Жестокость, похожая на шахматы
Американский футбол в России остается по-настоящему диковинным видом спорта. Тем не менее, в нашей стране разыгрывается полноценный чемпионат, есть своя сборная и теплятся мечты о профессиональной лиге. Чем живет американский футбол в России рассказали игроки московской команды «Черный Шторм» Артём Кобанов и капитан Дмитрий Попков.
— Когда вы занялись американским футболом и почему?
Дмитрий Попков: Мне 35 лет, футбол пришел в мою жизнь когда мне было 12 лет, в 1992 году, в 1996 году я стал первым в истории среди юниоров чемпионом России в составе легендарной команды «Московские Медведи» (именно за эту команду играл и становился чемпионом СССР Владимир Турчинский — прим МОСЛЕНТЫ). Приоткрывая завесу тайны, могу сказать, что в ближайшее время стоит ожидать возвращения этой команды, мы с несколькими уважаемыми людьми из числа бывших игроков этого клуба сейчас вплотную занимаемся этим проектом.
Артем Кобанов: Я попал в мир российского американского футбола совершенно случайно, увидел объявление на форуме и подумал «почему бы и нет?», ну и пошло-поехало. Отыграл уже пять сезонов в Чемпионате России. Сейчас не представляю себе жизнь без родного клуба.
«Играть приходят разные люди, с разными взглядами и целями, вопрос тут даже в том ни кто приходит, а кто остается»
— Чем вас так завлек футбол?
А.К.: Это уникальный спорт, с неповторимым командным духом, жесткостью и в тоже время похожий на шахматы, где команда должна работать как единых механизм, а тренеры, планируя комбинации, смотреть на несколько шагов вперед.
— Кто приходит играть в американский футбол?
Д.П.: Играть приходят разные люди, с разными взглядами и целями, вопрос тут даже не в том, кто приходит, а в том, кто остается. Кто-то приходит, поиграв в футбол на приставке или из-за красивой формы, а потом, когда понимает, что это не фитнес, что захваты и тэклы — это больно, и для результата нужна стопроцентная самоотдача, уходит. Остаются единицы, ведь команда это вторая семья. И с несерьезным отношением к ней люди не задерживаются.
**— Где вы берете экипировку для команды? **
Д.П.: Раз футбол американский, то и ответ лежит на поверхности. Заказываем в США, иногда в Европе, сейчас у команды есть определенный резерв экипировки для тех людей, которые только пришли.
— Что представляет собой чемпионат России?
А.К.: Когда я начинал играть, в чемпионате участвовали пара команд из Москвы, Санкт-Петербурга и клуб из Астрахани. С тех пор клубы появились почти в каждом крупном городе от Калининграда до Хабаровска, даже в Крыму есть своя команда, а в Москве их вообще пять. Параллельно с чемпионатом России проходит множество других турниров, а уровень игроков растет с каждым годом. Сезон у нас проходит в теплое время года. В 2015 году матчи регулярного чемпионата играются с апреля по июль, а затем проходят матчи плей-офф.
— NFL — самая популярная спортивная лига в США. Финал чемпионата — национальный праздник и минута рекламы на Superbowl стоит миллионы. В нашей стране данный спорт — экзотика. Что отпугивает болельщиков? Слово «американский» в названии?
А.К.: Я думаю, что проблема в непонимании сути игры, мы не растем в атмосфере футбола, как американцы. У них в каждой школе есть своя команда, за которую все болеют, есть стипендии для поступления в колледж и университет. Очень популярен там студенческий футбол. А по поводу слова американский… Так хоккей у нас тоже «канадский», бокс – английский. Считаю, что в спорте нет места политике.
— В 2013 году две московские команды играли матч на стадионе «Торпедо» с ТВ эфиром. Тот эфир стал новым витком в развитии или все осталось там, где было?
Д.П.: Конечно это был огромный шаг вперед, мы показали, что футбол в России есть и поспособствовали появлению большого количества клубов в российской провинции. Я помню времена, когда в чемпионате России участвовало буквально несколько команд, а сейчас география клубов — от Калининграда до Владивостока.
**— Кто содержит команды? **
А.К.: Наш клуб существует исключительно благодаря ежемесячным взносам игроков. Это действительно проблема, поскольку аренда полей в крупных городах стоит сумасшедших денег. В регионах, насколько я знаю, с этим попроще и зачастую у команд есть финансирование от администрации города или льготные условия на базах различных вузов.
— Игроки получают деньги за свою игру или вы энтузиасты?
А.К.: Мы — энтузиасты! Зал, форма, взносы — все берется из своего кармана. Поэтому у нас люди, влюбленные в этот спорт, что создает уникальную атмосферу в команде. Думаю, что учитывая темпы роста популярности футбола, ситуация скоро изменится и в России в течение 5—10 лет появится профессиональная лига и игроки, для которых футбол станет не просто хобби.
**— Существует ли сборная России и насколько это серьезный уровень? **
А.К.: Да, как раз сейчас проходят отборочные лагеря, а осенью наша сборная команда будет отстаивать честь страны в отборочных матчах чемпионата Европы. Сам я, к сожалению, не поехал на отбор, все же мой основной спорт — пауэрлифтинг. Уровень спортсменов сборной? Представь, что лучший результат в жиме 100 килограммовой штанги лежа — 43 повторения, а средний игрок сборной жмет в районе 20. Причем это не пауэрлифтеры, а игроки в футбол! Они еще и быстро бегают, сильно толкают.
— Многие ругают американский футбол за чрезмерную медлительность и затянутость. Пару метров прошли, полежали, мячик судье отдали и пошли менять составы...
Д.П.: Американский футбол это один из самых динамичных видов спорта, но, к сожалению, в нашей стране он по прежнему в диковинку и не так много людей, которые понимают механику игры, а со стороны кажется да — потолкались, два ярда прошли, пошли меняться. Но поверьте, это только на первый взгляд. Динамика матчей чемпионата России, даже не ведущих команд, намного выше, чем большинства матчей, да простят меня любители классического европейского футбола, первого и второго дивизиона российского футбола.
**— Есть ли в командах легионеры и выходцы из NFL? **
А.К.: В 2013 году в составе нашего клуба была группа легионеров, у некоторых команд были тренеры из США и Европы. А самым известным «американцем в России» является Бобби Роум, профессиональный игрок из США, в настоящее время тренирующий команду в Хабаровске.
— Как вы оцениваете развитие этого вида в Москве и в России в целом?
Д.П.: Динамика развития в России за последнее время положительная, но так как спорт дорогой и требует немалых затрат, он нуждается в серьезных финансовых вливаниях. И если это будет , то в скором будущем мы получим очень хорошие результаты. Как на уровне клубов, так и на уровне сборной. В 2013 году команда «Черный Шторм» сделала то, что ни делал до нее никто: организовала прямые трансляции матчей, выбрала культовый стадион «Торпедо», пригласила топовых игроков из Америки и Европы, собрала порядка пяти тысяч зрителей. И, наконец, в первые в истории «Черный Шторм» обыграл десятикратных чемпионов России «Московских Патриотов», причем дважды. До этого они вообще никому на внутренней арене 12 лет не проигрывали! В сезоне 2013 в обеих командах играли лучшие легионеры из Европы и США, и это по праву была игра двух сильнейших команд России на тот момент.
— Насколько официален статус «чемпион России по американскому футболу»?
А.К.: Полностью официален. Наш спорт аккредитован в Министерстве спорта, существует федерация. Я вот до сих пор не получил еще свое удостоверение мастера спорта за победу в чемпионате России в 2013 году.
— Есть ли у талантливых русских игроков путь «наверх»? Например, в регби ты можешь попасть в Англию или Францию и состояться как профи. У вас есть такая градация?
А.К.: С ходу могу перечислить нескольких своих своих друзей, которые выступали в топовых Европейских клубах, наш соотечественник был в тренировочном составе клуба NFL. Поэтому шансы есть, но не многие готовы ставить все на кон ради карьеры игрока в футбол, слишком велики риски. Очень часто бывает, что после окончания сезона игроки заканчивают карьеру или прерывают ее на какое-то время. Если в России появится профессиональная лига, то, возможно, отток будет не таким большим и уровень команд будет постоянно расти.