Город

Москва меняется

Как «ночь длинных ковшей» повлияла на город

© Vostokphotos

На прошлой неделе главным событием в столице стала «ночь длинных ковшей». Было опубликовано большое количество репортажей как самого сноса, так и его последствий. Особенно горячо обсуждалась, да и до сих пор обсуждается тема законности действий властей и их представителей.

Я бы не хотел влезать в данный спор, так как не являюсь ни владельцем снесенных построек, ни юристом, ни полицейским, ни экскаваторщиком. Мое мнение, как жителя, — город без этих построек проживет, а с точки зрения визуальной чистоты и архитектуры только выиграет. Главное, чтобы были наказаны люди, которые допустили незаконное строительство, и оказана поддержка тем, кто пострадал не по своей вине. А на месте снесенных палаток появились бы газоны, лавочки и качели, но никак не новые магазины.

Сегодня же я хочу показать с нестандартных ракурсов, как изменились за последние несколько дней привычные для нас площади перед вестибюлями метро, разбавив подборку парочкой московских зарисовок.

© Vostokphotos

В начале 30-х, когда строилась первая ветка московского метро, были организованы архитектурные конкурсы на создание станций и вестибюлей нового массового средства передвижения.

И это должно было отражать дух времени: ново, но с пониманием важности классики; достойно, но в отсутствии неоправданных трат; функционально и фундаментально. В 1934 году в качестве архитектурного облика станции метро «Чистые пруды» (тогда она называлась «Кировской») утвердили проект архитектора Николая Джемсовича Колли.

Вестибюль получил кубическую форму. Аналогичные выходы имели станции «Комсомольская» и «Смоленская». Однако единственный вестибюль такого типа, сохранившийся до наших дней, — только на станции «Чистые пруды». Также это одна из немногих станций, на наземном вестибюле которой сохранилась надпись «МЕТРО».

Еще не так давно вестибюль выглядел так.

© Vostokphotos

Не нужно обладать утонченным вкусом, чтобы понять, на какой фотографии «черкизон», а на какой — город для людей.

© Vostokphotos

Мясницкая улица в сторону Красных ворот.

© Vostokphotos

Сретенский бульвар.

© Vostokphotos

© Vostokphotos

Я искал в интернете проекты облагораживания данных площадей, но, увы, ничего не нашел.

© Vostokphotos

© Vostokphotos

Панорама Мясницких ворот.

© Vostokphotos

Мясницкая в центр.

© Vostokphotos

© Vostokphotos

© Vostokphotos

Вариант без тилт-шифта.

© Vostokphotos

Таганская площадь и выход со станции «Марксистская».

© Vostokphotos

Фотография трехлетней давности.

© Vostokphotos

Площадь сегодня. Почерневшие участки площади напоминают о снесенных постройках, как выжженная на теле лазером опухоль.

© Vostokphotos

© Vostokphotos

«Добрынинская». Здесь зданиям досталось еще в декабре.

© Vostokphotos

Садовое кольцо.

© Vostokphotos

© Vostokphotos

Тилт-шифт варианты.

© Vostokphotos

© Vostokphotos

«Новослободская» — последняя из пяти станций метро, спроектированных Алексеем Николаевичем Душкиным, одним из самых интересных архитекторов периода сталинского ампира.

© Vostokphotos

Вестибюль выполнен в стиле античной храмовой архитектуры.

© Vostokphotos

© Vostokphotos

И в завершение подборки пара кадров из Китай-города и моего любимого Хохловского переулка.

© Vostokphotos

Было бы больше фотографий, да ледяной дождь с ветром спутал все планы.

© Vostokphotos

Спасибо Диме из Севастополя и Коле Рыкову nikolapic за компанию и тилт-шифт фотографии.

Дмитрий Чистопрудов