«Люди довольно доверчивы, их легко сбить с толку». Россиянам рассказали, как бороться с новыми видами телефонного мошенничества
С вами будет говорить служба безопасности
Самый ходовой и массовый способ мошенничества сегодня и в Москве, и в других городах — телефонный. При этом злоумышленники выбирают простейший метод сразу ввести потенциальную жертву в подобие транса. Они просто в первые же секунды сообщают: «С вами будет говорить служба безопасности банка». Еще один вариант — Управление экономической безопасности. Так злоумышленники создают у человека ощущение, что их много, что звонок поступил действительно из крупной и серьезной организации. Сначала звонит один человек, потом звонок переводится на условного «Тимофея Андреевича», а дальше — на кого-то третьего.
Потенциальной жертве объясняют, что на ее имя прямо сейчас оформляется кредит, высказывают предположение, что человек где-то неосторожно предоставил свои данные, а потом пугают, что, если заем будет оформлен, вся ответственность ляжет на него. И тут же предлагают выход — перевести средства на «резервный счет», чтобы спасти свои деньги.
Как правило, такие звонки поступают людям с хорошей кредитной историей, а также тем, у кого в банке, сотрудниками которого представляются злоумышленники, открыт зарплатный проект. Их просят войти в личный кабинет, где скорее всего уже есть информация об одобрении кредита на некую сумму.
Например, сейчас я занимаюсь делом, где потерпевшему в октябре этого года в одном из банков оформили не глядя кредит на 4,7 миллиона рублей. Раньше он не брал кредитов, а просто получал зарплату на карту этого банка. Под давлением мошенников он одним кликом согласился взять в банке деньги, а вторым перевел их на счет жуликов.
На этом мошенники не останавливаются, а часто просят идти в другие банки и брать кредиты там, объясняя это все той же историей с попытками взять займы на имя жертвы. К сожалению, схема срабатывает, несмотря на инструкции от Центробанка, выданные еще в 2018 году. Они требуют считать лиц, пытающихся в один день или с минимальным интервалом взять несколько кредитов в разных банках группой повышенной рискованности и выдавать средства только после усложненной проверки. Но банки зачастую это игнорируют.
Чтобы не нарушать тайну следствия
Относительно недавно появилась новая схема — звонки от якобы представителей правоохранительных органов. В таком случае злоумышленники, представившись, например, следователями, сообщают, что выявили покушение на активы потенциальной жертвы в банке. Чтобы спасти положение, человеку предлагается перевести деньги на «безопасный временный счет». Сразу делается оговорка: уточнять информацию у банка или сообщать ее кому-либо запрещается, чтобы не нарушать тайну следствия. Человека пугают возможной уголовной ответственностью за «срыв оперативно-разыскных мероприятий и всей операции по поимке мошенников».
Если жертва сомневается, злоумышленники просят ее предоставить адрес электронной почты и скидывают туда поддельные письма из банка и свои «удостоверения», созданные в фотошопе. При этом адрес отправления делают максимально приближенным к банковскому, зачастую заменяя только финальное .ru или .com на менее известные доменные наименования, например, .bz.
Схема массового хищения
Иногда злоумышленники звонят, также представляясь сотрудниками следственных органов, и объясняют, что расследуют дело о массовом хищении из банка, где у жертвы нет счетов, но когда-то человек брал там кредит и оставил хорошую кредитную историю.
Здесь разыгрывается карта избранного. Человеку сообщают, что на него пал выбор — он должен оформить кредит в интересах поимки мошенников, которых преследуют «правоохранители». Как правило, речь идет о миллионных суммах. При этом предупреждают: отказ будет рассматриваться, как противодействие следствию, что повлечет за собой уголовное дело по статье 294 УК России («Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования»). Но уверяют: вся операция безопасна, потому что «временные счета» находятся под контролем полиции.
Людей настоятельно просят немедленно идти в банк и не класть трубки, чтобы постоянно получать указания. При этом в отделении финансовой организации они требуют не привлекать к себе особого внимания и не афишировать их присутствие, а просто оформлять кредит, ничего не говоря сотруднику банка.
Как правило, требуют взять деньги на потребительские нужды. В этом случае не требуется указание целевого назначения.
Такие сделки должны признавать подозрительными
Существуют разъяснения Росфинмониторинга для банков, где указано: если за кредитом обратился очень взволнованный клиент, который постоянно с кем-то говорит по телефону или ведет себя еще каким-либо странным образом, необходимо насторожиться. Но этими рекомендациями часто пренебрегают.
В итоге люди быстро оформляют заем, а потом в течение краткого времени, действуя под руководством мошенников, раскидывают деньги на разные счета через банкоматы того же банка или другой, более удобной для злоумышленников организации. На один счет направляется, как правило, сумма от 50 до 150 тысяч рублей. Для мошенников важно, чтобы она не превышала отметки в 600 тысяч рублей. К таким крупным разовым переводам Росфинмониторинг проявляет повышенный интерес.
Подобные ситуации и сделки банки должны признавать подозрительными и приостанавливать до выяснения всех обстоятельств, но на практике все не так и они пасуют перед схемой с дроблением крупного кредита на более мелкие суммы и разбрасыванием их по разным счетам. Кстати, часто последние находятся даже не в России.
Сообщить данные для проверки
Если жертву не могут спровоцировать на действия схемами, приведенными выше, иногда прибегают к другой хитрости. С человеком ведут разговор, вынуждая назвать свое имя и фамилию, а также сообщить якобы для проверки те или иные личные данные. Как правило, сразу не просят называть пин-код карты, чтобы не спугнуть.
Также при такой схеме на все вопросы просят отвечать односложно — да или нет. И пока человек говорит с мошенниками, его слова записываются на аудио. Потом сами злоумышленники звонят в банк и включают запись голоса жертвы. Автоответчик распознает в звонящем клиента.
Усилить систему защиты
Еще одна схема телефонного мошенничества — предложить потенциальной жертве те или иные услуги. Мошенники представляются сотрудниками банка, но не просят раскрыть личные данные и не пугают сомнительными транзакциями. Они предлагают, например, «усилить систему защиты» банковской карты и, соответственно, привязанного к ней счета.
Злоумышленники просят сообщить, с каких устройств абонент входит в свой банковский личный кабинет, а затем в целях профилактики хакерских атак предлагают отключить одну из операционных систем — IOS, Андроид и так далее. Отключение, по их словам, должно пройти через одну программу, ссылку на установку которой они готовы выслать сразу же в WhatsApp или смс-сообщением. Позже выясняется, что по этой ссылке пользователь устанавливает на своем гаджете инструмент удаленного управления устройством. В итоге мошенники получают неограниченный доступ к телефону потребителя, после чего сами переводят средства жертвы на свои счета.
Поймать деньги на лету
Самый простой способ защитить себя от телефонных мошенников — не верить, что вам звонят из банка, отключаться и перезванивать, уточнять информацию до того, как перейти к каким-то действиям. К сожалению, на практике это правило работает не так часто. Люди, по своей сути, довольно доверчивы, и мошенникам довольно легко сбить их с толку.
Если вы все-таки перевели деньги злоумышленникам и поняли, что вас обманули, в ту же секунду нужно обратиться в банк, хотя бы позвонить на горячую линию и сообщить о случившемся. В некоторых ситуациях есть шанс поймать деньги на лету — ряд банков не проводит крупные операции в один момент. Их приостанавливают для проверки, и есть шанс успеть отменить или заблокировать транзакцию.
Если деньги все же успели уйти, необходимо срочно обращаться в полицию и требовать возбуждения уголовного дела, а также присвоения вам статуса потерпевшего. Это поможет вам в гражданском суде с банком.
Письма и госуслуги
Есть не менее опасные формы мошенничества, о которых говорят чуть реже, но происходят они тоже очень распространены. В этих схемах злоумышленники используют письма и госуслуги.
Показательный случай — мошенничество с использованием имени патриарха Московского и Всея Руси. На хорошо узнаваемом бланке Московской патриархии, со стандартным «крестом» у подписи главы Русской православной церкви или митрополита, организациям и индивидуальным предпринимателям рассылают письма от имени патриарха Кирилла с просьбой о добровольной помощи. Как правило, речь идет о пожертвовании на строительство храма, лечение детей в семьях служителей из причта, клириков, архиереев, реставрацию церковных зданий и на другие цели. В подобных письмах часто делается оговорка, что такая благотворительность улучшит имидж компании.
В конце текста прилагаются реквизиты для банковского перевода, вот только к РПЦ они не имеют ни малейшего отношения. О такой схеме представители церкви предупреждали сами, например, в сентябре 2019 года.
Еще одна схема проворачивается с помощью данных, найденных на портале «Госуслуг» и слитых мошенникам. Последние рассылают сообщения о единоразовом пособии от того или иного ведомства, например, был момент, когда такие письма рассылались от имени Минтруда России. Выплату предлагается получить немедленно, перейдя по ссылке и заполнив специальную форму с указанием номера, даты действия карты и пин-кода к ней. После того, как доверчивый пользователь собственными руками передает данные мошенникам, с его счета снимают все деньги.
Кого только нет
Если вернуться к телефонным мошенникам, то ими чаще всего становятся уже довольно давно определенные группы лиц. Подобные схемы проворачивают либо люди, находящиеся в местах лишения свободы, либо граждане ближнего зарубежья. Там кого только нет.
Для того, чтобы придать звонку видимость сигнала от банка, они используют различные программы. Сейчас их довольно много. Но иногда они могут позвонить со стандартного номера и предложить пообщаться в WhatsApp или другом мессенджере. Там будет предусмотрительно выставлена аватарка с лейблом банка, сотрудниками которого представляются мошенники.
Выход один — не верить никому на слово, постоянно перепроверять информацию. А вообще, как писал классик, никогда не разговаривайте с незнакомцами. Настоящие сотрудники банков, как правило, не выясняют личную информацию по телефону, а в банковских приложениях всегда есть чат, куда можно написать любой вопрос и оперативно получить ответ специалиста.