Город

«Муж тоже хочет быть страдающим супергероем»

Московская художница рисует веселые комиксы про тяжести материнства

© Изображение: Любовь Соболь

Радости материнства не всегда столь жизнеутверждающи, как выглядят со стороны. Некоторых молодых родителей они и вовсе ввергают в депрессию. Чтобы избежать этого, но, главное, чтобы не потерять саму себя, московская художница-аниматор Любовь Соболь, едва став мамой, начала превращать свои непростые будни в сюжеты для многочисленных комиксов. Когда — смешных, когда — не особо. МОСЛЕНТА попросила Любовь рассказать о том, с чего началась вся эта история и за что на нее обижаются другие мамы, а так же поделиться своими рисунками

«Лева! Леваааа! Дай мне хоть чуть-чуть поговорить с дядей!» — пытается перекричать своего трехлетнего сына Любовь. Но Лев не сдается, продолжая громко распевать что-то не особо мелодичное, но невероятно бодрое. Так что рассказывать о себе художнице приходится в те редкие моменты, когда ее сын переводит дыхание.

«Вообще-то, по профессии я архитектор. Но так получилось, что однажды я решила переквалифицироваться, поэтому взяла да и отучилась на художника-аниматора. Это было очень здорово. А потом — раз! И три года назад я ухожу в декрет, а потом становлюсь мамой. И все. Одно из моих главных ощущений того времени вот какое: я слишком сильно зависла в мамских буднях. И это меня напугало. Я поняла: если все так и будет продолжаться, я никогда больше не вернусь в профессию. И я решила снова начать рисовать. Что? Вот как раз что-то на тему своих будней, потому что, во-первых, ничего больше вокруг меня и не происходило, а во-вторых, в этих буднях можно было найти и очень много забавного».

«Свой первый рисунок я удалила из Instagram достаточно быстро. Он был очень грустненький, и через год я его перерисовала, сделав повеселей. Там было изображено, как ребенок ест из груди печальной-печальной мамы. Боролась ли я таким образом со своей депрессией? Нет. Послеродовой депрессии у меня не было. Была просто грусть о том, что я себя теряю в материнстве и хочу вернуться к себе прежней, к своим интересам... Быть мамой — не просто. В этом очень много рутины. Все одно и то же, одно и то же, режим, режим, режим. Но рисунки помогли мне справиться с печальными мыслями. Сколько я их сделала? Больше сотни точно. Постепенно, кстати, с ними произошла некоторая трансформация. Если вначале я стремилась к портретному сходству меня, моего мужа и нашего ребенка, то потом подумала, что это никому не нужно. Мне, наоборот, захотелось изображать более расхлябанных персонажей».

«Поначалу меня за рисунки сильно критиковали. Писали разные комментарии. Были недовольны, например, тем, как я изображаю маму — мол, у нее слишком усталый вид, выпученные глаза, обвисшая грудь. Мне кажется, что, глядя на мои зарисовки, женщины узнают себя в том, что касается ситуаций, но не готовы принять себя такими внешне. Они уверенны, что сразу после родов выглядят, как принцессы. Что они не сутулые, что у них попа как орех, ноги стройные, лица веселые, маникюр и педикюр. В ответ на критику моих мам я нарисовала комикс «Изыди» о современной красоте. И этот рисунок оказался одним из самых обсуждаемых».

«Мужу нравится, что он стал героем комиксов. Он смеется над ними и, мне кажется, частенько специально дает поводы для новых рисунков. Хотя иногда он, конечно, ворчит, что куда больше хотел бы выглядеть в них этаким страдающим супергероем, чтобы все поняли, что и ему нелегко».