В Москве открылись десять новых станций Большой кольцевой линии метро. Как они изменят жизнь москвичей?
Большая кольцевая линия (БКЛ) — одиннадцатая по официальной нумерации линия Московского метрополитена. Ранее также называлась Третьим пересадочным контуром вслед за Первым или пересадочными станциями на Кольцевой линии столичного метро и Вторым или самой Кольцевой линией.
Идея строительства линии впервые возникла в 1947 году, но из-за присоединения к Москве новых районов в пределах МКАД, в которых нужно было построить новые станции метро, проект был отложен. К идее создания «Второго кольца» возвращались как в 70-х, так и в 80-х годах, но каждый раз отказывались от нее в пользу решения насущных вопросов.
За проект Третьего пересадочного контура, в итоге превратившийся в план строительства БКЛ, серьезно взялись только в 2011 году. Первый участок заново спроектированного кольца «Петровский парк» — «Деловой центр», включивший в себя пять станций, был открыт 26 февраля 2018 года.
Большая кольцевая линия метро — ключевой проект развития центрального транспортного узла страны. По официальным данным, сегодня через Москву проходят около 60 процентов всех пассажиров России. БКЛ позволяет объединить все пассажирские маршруты.
По словам мэра Москвы Сергея Собянина, БКЛ вместе с МЦК стал новым опорным каркасом всей транспортной системы Москвы и Московского транспортного узла. «Он самый сложный и самый востребованный, — рассказал Собянин на церемонии открытия новых станций. — Сложный, потому что, как мы уже сказали, под Москвой построен и продолжает строиться целый новый подземный город. Всего надо будет пройти 150 километров тоннелей. С Большой кольцевой линии будут пересадки на 44 различных направления. Это и пригородные железные дороги, и МЦК, и МЦД, и радиальные направления метро».
7 декабря 2021 года были открыты еще десять станций БКЛ: «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино» и «Каховская». Таким образом на западном участке БКЛ появилась возможность беспрерывного движения между 16 станциями — от «Савеловской» до «Каховской», не считая станций «Шелепиха» и «Деловой центр», также относящихся к БКЛ.
С этого дня в Москве работают 22 станции Большой кольцевой линии. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, проект завершен на 70 процентов. Оставшиеся 30 процентов — еще девять строящихся станций, которые планируется открыть до 2023 года.
БКЛ должна разгрузить существующие линии метро и позволить москвичам с еще большей скоростью перемещаться между разными, в том числе удаленными районами города.
Новые станции в первую очередь рассчитаны на жителей районов Хорошево-Мневники, Кунцево, Можайского, Филей, Давыдково, Очаково-Матвеевского, Раменок, Проспекта Вернадского, Обручевского, Ломоносовского, Черемушек, Коньково, Зюзино и Нагорного, а также сотрудников местных компаний и учреждений.
По официальной информации, здесь проживает более 1,4 миллиона человек. При этом 450 тысяч москвичей живут в непосредственной близости от новых станций и могут добраться до них пешком.
Столичные власти планируют, что первое время пассажиропоток на станциях составит порядка 600 тысяч человек в сутки.
Благодаря новым станциям пассажиры смогут экономить в среднем до 35-45 минут. К примеру, чтобы добраться от «Проспекта Вернадского» до «Мякинина», где расположен концертный зал «Крокус Сити Холл», теперь потребуется 31 минута. Старый маршрут был дольше на 25 минут. Еще 12 минут пассажиры сэкономят в пути от «Ясенево» до «Нагорной» — теперь он займет всего 27 минут.
Ранее от «Говорова» до «Теплого стана» приходилось добираться больше часа, теперь дорога займет только 30 минут, сэкономив пассажирам 34 минуты. Также за 34 минуты москвичи смогут добраться от «Рассказовки» до «Воробьевых гор», сохранив 26 минут.
Семь из десяти новых станций БКЛ позволяют осуществить пересадку на другие станции московского метро, а также линии Московских центральных диаметров. Так, с «Кунцевской» можно пересесть на Арбатско-Покровскую и Филевскую линии, а также МЦД-1. Станция «Мичуринский проспект» позволит перейти на Солнцевскую линию, а «Проспект Вернадского» — на Сокольническую линию столичного метрополитена.
Переход на станцию «Калужская» Калужско-Рижской линии возможен с «Воронцовской» станции БКЛ, на «Севастопольскую» Серпуховско-Тимирязевской — со станции «Каховская». Станция БЛ «Аминьевская» позволяет пересесть на МЦД-4 и воспользоваться поездами Киевского направления Московской железной дороги.
Еще одной пересадочной станцией в будущем станет «Новаторская». Здесь можно будет пересесть на Троицкую линию метро.
В октябре 2021 года на БКЛ вышел современный поезд «Москва — 2020». На линии будут курсировать составы только этой модели.
Открытие нового участка линии привело к увеличению интенсивности движения поездов. Так, между станциями «Савеловская» и «Хорошевская» в часы пик будут курсировать 27 пар составов в каждом направлении. Ранее их было только 24. Интервал между прибытием поездов на платформу сократится до двух минут 13 секунд.
От станции «Хорошевская» до «Каховской» количество пар поездов увеличится с 12 до 18, а интервал движения составит три минуты 20 секунд.
Открытие новых станций Большой кольцевой линии позволит скорректировать маршруты наземного транспорта, чтобы москвичам было проще добираться до БКЛ. Так, будет создано два новых автобусных маршрута, а еще 69 изменены.
Также в приложении «Метро Москвы» пользователи смогут не только рассчитать время пути, но и узнать в режиме онлайн информацию о загрузке прибывающего состава, чтобы выбрать более свободный вагон.
Новые станции БКЛ приспособлены для самостоятельного перемещения маломобильных граждан. Так, здесь установлены лифты, позволяющие быстро спуститься с улицы на платформы.
Открытие новых станций БКЛ позволит разгрузить сразу несколько линий московского метро. Так, станция «Кунцевская» Большой кольцевой линии позволит уменьшить пассажиропоток на одноименных станциях Арбатско-Покровской и Филевской линий на 36 и 27 процентов соответственно.
«Проспект Вернадского» Сокольнической линии освободится от 43 процентов нагрузки, на 44 процента сократится пассажиропоток на станции «Калужская» Калужско-Рижской линии. Эффект будет наиболее заметен на станции «Севастопольской» Серпуховско-Тимирязевской линии — здесь нагрузка уменьшится на 60 процентов.
Благодаря новому участку БКЛ снизится поток пассажиров на участках радиальных линий метро внутри большого кольца — до 22 процентов на Арбатско-Покровской, до 21 процента на Филевской, до 16 процентов на Серпуховско-Тимирязевской, до 15 процентов на Калужско-Рижской и до 13 процентов на Сокольнической линиях.
Когда БКЛ будет полностью введена в эксплуатацию, на МЦК станет свободнее на 17 процентов.
Также снизится нагрузка на наземный транспорт. По официальным данным, на 17 процентов станет свободнее Аминьевское шоссе, улица Каховка — на 15 процентов, Профсоюзная улица и Севастопольский проспект — на шесть процентов, проспект Вернадского и Мичуринский проспект — на пять процентов, Рублевское шоссе — на четыре процента.