Плевать на закон: как мы сдавали билеты
Сдать билет в театр или кино — всё равно что сыграть в лотерею. Организаторы культурных мероприятий нагло нарушают закон, который в этом случае полностью на стороне потребителя. 17 октября МОСЛЕНТА совместно с Союзом потребителей «Росконтроль» провела опрос читателей, и его результатами, а также итогами собственного расследования мы готовы поделиться.
Возврату подлежит
Читайте также
Проведённый опрос показал — больше половины читателей (57%) попадали в ситуацию, когда не могли воспользоваться уже оплаченными билетами на культурные и спортивные мероприятия. При этом треть берегут свои нервы: 20% даже не пробовали получить обратно свои кровные, 11% — перепродавали билеты. Голоса тех, кто всё же пытался отстоять свои права, разделились почти поровну: 14% вернули деньги, 12% — нет. В суд не обратился никто.
Как сдать билет, нам рассказал сопредседатель Союза потребителей «Росконтроль», юрист Александр Борисов. Главное условие — требовать возврата денег можно только до начала мероприятия. И для начала нужно попытаться решить вопрос мирным путём. Если не получится, предстоит жутко долгий и нудный процесс звонков/заявлений/писем/реквизитов/разъездов.
Подтверждаем: всё правда. И иногда легче продать, отдать, забить в конце концов.
Обман от «Принцессы цирка»
Чем проще вам билет достался, тем сложнее его сдать. То есть труднее всего вернуть деньги за покупку в интернете по карте.
Именно таким способом мы приобрели билет на распиаренный мюзикл «Принцесса цирка» за 2.500 рублей. И уже при покупке обратили внимание на как минимум два нарушения:
— при оплате нет возможности ознакомиться с условиями публичной оферты, которая должна быть размещена на сайте;
— на электронном билете в нарушение закона «О защите прав потребителей» и Гражданского кодекса указано, что «возврат билетов осуществляется только в случае отмены/замены/переноса мероприятия в соответствии с правилами, установленными организатором мероприятия».
По телефону пренебрежение законом со стороны организаторов мюзикла подтвердили. «Билеты обмену и возврату не подлежат день в день: ни электронные, ни бумажные. Даже за двое суток уже не принимают. Только в случае отмены спектакля (можно вернуть деньги) - читайте законодательство», — посоветовали нам.
Скорее всего, женщина пыталась изложить нам «Правила по киновидеообслуживанию населения». Согласно пункту 24 этого документа, зрители имеют право на возмещение стоимости в случае отмены просмотра, замены фильма, некачественной демонстрации и непредоставления информации о возрастных ограничениях. Однако здесь отсутствует упоминание, что это полный перечень всех возможных случаев возвращения денег за билет. В апреле 2009 года Верховный Суд РФ уже рассматривал подобное дело (решение Верховного Суда РФ от 16 апреля 2009 г. №ГКПИ09-339) и сделал вывод, который обязателен для всех граждан и организаций Российской Федерации: «...абзац пятый пункта 24 Правил распространяется только на случаи неисполнения либо ненадлежащего исполнения киновидеозрелищным предприятием обязанностей по договору на киновидеообслуживание и предусматривает возмещение стоимости билета без каких-либо условий.
Таким образом, абзац пятый пункта 24 Правил не регулирует отношения, связанные с отказом потребителя от исполнения договора в порядке статьи 32 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и пункта 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации».
Следовательно, любимый кассирами пункт правил не играет роли, когда покупатель решает вернуть билет сам, по личным обстоятельствам.
В своей правоте наша телефонная собеседница тем не менее ни капельки не сомневалась. И даже сделала одолжение, посоветовав продать билет самостоятельно. «Можете попробовать его куда-то определить. А лучше приходите, посмотрите. Перемените планы, ещё что-то сделайте... Это лучше всего будет, правда. Не хочу портить настроение ни себе, ни вам, потому что действительно стоящий спектакль», — сказала она, отбив всё желание иметь дело с Московским театром мюзикла.
Юмористы хитрят
Второй билет — на юмористическое шоу Big Stand-Up — мы приобрели через крупный агрегатор Ponominalu.ru. Сначала всё шло хорошо — на портале можно ознакомиться с публичной офертой, подробно расписаны условия возврата. Для этого нужно заполнить по шаблону заявление, указать все реквизиты карты, с которой производилась оплата, отправить подписанный скан на почту, получить подтверждение о получении и после либо отправить оригинал почтой, либо привезти самому.
В этой последовательности всё корректно. Кроме маленькой детальки, указанной в условиях возврата: скан заявления нужно предоставить не позже, чем за сутки до окончания сроков возврата. На «горячей линии» пояснили, что это условие организатора, которое агрегатор соблюдает вопреки требованиям законодательства.
На заполнение заявления и отправку скана по электронной почте ушло не больше 15 минут. Однако за двое суток ответа на последовало. Пришлось снова набрать «горячую линию», где долго отрицали получение письма, но потом всё-таки нашли его. В течение часа на почту пришло подтверждение о корректности заявления с уведомлением о блокировке билета. Осталось предоставить оригинал, но соблюсти установленные организатором правила уже невозможно — до шоу меньше суток.
В таких случаях нужно писать претензию в местный комитет по культуре или обращаться в суд. Хотя идти на такие меры ради тысячи рублей как-то глупо и неохото. Видимо, на это и рассчитано.
Почти честное кино
Не возникло проблем с возвратом денег за сеанс в одном из кинотеатров сети «Каро». Купленный в терминале билетик за три часа до показа без всяких вопросов приняли в кассе. Средства должны были вернуться на карту в течение 10 дней, но поступили в тот же день.
Изначально насторожило то, что ознакомиться с условиями оферты в терминале нельзя. Но в случае полного возмещения стоимости не очень-то они и интересны.
На самом деле, кинотеатр имел полное право вычесть из стоимости билета фактически понесённые расходы - то есть стоимость бумаги, печати и т.п. Правда, в таком случае он обязан показать документы, подтверждающие траты.
Минимизируйте риски
Специалисты советуют страховать риски, если есть вероятность не попасть на мероприятие. Тогда деньги точно вернут. Подобная опция есть у крупных интернет-агрегаторов.
Второй совет Росконтроля — интересоваться условиями возврата сразу, при покупке. Вообще многие театральные компании, например, сейчас идут навстречу покупателю: в случае невозможности прийти на спектакль в день, указанный в билете, предлагают выбрать другую дату или постановку.
Ну, а если, кассиры, администраторы и даже охранники всё же пытаются сбить вас с толку, надеясь на юридическую неграмотность и расточительность, придётся проявить настойчивость.