Благотворительность между Земфирой и фуд-кортом
Пикник «Афиши» уже несколько лет работает с благотворительными фондами и в этом году предлагает совершенно новый подход к их участию в фестивале. О том, как эффективно и технологично организовать помощь благотворителям на крупном городском событии, МОСЛЕНТЕ рассказали программный директор фестиваля Юрий Сапрыкин, директор благотворительного фонда Константина Хабенского Алена Мешкова и руководитель пресс-службы фонда помощи хосписам «Вера» Елена Мартьянова.
Юрий Сапрыкин, программный директор фестиваля Пикник "Афиши"
Лет пять назад в «Афишу» начали приходить знакомые и незнакомые нам люди из благотворительных фондов, предлагая организовать свои программы на Пикнике. От скромных маленьких площадок, где добрые люди возились с детьми, до выступления труппы «Больничные клоуны», которые носились по всей территории «Коломенского» и сцены фонда «Вера», где были большие перформансы и настоящие концерты. Вариантов активности на фестивале было придумано невероятное количество. Помню, два года назад фонд, помогающий приютам для животных, в качестве аллегории помощи своим питомцам выдавал подходившим к стенду посетителям ледяные фигурки котят, которых надо было отогреть теплом ладоней.
Читайте также
У меня сердце кровью обливалось, когда я смотрел на то, как из года в год невероятный объем креатива тратится на то, чтобы ярче показать себя на мероприятии, где и так все участники на всех площадках тратят максимум усилий, чтобы ярче себя продать. В результате благотворители эту гонку все равно проигрывали: что бы вы ни придумали, на фоне площадки Nike или Sony это будет смотреться по-сиротски.
И мы решили в этом году сказать благотворительным фондам: пожалуйста, не тратьте у нас на площадке никаких усилий и денег, не пытайтесь переиграть хедлайнеров Пикника или корпораций, которые строят здесь свои шатры. Давайте мы сами сделаем так, чтобы вас было видно на каждом шагу. Мы не можем это организовать для всех 35 фондов, которые к нам обратились, но четыре из них мы давно знаем, и для них мы готовы это сделать.
Мы не будем организовывать площадки и активности, не станем заставлять вас конкурировать с другими развлечениями, а прошьем все пространство фестиваля информацией о вас, напоминанием о том, что где-то еще тут есть люди, которым можно помочь. Информация о вас будет на карте фестиваля, на его расписании, на экранах у сцен, где мы будем показывать объявления про благотворительные фонды. Покупая сувениры, футболки, посетители Пикника увидят яркие браслеты, которые можно обменять на пожертвование. Светоотражающий браслет — полезная вещь, которая останется у человека, и вся нужная информация будет у него впоследствии перед глазами всякий раз, когда он его наденет. (С ноября 2014-го согласно изменениям, внесенным в ПДД, пешеходы, которые двигаются по обочине дороги или краю проезжей части за пределами населенных пунктов в темное время суток, должны иметь на своей одежде светоотражающие элементы — прим. МОСЛЕНТЫ.)
На прошлом Пикнике все благотворительные фонды собрали около 400 тысяч рублей, в этом году мы хотим собрать несколько миллионов
В этом году в Пикнике примут участие четыре благотворительные организации: фонд Константина Хабенского, деятельность которого направлена на спасение детей с заболеваниями головного мозга, фонд помощи хосписам «Вера», фонд «Нужна помощь», занятый популяризацией благотворительности и волонтерства, и Санкт-Петербургский фонд «Антон тут рядом», занимающийся обучением и социальной реабилитацией людей с аутизмом.
Идея с единым номером для смс-пожертвований на браслете возникла потому, что мы понимаем: помощь должна быть организована максимально технологично. Не надо требовать от человека, чтобы он пошел в банк заполнять квитанцию или запомнил адрес сайта, на котором когда-то, может быть, он что-то сможет сделать. Можно сейчас залезть в кошелек, отдав пожертвование и получив браслет, или отправить смс на номер из четырех цифр, а мы впоследствии разделим полученную сумму поровну на четыре фонда. На прошлом Пикнике все благотворительные фонды собрали около 400 тысяч рублей, в этом году мы хотим собрать несколько миллионов.
Возможно когда-то в будущем мы включим сумму пожертвования в стоимость билета, но сейчас исходим из того, что благотворительность должна быть результатом самостоятельного выбора человека.
Организуя Пикник, мы говорим себе: давайте на площадке фестиваля собирать деньги на помощь больным людям, и все. А если вы, к примеру, хотите поговорить о том, где поставить памятник князю Владимиру, то это не к нам, и вообще не наше собачье дело
Если сравнивать Пикник «Афиши» с тем, что происходит на европейских фестивалях, то там нет понятия «благотворительность», а есть понятие «социальные проекты». И они там тебя постоянно преследуют: кто-то все время хватает тебя за лацкан и просит подписать петицию в защиту бирманских правозащитников или квартала для бедных, который разрушают в соседнем городе алчные девелоперы.
Не знаю, хорошо это или плохо, что у нас все так сложилось, но, организуя Пикник, мы говорим себе: давайте на площадке фестиваля собирать деньги на помощь больным людям, и все. А если вы, к примеру, хотите поговорить о том, где поставить памятник князю Владимиру, то это не к нам, и вообще не наше собачье дело. В нашем контексте это выглядело бы странно, и мы предлагаем делать то, на что люди готовы, что они понимают и в чем с радостью участвуют.
За последние годы силами фондов и медиа от «Афиши» до Первого канала людям стала близка сама мысль о том, что есть случаи и ситуации, с которыми государство не справляется, и в этом надо участвовать, жертвуя деньги легко и так же естественно, как отдавая их, например, за билет в кино. Раз эта привычка уже оформилась, давайте работать с ней.
Елена Мартьянова, руководитель пресс-службы фонда помощи хосписам «Вера»
Фонд «Вера» проводил мероприятия для самых разных аудиторий — благотворительные концерты, аукционы, спектакли, ежегодный праздник «Сладкий день» и забег Дедов Морозов.
Часто мы обжигались на том, что на подготовку мероприятия уходит огромное количество сил и ресурсов, а финансовый итог не оправдывает ожиданий, и это грустно. Потому что, средства нужны очень, особенно в кризис, ведь в региональных хосписах государственных средств не хватает даже на пеленки и памперсы, не говоря уже об овощах и фруктах для пациентов или возможности сделать ремонт.
Все гости получат двойное удовольствие: и отдохнут с друзьями на Пикнике под отличную музыку, и уйдут оттуда с ощущением, что сделали хорошее дело
И мы очень радуемся, когда наши друзья и партнеры интегрируют благотворительность в те акции, которые уже популярны среди огромного количества людей. Например, так было зимой, когда каток ВДНХ и «Афиша» проводили благотворительный день и перевели подопечным трех фондов выручку от продажи билетов на каток.
В Пикниках «Афиши» фонд «Вера» участвует уже много лет, и нам очень приятно, что организаторам удалось придумать такой простой и понятный для всех способ помочь. Обе идеи отличные: и с долговечным светоотражающим браслетом, на котором посетители унесут всю информацию о нас, и со сбором всех средств через смс на единый короткий номер. Таким образом все гости получат двойное удовольствие: и отдохнут с друзьями на Пикнике под отличную музыку, и уйдут оттуда с ощущением, что сделали хорошее дело.
Алена Мешкова, директор благотворительного фонда Константина Хабенского
Я искренне считаю, что благотворительность должна базироваться на положительных эмоциях, а не на ощущении, что все плохо, все умрут или будут жить несчастливо. Поэтому мне очень нравится подход организаторов Пикника «Афиши»: они интегрируют благотворительную составляющую в праздничное мероприятие.
Ты идешь отдыхать, получать удовольствие, и знаешь, что одновременно с этим можешь помочь одному из благотворительных проектов, который поддерживают организаторы
Так делают во всем мире: ты участвуешь в благотворительности не потому, что тебя напугали — показали фотографию ребенка, старушки или животного, которым срочно нужна помощь. Ты идешь отдыхать, получать удовольствие и знаешь, что одновременно с этим можешь помочь одному из благотворительных проектов, которые решили поддержать организаторы.
И мы очень ценим, что благодаря Пикнику у фонда появляется возможность выходить на новую аудиторию, причем через позитивные эмоции, которых на фестивале масса. А публика у «Афиши» близка к идеальной: молодые, активные, реализовавшиеся люди.
Важна не только сумма, собранная на месте, но и та история, которая начинает развиваться дальше. Это и повышение узнаваемости, и новые люди, которые подпишутся на регулярные платежи по смс фондам, указанным на браслете, и будут помогать нам в ближайший год или десять лет. Мы очень рассчитываем, что эффект будет долгоиграющим.