Город

Когда в Нескучном росли ананасы

Обитель аристократов — от охотничьего домика Трубецких до «Что? Где? Когда?»

© Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

Этот оазис размеренной аристократической жизни чудом сохранился посреди бурлящего мегаполиса XXI века. История возникновения уникального паркового ансамбля восходит ко второй половине XVIII века, когда здесь сложилась цепочка дворянских усадеб. Остановимся на самых ярких страницах истории Нескучного сада.

Этот оазис размеренной аристократической жизни чудом сохранился посреди бурлящего мегаполиса XXI века. История возникновения уникального паркового ансамбля восходит ко второй половине XVIII века, когда здесь сложилась цепочка дворянских усадеб. Остановимся на самых ярких страницах истории Нескучного сада.

###Пристанище знатоков

Имение семьи Трубецких было построено в середине XVIII века московским архитектором, князем Дмитрием Ухтомским, потомком Рюрика. Он же — автор ландшафтного парка. Имение называлось «Нескучное», но насколько было распространено в городе это название, доподлинно неизвестно. Возможно, оно употреблялось лишь в кругу семьи.

Наследники Никиты Трубецкого должной бережливости не проявили и парк забросили. Сохранился только «Охотничий домик». Это старейшее здание Нескучного сада, дошедшее до нас практически в неизменном виде, а знаменит павильон еще и благодаря тому, что в нем уже много лет снимают телепередачу «Что? Где? Когда?».

Охотничий домик усадьбы Трубецких

© Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

###Живые статуи озорника Демидова

Сад здесь появился благодаря богатейшему промышленнику Прокофию Демидову. Он был страстным натуралистом: собирал гербарий, позднее переданный Московскому университету, разводил певчих птиц и пчел.

В своем обширном имении (он скупил несколько окрестных усадеб) Демидов создал удивительный сад. В нем было более четырех тысяч видов растений. Ландшафт местности был изменен — склон террасирован, овраги засыпаны. Также были построены оранжереи, в которых выращивали экзотические растения — даже ананасы, а пруды заселили редчайшими видами водоплавающих птиц. Для всего этого, говорят, потребовался ежедневный труд семисот рабочих — на протяжении нескольких лет.

Академик Паллас, составивший для Демидова каталог растений, утверждал, что его сад «не только не имеет себе подобного во всей России, но и со многими в других государствах сравнен быть может как редкостью, так и множеством содержащихся в оном растений».

По традиции того времени, Нескучный сад украшали псевдоантичные статуи. Так вот, вместо некоторых из них на постаментах стояли покрашенные мелом сторожа, следившие за посетителями, чтобы те вели себя благопристойно. Нагнется человек диковинный цветочек сорвать, а тут какой-нибудь Аполлон слезет с пьедестала и замечание сделает…

Наследникам Демидова не передалась его страсть к растениям, и ботанический сад ненадолго пережил своего создателя. Через поколение имение сменило владельцев — сад с дворцом купил граф Федор Григорьевич Орлов, генерал, обер-прокурор сената, герой Чесменской и многих других битв.

###Центр московской жизни

При графе Федоре, а потом Алексее Орлове-Чесменском имение разрослось за счет прикупленных соседних участков и уже официально получило название «Нескучное». Так это слово окончательно закрепилось в московской топонимике. При Орловых был перестроен дворец, а сад превратился в парк: в нем появились мосты и беседки, грот, летний и чайный домики. Был облагорожен берег Москвы-реки, сложился прообраз набережной. Граф Алексей был известен своей страстью к лошадям, посему в имении возникли манеж, конюшня и прочие необходимые сооружения. Впрочем, они не сохранились.

Здание библиотеки (бывший особняк графа Орлова) 1950 год

© ТАСС

Именно тогда, в начале ХIХ века, «Нескучное» стало центром народных, точнее, дворянских гуляний. Ни один праздник не обходился без увеселений у Орловых. Собиралось все московское общество. Фейерверки, качели-карусели, балы и пиры — в воспоминаниях современников их сохранились сотни.

Дворец счастливо пережил французскую оккупацию 1812 года благодаря тому, что в нем расположился штаб генерала Лористона. Это было счастье, ведь большая часть Москвы сгорела или была разорена. В 1826 году Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (дочь Алексея и племянница Федора) давала здесь бал в честь восшествия на престол Николая Первого. По слухам, тогда имение так приглянулось императрице Александре Федоровне, что у нее возникла мысль выкупить его и сделать своей московской загородной резиденцией.

###Водолечебница и богадельня

Помимо «Нескучного», в казну были куплены и располагавшиеся рядом имения Голицыных и Шаховских. Земли князя Шаховского — это имение Трубецких, доставшееся ему после нескольких перемен владельцев. Дворец пришел в упадок, за роскошным парком никто не следил. Князь Шаховской в 20-е годы ХIХ века пытался организовать на своих землях модную тогда водолечебницу, но прогорел. То ли реклама была слабой, то ли бизнес-модель не сработала. А может быть, сама идея была мертворожденной, поскольку о целебных свойствах московской воды слышать не приходилось. Так или иначе, князь был только рад предложению казны и без сожалений продал имение.

© Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

Владения Голицыных располагались ближе к центру города, там, где сейчас находится Первая городская больница. В обиходе ее часто именуют «голицынской», и это абсолютно справедливо: Голицыны — Дмитрий Михайлович и Алексей Михайлович — на своих землях и на свои средства построили здесь лечебное заведение для бесплатной помощи всем страждущим, независимо от возраста, национальности и достатка. Не принимали лишь крепостных — закон не дозволял. Здание больницы, стоящее и поныне, возведено в 1802 году великим русским зодчим Матвеем Казаковым.

К 1830-м годам Голицынская больница уже не справлялась с потоком больных. Голицын выкупил земли Шаховского в Нескучном и передал казне, а на части владения, на пожертвования, было построено здание Первой Городской больницы, которая тоже стала благотворительной. Уже после революции лечебные учреждения были объединены, но неформальное название «голицынская» в памяти народной осталось.

###Императорская резиденция и Александрийский дворец

Но вернемся к «Нескучному». Итак, Николай Первый выкупил имение у Анны Орловой за полтора миллиона рублей и подарил его супруге Александре Федоровне. Заодно присовокупил соседние имения Шаховских (Трубецких) и Голицыных. За ветхостью почти все строения на них были снесены, парки же объединены в единый ансамбль.

Дворец Орловых был перестроен и переименован в честь императрицы в Александрийский. Практически в неизменном виде он дошел до наших дней, в нем располагается старое здание Президиума Академии наук. Перед ним — фонтан работы знаменитого скульптора Ивана Витали. Сто лет он украшал Лубянскую площадь, но в 1935 году переехал в Нескучный сад, уступив место железному Феликсу.

Дворец большую часть времени пустовал, поскольку императоры жили в Санкт-Петербурге, и в Москве бывали наездами. Когда жильцов в Александрийском дворце не было, в парк пускали всех желающих. В 1830-е годы в нем появился театр на 1500 мест. Он был популярен, но через пять лет переехал в Петровский парк. Следов от него не осталось.

Парк в целом был сохранен и расширен за счет соседних угодий. По сути, он и сейчас изменился не слишком сильно, хотя дань моде временами отдавал. Когда генерал-губернатором Москвы становился кто-то из дома Романовых, Нескучный дворец оживал, потом опять наступало запустение. За парком следили, но не слишком усердно. В конце XIX века в парке появились оранжереи, одна даже сохранилась по сей день. Хотели в нем сделать Московский зоопарк, но отдали предпочтение району Пресни.

Советское время парк почти не затронуло. Разве что набережную заковали в гранит, да статуи вдоль нее поставили. Кстати, набережная именуется Пушкинской, хотя отношение к поэту имеет очень условное. Известно, что Александр Сергеевич бывал здесь лишь раз — в 1830 году с молодой женой посещал театр. Название же связано с тем, что набережную строили в 1937 году и таким образом решили отметить столетие смерти поэта.

За последнее десятилетие парк преобразился, но не утратил своей первозданной прелести. Не без труда, но угадывается, какая часть парка осталась нам в наследство от демидовского ботанического сада, а какая — от заброшенного парка Трубецких. Где проходили знаменитые праздники Орловых, а где находились конюшни.

© Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

Это удивительное место. Тут не слышно машин, хотя видно, как они катят по Фрунзенской набережной. Тут поют птицы и прыгают белки. Здесь есть мини-зоопарк и несколько детских площадок. Есть и спортивные развлечения: столы для пинг-понга, корты, шахматный павильон, футбольное поле. Есть даже экзотический Панда-парк, в простонародье именуемый «лазалки». Но это лишь приятное и необязательное дополнение. А главное — это удивительная атмосфера покоя и умиротворения. Такое ощущение, что здесь она накапливалась столетиями: все лишнее куда-то ушло, а самое важное осталось.

Как добраться: пешком от метро «Ленинский проспект» или от «Фрунзенской» через пешеходный Пушкинский мост. Вход бесплатный

Георгий Олтаржевский