Зачем Москве авиакластер
Сегодня столичный градоначальник Сергей Собянин при посещении конструкторского бюро «Сухой» заявил, что власти заинтересованы в развитии авиастроительной отрасли города. МОСЛЕНТА выяснила, какую поддержку может получить столичный авиапром, какие предприятия работают в Москве и сколько людей задействовано в самолетостроении.
Почти 100 тысяч человек
То, что авиастроение является одной из приоритетных отраслей промышленности столицы, доказывают конкретные цифры: ежегодно оно приносит в бюджет города около четырех миллиардов рублей.
«Авиапром Москвы является центром компетенции российского авиастроения. В городе на него работает около 35 тысяч человек непосредственно на предприятиях. Если брать все смежные области — науку, образование — это около 100 тысяч человек», — сказал мэр.
Собянин подчеркнул, что это огромный комплекс, который состоит из самых высоких технологий и высокотехнологичных рабочих мест.
«Москва, конечно, будет оказывать всемерное содействие для его дальнейшего развития, для привлечения инвестиций, создания технопарков, технополисов. Все, что требуется от города, будем делать», — отметил Собянин.
Президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в состав которой входит бюро «Сухой», Юрий Слюсарь добавил, что в планах на 2016 год у корпорации набор порядка одной тысячи человек из числа молодых специалистов, которые смогут работать на предприятиях столичного авиапрома.
«Мы очень благодарны правительству Москвы и лично Сергею Семеновичу за ту поддержку, которая оказывается. Это касается и образовательных программ, и наших планов в отношении расширения промышленных возможностей. Я очень надеюсь, что нам удастся привлечь молодых специалистов. И все те предприятия, которые на территории Москвы расположены, станут тем местом, куда молодежь будет приходить и оставаться», — сказал он.
Более 70 процентов разработок
Согласно планам московских властей, одним из ключевых аспектов развития индустриального сектора является создание системы специализированных территорий, предназначенных для ускоренного роста высокотехнологичной промышленности.
Применительно к самолетостроению правительство Москвы рассматривает возможность создания в городе авиастроительного кластера. В него могут войти не только столичные производственные площадки ОАК, но также профильные вузы, научно-исследовательские институты и компании-смежники.
«Таким образом, в московском авиастроительном кластере будет сосредоточено 70 процентов научных и конструкторских разработок в сфере российского авиастроения», — считает мэр. Появление авиакластера позволит создать в городе десятки новых профильных производств и сотни смежных компаний с большим количеством высокооплачиваемых рабочих мест. В рамках кластера появятся технопарк, центры коллективного пользования, молодежного инновационного творчества, прототипирования, деятельность которых будет основана на достижениях фундаментальной и прикладной науки.
Став участниками кластера, предприятия авиационной отрасли могут получить налоговые льготы, предусмотренные законами Москвы. Эти преимущества будут доступны при выполнении тех же условий, что выполняют и другие городские предприятия-льготники: выплата достойной заработной платы работникам, реализация инвестиционных программ и рациональное использование производственных площадок.
Авиастроительный потенциал столицы
ОАК является крупнейшим отечественным производителем военной и гражданской авиации. В Москве расположены ее основные корпоративные и инженерные подразделения, включая инженерные центры «МиГ», «Иркут», «Туполев», «Ил» и «Сухой».
Подразделения корпорации занимают около одного миллиона квадратных метров производственных площадей. Основные площадки расположены в районе Ленинградского и Волоколамского шоссе. Общее число сотрудников OAK — более 98 тысяч человек, из которых 17 тысяч работают в Москве.
Компания «Сухой», которая ведет свою историю еще с 1939 года, является одним из ключевых подразделений ОАК. Она разработала более 150 проектов самолетов различного назначения. На самолетах семейства «Су» установлено более 50 мировых рекордов, они поставлялись в 30 стран мира.
Самолеты компании — основа боевой авиации России, именно они сейчас используются в Сирии. Для гражданской авиации знаковой продукцией является ближнемагистральный самолет «Сухой Суперджет».
В Москве работают два подразделения компании «Сухой». Во-первых, это конструкторское бюро, осуществляющее разработку боевых самолетов и являющееся головным исполнителем по контрактам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, где работает более четырех тысяч человек. Во-вторых, здесь находится головной центр компании. Также в столице находится дочерняя компания — ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», которая строит пассажирский авиалайнер «Сухой Суперджет 100».
«Это одно из старейших предприятий, которое находится в Москве и использует самые современные проектные технологии. Здесь работают выпускники лучших московских вузов, и по динамике развития мы видим, что экономика предприятия с каждым годом развивается, количество работающих здесь не уменьшается, а увеличивается», — отметил Собянин.
Помимо предприятий ОАК в столице также есть 10 предприятий-производителей комплектующих, которые входят в состав компании «Ростех», и около десятка предприятий-смежников, производящих электронику и авионику (электронная начинка самолетов). Кроме того, здесь работают научные центры авиастроения, среди которых НИАТ, ВИАМ, ЦИАМ, ГосНИИАС.
За подготовку специалистов, которые впоследствии связывают свою карьеру с авиастроением, отвечает ряд вузов, среди которых МГТУ имени Баумана, МГУ, МАИ, МИФИ, МФТИ, МАТИ.