе удалось остаться на плаву.
«Сейчас дети сами выбирают, кого они будут снимать, когда им удобно снимать. О съёмке договаривается координатор. Если нашему фотографу меньше 15 лет, он приезжает к врачу вместе со старшим. Снимают во время работы — наша выставка как раз об этом. Странно и забавно, когда девочка с большим фотоаппаратом говорит взрослому дяде, что делать, как встать. И он подчиняется. Съёмка длится от 15 минут до 1,5 часа», — говорит Кристине.
300 лучших снимков публикуются в книге вместе с историями медиков, а 30 из них — все чёрно-белые — в этом году попали на выставку. «Меня, наверное, уже сто раз спросили, почему всё в Ч/Б. Я обычно говорю, что это концепт. К тому же в чёрно-белом варианте снимки смотрятся лучше», — поясняет куратор проекта.
Взгляд пациента
Значительная часть снимков сделана в стиле, который придумала Ксюша Брисова — участница фотопроекта «Мы живём на этой Земле», скончавшаяся в 21 год от осложнений после онкологии. Она фотографировала медицинские процедуры от лица пациента.
«Если ты фотограф, ты должен смотреть в окошко видоискателя абсолютно отстранённо. Абстрагироваться от боли страха и сделать кадр», — считает Кристине. Этот художественный метод — «от пациента» — ребята решили перенять и сделали подборку снимков в память о Ксюше.
Её близкая подруга и один из авторов выставки пишет: «Я приехала из Германии и долго-долго рассказывала Ксюше, чем мы занимались с проектом «Мы живём на этой земле», показывала фотографии, потом за Ксюшу взялся Юра Храмов и познакомил с фотоаппаратом. Если Вы не поняли, то каждый день Ксюша боролась с болью. Своё видение мира она перенесла на серию снимков от первого лица больничных процедур. Ксюшу в больнице знали все. Не было таких мест, где бы она не бывала. Ей были открыты все двери. Она не говорила, но ее всегда все понимали, на процедуры она брала фотоаппарат, и просто снимала то, что видит и что чувствует».