Спасет ли Москву тяжелая артиллерия
Дальнобойщики готовят в Москве 30 ноября акцию протеста. Водители требуют отменить систему сбора денег с большегрузного транспорта «Платон». МОСЛЕНТА узнала, как они будут протестовать и стоит ли ожидать в связи с нововведением повышения цен на продукты питания.
Шоферы проводят акции протеста уже 2 недели. В Санкт-Петербурге несколько сотен водителей большегрузного транспорта приехали к Смольному, 29 ноября в городе был задержан координатор протеста дальнобойщиков Александр Расторгуев. В Тюмени они объявили бессрочную забастовку. В нескольких регионах дальнобойщики блокировали движение по федеральным трассам. И на всех их встречах звучат призывы и обещания идти походом на Москву.
Читайте также
Недовольство профессиональных водителей вызвало введение в середине ноября нового дорожного налога на проезд большегрузного транспорта тяжелее 12 тонн. Тариф за проезд грузовиков составляет 1,53 рубля за километр, с 1 марта он увеличится до 3,06 рубля. Собранные средства направляются в Федеральный дорожный фонд. По состоянию на 26 ноября в фонд поступило более 470 миллионов рублей.
За невнесение платы водителям и их работодателям полагаются штрафы, хотя пока их еще не выписывают. Первоначально сообщалось, что размер штрафа составит для юридических лиц 450 тысяч рублей за первое нарушение и миллион рублей — за последующие. После нескольких протестных акций концепция, однако, изменилась. «На совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича было принято решение, что размер штрафа [для юрлиц] за первое нарушение будет составлять пять тысяч рублей, за повторное нарушение — 10 тысяч рублей», — сообщил замглавы Росавтодора Дмитрий Прончатов.
Водителям не нравится также специальная система сбора нового налога «Платон». Многие так и не смогли настроить сложную систему согласования маршрута, у других она работает со сбоями.
Грузоперевозки сократились на 25-30 процентов. Цены на продукты питания за первые 10 дней работы «Платона» выросли уже на 10-12 процентов
На своих акциях в регионах дальнобойщики обещают приехать 30 ноября в Москву. Первыми эту идею высказали водители из Дагестана. «Всем дальнобойщикам быть в курсе! Сидите на рации, встречайте и помогайте ребятам, это официальная дата, мы связались с дагестанцами. Всем быть начеку и готовыми присоединяться к колонне», — сообщается в крупнейшем тематическом сообществе. По разным сообщениям, из Дагестана в Москву выдвинулось несколько сотен грузовиков. Известно, что около 200 машин выехало из дагестанского селения Манас, еще 50 водителей стартовали в столицу из города Хасавюрт. В субботу, 28 ноября, колонну дагестанских дальнобойщиков задержали на посту ДПС в Калмыкии. Инициативу поддержали недовольные из других регионов. В соцсетях о своем участии заявили водители Санкт-Петербурга, Курска, Карелии, Ярославля, Вологды, Рязани, Смоленска, Самары, Элисты, Астрахани.
Читайте также
При этом никакого внятного плана у дальнобойщиков, похоже, нет. «Все начнут съезжаться, а там видно будет. Мы не экстремисты, Кремль брать не станем. У нас будет мирная акция. Но пробки создать на МКАДе можем такие, что встанут все въезды и выезды из города. Например, можем просто ехать со скоростью 10 километров в час. Нас будет несколько тысяч, этого для блокировки всего движения точно хватит», — объяснил МОСЛЕНТЕ дальнобойщик из Ярославля Артем Чежин.
Ему вторит коллега из Новгорода Валерий: «Я уже неделю не могу выехать в Московскую область. У нас эта система постоянно сбоит. Практически невозможно зарегистрироваться, чтобы оформить маршрутную карту. По телефону никто не отвечает, сайт «Платона» постоянно виснет». Сама маршрутная карта тоже вызывает вопросы. Там, к примеру, указан точный маршрут, по которому грузовик должен следовать, в пути маршрут менять нельзя. Кроме этого, при прописывании маршрута строго обозначаются и сроки поездки, которые выполнить получается далеко не всегда. «Например, по МКАДу грузовики могут ездить только ночью, но этот момент система не учитывает», — жалуется Валерий.
Я предупреждаю, что растащить колонну из, например, 70 грузовиков просто невозможно! Такой техники не существует. Колонну можно только расстрелять из тяжелой артиллерии
Генеральный директор онлайн-сервиса перевозок «Везет всем» Антон Коновалов говорит, что с введением нового сбора активность перевозок снизилась: «Мы анализируем свои показатели еженедельно. Уже можно сказать, что снижение за последние две недели составило примерно десятую часть». Данные руководителя Межрегионального профсоюза работников автомобильного транспорта Валерия Войтко впечатляют еще больше: «В регионах грузоперевозки сократились на 25-30 процентов. Цены на продукты питания за первые 10 дней работы «Платона» выросли уже на 10-12 процентов».
Главный редактор журнала «Братишка дальнобойщик» Кирилл Карташков отмечает, что централизованного руководства у дальнобойщиков нет. Люди просто договариваются между собой лично, общаются в соцсетях. «Я вообще не вижу смысла в Москву ехать. Акция в любом случае незаконна, ни с кем не согласована. Я думаю, что гаишники просто не дадут проехать к Москве большому количеству автомобилей. Это ведь реально создаст коллапс в столице», — считает Карташков.
Читайте также
Эмоциональнее других глава Межрегионального союза водителей профессионалов Александр Котов. По его словам, основной митинг состоится в Ростове-на-Дону 29 ноября. В Москву поедут особенно горячие головы. «Я все силы приложил, чтобы всех уговорить ехать в Ростов, но у людей просто накипело! Мне известно, что в столицу собираются водители из Санкт-Петербурга, Новгорода, Твери, Вологды, Волгограда, Дагестана. Если кто-то надеется, что этих людей на подъездах к столице остановят гаишники, то зря! Остановка на трассе колонны из нескольких десятков грузовиков автоматически будет означать громадную пробку. Что в Москве эти люди будут делать? Мне понять сложно. Кремль блокировать? Ну, это просто бессмысленно. МКАД блокировать? Пострадают такие же обычные автомобилисты. Я предупреждаю, что растащить колонну из, например, 70 грузовиков просто невозможно! Такой техники не существует. Колонну можно только расстрелять из тяжелой артиллерии, а потом собрать металлолом. Доверия правительству у нас давно нет. Надежда одна — президент. Но и он молчит…», — говорит Котов.
На митинге 29 ноября в Ростове-на-Дону дальнобойщики решили общую акцию в Москве провести 3 декабря. Водители, которые уже приехали в столичный регион, до этого времени устроятся на стоянках в Подмосковье, где дальнобойщики обычно отдыхают. Если до 3 декабря «Платон» не отменят, то шоферы грозятся перекрыть МКАД.
Специалисты по организации дорожного движения подчеркивают, что перекрыть московские трассы можно достаточно просто. «Надо всего несколько грузовиков. Один шофер может, например, неожиданно заблокировать на МКАДе задние тормоза — его развернет на все пять рядов. Еще два-три грузовика с разных сторон его подопрут, и поток автомобилей сделать ничего не сможет, первый грузовик тоже не развернется. Так движение будет заблокировано на несколько часов», — поясняет заместитель председателя Московского городского союза автомобилистов Максим Воротилкин. По его данным, у радиальных выездов с МКАД должны стоять специальные эвакуаторы для грузовиков. Гаишники на подъездах к Москве получили необходимые инструкции, работают в усиленном режиме.