Без рубрики

Особый подход: инклюзивное образование в Москве

© Дмитрий Рогулин / ТАСС

Выбор школы для своего ребенка даже для самого обычного родителя – вопрос непростой. Задача усложняется, если твой будущий первоклашка не такой, как все. МОСЛЕНТА при помощи департамента образования Москвы разбиралась, что делать родителям «особенных» детей.

Выбор школы для своего ребенка даже для самого обычного родителя – вопрос непростой. Задача усложняется, если твой будущий первоклашка не такой, как все. МОСЛЕНТА при помощи департамента образования Москвы разбиралась, что делать родителям «особенных» детей.

На сегодняшний день в школах Москвы обучается около 900 тысяч детей, ещё около 400 тысяч - дошкольники. Около 53 тысяч из них – это дети с ограниченными возможностями и дети-инвалиды. Для таких ребят существует два пути, рассказала заместитель руководителя Департамента образования Марина Смирницкая.

«Первый – обучение в коррекционном образовательном учреждении по решению семьи ребенка. В Москве существуют как отдельные коррекционные образовательные организации, так и коррекционные отделения внутри больших школ. Второй путь – получение образовательных услуг в системе инклюзии», - сказала она.

Инклюзивное образование – система, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов, благодаря чему малыши могут быстрее и легче привыкнуть к окружающему их миру. Сейчас в Москве существует 316 школ, которые работают по этой системе.

Специальная (коррекционная) школа для детей с девиантным поведением

© Сергей Дуванов / PhotoXPress.ru

В этих специализированных учреждениях учатся около 11 тысяч школьников с ограниченными возможностями: это дети с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, поведения и сложными нарушениями развития. При этом у каждого из них свои образовательные потребности и свои возможности, требующие специальных условий обучения.

Как это работает?

В департаменте образования пояснили, что особые условия, в которых нуждаются дети-инвалиды - это не только пандусы и сопровождающий специалист. Инклюзивное образование предполагает обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП), составленной индивидуально для каждого ребенка с учётом его особенных потребностей. Такая программа предполагает определенные учебники, дидактические и технические средства и необходимое психолого-педагогическое сопровождение.

«В ходе психолого-педагогического сопровождения ребенка всегда сохраняется возможность изменить вариант программы в рамках одной АООП. Такие изменения происходят в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. При этом образовательная организация создает необходимые специальные условия образования», - отмечают в департаменте.

Воспитанники ГОУ специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната

© Игорь Стомахин / PhotoXPress.ru

Также родителям не стоит забывать о дистанционной форме обучения. Она практически не предполагает присутствия детей в учебных классах или группах, но все они являются учениками той или иной школы. Специалисты уверены, что дистанционная форма обучения актуальна только в исключительных случаях и подходит тем детям, которые не имеют возможности посещать школу.

В настоящий момент в России существует около 3,5 тысяч школ приспособленных для учеников с особенностями развития. Для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья подготовлены 64 тысячи педагогов, но в департаменте считают, что таких специалистов должно быть больше.

Как понять, что ребенку нужна особая школа?

Иногда чтобы разобраться, нуждается ли ребенок в особенном подходе или просто ленится, родителям следует обратиться в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию. И чем раньше будут выявлены особенности в развитии, тем более эффективной будет помощь специалистов.

«Заключение комиссии – основание для того, чтобы ребенку в любой образовательной организации Москвы были созданы те специальные условия, которые рекомендованы специалистами», – отметила руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Москвы Ольга Дониченко.

Воспитанники колычевской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья занимаются в спортивном зале.

© Михаил Воскресенский / РИА Новости

Где и как будет обучаться ребенок, решают родители. Они выбирают школу, реализующую инклюзивные практики, или семейную форму обучения. Тем, кто выбрал семейное обучение, необходимо знать, что оно проходит вне школы и всю ответственность за образование ребенка берёт на себя семья. Однако в департаменте образования напоминают, что школа – это не только образование, но и навыки социализации, которые важны не меньше, чем знания.

Зарубежный опыт

Программы инклюзивного образования реализуются во многих странах мира. Например, в США или в Израиле каждый случай рассматривается отдельно. Педагоги и родители встречаются вместе, чтобы обсудить, как адаптировать образование в отдельно взятом классе, чтобы «особый» ученик чувствовал себя комфортно. В том же Израиле, например, детям с ограниченными возможностями выделяют отдельного психолога, ему помогают волонтеры, и все это, как правило, делается не за счет средств родителей, а за счет государства.

Опыт зарубежных стран показывает, что при правильном подходе многие дети с ограниченными возможностями успешно адаптируются к окружающему миру, поступают в ВУЗы и в дальнейшем способны жить в социуме, строить карьеру и добиваться успехов в самых различных областях.