Город

Улица для человека

© Вячеслав Прокофьев / ТАСС

На Московском урбанистическом форуме в ходе панельной дискуссии «Улица: транзитная зона или пространство социальной жизни» эксперты подробно обсудили реализацию программы «Моя улица». Партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов рассказал о стандартах, которые определят, как будут выглядеть 3200 московских улиц после благоустройства.

На Московском урбанистическом форуме в ходе панельной дискуссии «Улица: транзитная зона или пространство социальной жизни» эксперты подробно обсудили реализацию программы «Моя улица». Партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов рассказал о стандартах, которые определят, как будут выглядеть 3200 московских улиц после благоустройства.

«Если в 2011-2014 годах в Москве парки и пешеходные зоны стали синонимом общественного пространства, символом новой урбанистической политики города, то в 2014-2015-м эту позицию заняла улица, — объяснил Петр Бирюков, заместитель мэра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. — В текущем году мы реконструировали примерно 50 улиц и площадей, это в два раза больше, чем в период с 2012-го по 2014-й. В нашем сознании, в информационном поле появилась программа «Моя улица». От улицы для автомобиля мы перешли к улице для человека. От улицы — транспортного средства к улице — пространству общения».

В соответствии с распоряжением мэра города, после того, как улица реконструирована, вводится пятилетний мораторий на ведение на ней работ, связанных с разрытием. Исключения делаются только для аварийных случаев

Петр Бирюков
заместитель мэра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства

По его словам, до 2010 года в Москве понимание роли улиц в жизни города сохранялось на уровне градостроительных концепций 1960-х годов, когда они считались в первую очередь транспортными артериями. Проблемы улиц пытались решать старыми способами: уменьшить количество светофоров, наземных переходов, увеличить количество полос движения за счет сокращения зеленых насаждений. На этом фоне программа «Моя улица» стала символом смены урбанистической идеологии. Были названы новые приоритеты проводимых в городе благоустройств, объявлены здравые, актуальные задачи: сделать московские улицы узнаваемыми, повысить их доступность, безопасность, обеспечить на них комфортные условия для отдыха, улучшить качество их благоустройства, преодолеть дисбаланс между пешеходным и автомобильным движением, упорядочить парковочные пространства.

Городские власти хотели сделать московские улицы узнаваемыми, повысить их доступность, безопасность, обеспечить на них комфортные условия для отдыха, улучшить качество их благоустройства

© Антон Новодережкин / ТАСС

А так как в понимании урбанистов улица — это еще и люди, ей пользующиеся и ее населяющие, городские власти сразу стали прорабатывать способы взаимодействия с москвичами. Результат не заставил себя ждать: за 2015 год 890 000 человек приняли участие в голосовании по программе «Моя улица» на портале «Активный горожанин».

«Эта программа не только социальная, но и чисто техническая инновация, — подчеркнул Бирюков. — В соответствии с распоряжением мэра города, после того, как улица реконструирована, вводится пятилетний мораторий на ведение на ней работ, связанных с разрытием. Исключения делаются только для аварийных случаев. Поэтому сегодня мы производим комплексную реконструкцию улиц с учетом всех инженерных систем».

О стандартах благоустройства

Нормативный документ «Стандарт благоустройства улиц и городских общественных пространств», который КБ «Стрелка» готовит в рамках программы «Моя улица», в отличие от обычных нормативов и СНИПов, является документом методическим и рекомендательным для планирования и создания качественной городской среды. В рамках этого стандарта КБ «Стрелка» готовит четыре «книги», первая из которых — «Пространственный кодекс» — обозначает подходы, которые будут реализованы в рамках программы в ближайшие годы.

Мы не можем применить к Москве программы городского благоустройства, разработанные и опубликованные в других мегаполисах мира

Алексей Муратов
партнер КБ «Стрелка»

«Программа «Моя улица» — беспрецедентная по масштабу предстоящего благоустройства Москвы, — объясняет партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов. — Раз в 30-50 лет подобные программы реализовывались в нашем городе: первая такая крупная «волна» была после пожара 1812 года, когда «комиссия о каменных строениях» начала благоустраивать бульвары, мостить мостовые, организовывать уличное освещение. Подобные «волны» повторялись в 60-х годах XIX века, к 300-летию правления дома Романовых, в период послевоенного восстановления Москвы в 1940-х, 1950-х и, наконец, к Олимпиаде 1980 года».

Но в отличие от всех предыдущих программ, «Моя улица» не сопровождается массированным строительством и касается только благоустройства уже существующей среды. Ее анализ показывает, что мы не можем применить к Москве программы городского благоустройства, разработанные и опубликованные в других мегаполисах мира.

Это объясняется тем, что в российской столице низкая плотность и «связанность» улично-дорожной сети: в центре перекрестки расположены в среднем через 300 метров друг от друга, на периферии — на расстоянии полукилометра, тогда как в среднем европейском городе стандартные расстояния между ними — от 50 до 80 метров. К тому же у нас очень широкие улицы: 77 процентов наших улиц шире 20 метров, 37 — шире 40, что уже является стандартным размером хайвея — скоростной магистрали. И при этом очень мала плотность пешеходных зон на улицах Москвы.

Чтобы систематизировать общую картину, КБ «Стрелка» выделила 10 типов московских улиц, по каждому из которых сформулировала имеющиеся проблемы и рекомендации, принципиальные подходы к их решению. 3200 московских адресов, которые войдут в программу «Моя улица», разложены по этим десяти типам. Например, для улиц типа 8C — самых узких и спокойных улиц городского центра, основными проблемами являются «эффект теплового острова» вследствие отсутствия озеленения и впитывающих поверхностей, ограниченная ширина тротуара и ограниченное количество автостоянок. Рекомендации в данном случае сводятся к озеленению, ограничению скорости автомобильного движения до 30 километров в час, устройству широкого тротуара хотя бы с одной стороны улицы, устройству парковок, в первую очередь рассчитанных на жителей, хотя бы с одной стороны улицы.

«Сейчас мы приступаем к разработке следующих книг стандартов, — объясняет Муратов, — это «Каталог типовых решений» с детализацией, когда для каждой группы рекомендаций будут предложены конкретные конструктивные, планировочные решения, и «Руководство по реализации мероприятий по благоустройству», где очень важное место будет отведено разработке системы оценки мероприятий по благоустройству. Мы готовы будем обсудить эти книги с экспертами в конце года».