Город

Вся выставка - театр

Большой театр представил широкой публике палочку Чайковского, пуанты Улановой и другие редкости

© Дмитрий Лебедев / МОСЛЕНТА

Несмотря на колоссальную коллекцию - более 200 тысяч единиц хранения - у музея Большого театра нет собственной площадки. Передвижные выставки кочуют по городам и странам, они были в Греции, Лондоне, Франции. Но именно в Москве кураторы решили представить самый масштабный проект.

— Как думаете, столько человек работает в Большом театре? Ну назовите любую цифру с потолка.

— Тысяча?

— Больше! Три с половиной, почти четыре. Тысяча — это только труппа, остальные создают всё то, что вы видите на выставке. У нас есть свои мастерские, сварка по металлу, окраска батикой, вообще всё. Даже свой детский сад и своя поликлиника. По другому нельзя. Ну вот куда молодым артистам ребенка деть, если они вечером танцуют? Чадо, естественно в детском саду сидит. Может даже заночевать, если родителей нет. Это огромный город, и в нём есть всё, а имя ему — Большой театр.

Директор музея главного театра страны Лидия Харина готова рассказывать и рассказывать, но надо успеть осмотреть хотя бы часть огромной выставки в центре «Новый Иерусалим» на Истре. Выставка называется многообещающе — «Большой театр. Эпизоды истории».

Экспонаты на сцене

Несмотря на колоссальную коллекцию — более 200 тысяч единиц хранения — у музея Большого театра нет собственной площадки. Передвижные выставки кочуют по городам и странам, они были в Греции, Лондоне, Франции. Но именно в Москве кураторы решили представить самый масштабный проект.

«Мы фактически создали новое экспозиционное пространство. Под каждый экспонат была разработана своя уникальная концепция» — говорит Надежда Фролова, генеральный директор продюсерского центра «АРТ ЭКСПО».

Некоторые из экспонатов, доставленных в «Новый Иерусалим», уже готовятся отметить столетний юбилей — выставка охватывает период с конца XIX века до наших дней — поэтому выставлять музейные редкости пришлось особенно бережно. Ради главного театра страны архитектурное бюро «Прогресс 88» разработало уникальный проект экспозиции. Музей теперь имитирует настоящий театр: посетители гуляют по партеру, зрительским ложам и сцене, разглядывая разные артефакты в специальных витринах.

По словам Надежды Фроловой, этим великолепием кураторы выставки обязаны художнику Константину Ларину. За несколько месяцев ему удалось превратить помещение с серыми стенами, напоминающее парковку, в красивое и атмосферное место.

Музейные редкости

Музейщики, кажется, привезли всё, что только смогли уместить в зале. Это афиши, декорации известнейших русских художников — Константина Коровина, Фёдора Фёдоровского, Симона Вирсаладзе — бутафория, даже кресло из императорской ложи захватили. А на почётном месте под софитами разместилась дирижёрская палочка Петра Ильича Чайковского.

Ну и, разумеется, не обходится без костюмов, каждый из которых представляет уникальное произведение искусства. «Манекены, на которых шьются вручную костюмы, должны быть тоже разные. Для солистов балета заказываются отдельные, а для звёзд — вообще персональные, точно подобранные под фигуру. У нас на выставке есть манекен для Майи Плисецкой, для Екатерины Максимовой».

Костюм Максимовой тоже можно здесь найти. А ещё посмотреть на платья Елены Образцовой, пуанты Галины Улановой и головной убор Майи Плисецкой, в котором она исполняла партию Одиллии.

А самым вдумчивым посетителям предлагается изучить рукописные материалы, чертежи и литографии зданий Большого театра разного времени. В общем, за 240 лет существования театра интересных экспонатов накопилось много. Организаторы жалуются, что очень мало смогли уместить в один проект, так что ждём ещё выставок.


Познакомиться с историей театра и увидеть уникальные предметы реквизита можно в «Новом Иерусалиме». Адрес: г. Истра, Ново-Иерусалимская набережная, д.1. Добраться можно на общественном транспорте или машине. Режим работы музея: все дни кроме понедельника с 10:00 до 19:00. Стоимость входного билета — 250 рублей.

Рита Хайруллина