«Мужчины сильные. Но иногда мы выигрываем». Зачем жительницы Свиблово создали свою футбольную команду
«С чего началась наша команда? Путь в нее у всех был разным. Лично я впервые в жизни сыграла в футбол в 2019-м, когда приняла участие в благотворительном турнире. И мне это так понравилось, что я начала думать: "А где мне тренироваться? Где продолжить всю эту историю?" Лужники? Да. Но ездить туда из своего Свиблова мне совершенно не хотелось. И в феврале 2020 года я запостила в районных соцсетях объявление о том, что хочу собрать футбольную команду из живущих по соседству самых обычных женщин… Желающие появились очень быстро! Мы пошли на стадион "Свиблово", встретились с его директором и сказали, что вот, мол, нас тут двадцать человек, и мы хотим заниматься. "Да, конечно!" — тут же ответил он и, более того, разрешил тренироваться совершенно бесплатно. С тех пор в определенные часы нам выделяют место на поле, выделяют тренера».
«Девочки не сошлись в том, какими мы себя позиционируем: игривыми или серьезными, более спортивными или женственными»
«Мне кажется, что сначала работники стадиона не особо верили в то, что эти женщины тут надолго. Но "эти женщины" задержались… Хочу сказать: нам очень повезло с тренером! С нами сейчас занимается старший тренер стадиона: мы долго его уговаривали, и вот он нас взял. Платит ему за это сам стадион: такие бюджетные занятия — его основной вид деятельности. Он мужчина, но никакого снисходительного или презрительного отношения к себе мы не чувствуем. Может, потому, что он молодой и с прогрессивными взглядами?»
«Тренируемся мы вместе с парнями. Тренируемся и, конечно же, играем друг с другом. Сложно ли это? Скажу так: да, конечно, чисто физически мы отличаемся. Но не стоит придавать этому большое значение, потому что все по-любому зависит от индивидуальных особенностей каждого человека: бывает и так, что женщина бегает и прыгает лучше, чем мужчина. На мой взгляд, куда важнее чисто социальные различия: все же футбол — игра, в которую традиционно играют мальчики. Играют и растут, растут и играют на протяжении многих лет, поэтому опыта у них, конечно, побольше, чем у нас, даже если они и не были ни в каких спортшколах. Так что для нас мужчины — соперники сильные. Но быстро выправляемся, и уже иногда мы у них выигрываем!
Кумир? Нет, какого-то кумира у меня нет. Скажу больше: я вообще не смотрю футбол».
«Для кого-то из девочек футбол — возможность хоть немного отвлечься от домашних дел, заняться чем-то своим. Для кого-то, думаю, средство борьбы с депрессией».
«Наша команда сформировалась не сразу. Мы долго привыкали друг к другу: и те, кто отозвался на мое объявление, и девочки, которые присоединились к нам позже. Бывало же как — бегает кто-то по стадиону, подходит к нам, начинает расспрашивать, а потом — раз, и попадает в команду. Кто-то приходил по рекомендации. Недавно к нам пришла девушка, прочитавшая про команду в социальных сетях: увидела наш Инстаграм, написала, что хочет прийти на тренировку, ну и тоже начала играть.
Помимо любви к футболу, объединяет нас всех только одно: мы живем в более-менее одном районе — в Свиблово, на Бабушкинской, на ВДНХ. Такое соседство со стадионом очень удобно, ведь у многих из нашей команды есть дети, поэтому уйти из дома надолго они не могут. А так — 15 минут, и ты уже на тренировке!»
«В нашей команде очень разные девочки: сотрудники благотворительных фондов, воспитательница детского сада, социологи, журналист, домохозяйки, юрист. Одна сейчас поступает на режиссерский факультет ГИТИСа. Но то, что мы занимаемся бесплатно, напрочь убирает имущественный барьер.
Для кого-то из девочек футбол — возможность хоть немного отвлечься от домашних дел, заняться чем-то своим. Для кого-то, думаю, средство борьбы с депрессией. Для кого-то — способ найти друзей, потому что футбол — игра командная. А еще, конечно, для всех нас он — некий вызов, ведь футбол, как я уже говорила, игра чисто мужская. Потому что знаете, как иногда получается… Вот, скажем, совсем недавно мы заказывали себе форму. И что? Я переписываюсь с менеджером, он прекрасно понимает, что я женщина, но при этом все равно присылает мне мужские размеры. Вот как так? Но в футболе это пока, увы, в порядке вещей. Вот мы и пытаемся данное явление преодолеть. Надеюсь, у нас получится, потому что женский футбол в Москве становится все более популярным — правда, все больше среди молодых девушек. Средний возраст участниц большинства команд — лет двадцать, в нашей же команде некоторые игроки заметно старше: самой молодой из нас 24 года, самой старшей — 40-41».
«Тренируемся мы сейчас три раза в неделю, потому что готовимся к участию в чемпионате "Меняй игру". А до этого играли два раза в неделю по полтора часа: в понедельник и четверг с 8 до 9.30 вечера, чтобы люди успевали приехать после работы.
Это довольно плотный график для любителей, но если заниматься футболом как проектом, то нужно стараться. Кроме того, время тратится еще и на менеджмент: постоянно требуется что-то заказать, с кем-то о чем-то договориться. Поэтому мы распределили часть обязанностей. Скажем, наш капитан Рита Смирнова занимается в первую очередь тем, что происходит на поле: она — менеджер-технолог химчистки, но при этом опытный игрок-бомбардир. Есть в команде девушка, которая ведет наши социальные сети. А еще нам время от времени приходится решать проблемы внутри коллектива, потому что иногда, конечно, среди девочек возникают какие-то конфликты. Недавно, например, не все оказались согласны с тем, как ведутся соцсети команды, — точнее, что там писать приемлемо, а что нет. Девочки не сошлись в том, какими мы себя позиционируем: игривыми или серьезными, более спортивными или женственными. Но благодаря этому мы пришли к пониманию того, что нам необходимо выработать внутрикомандные правила: как мы должны общаться друг с другом, с внешним миром, как о себе рассказывать».
«Женских любительских футбольных команд, сформированных как наша, по районному принципу, в Москве, кажется, больше нет. Но надеюсь, что все вскоре переменится — в том числе и благодаря нашему примеру. Это было бы здорово: нам бы очень хотелось с кем-то поиграть, поучаствовать в межрайонных соревнованиях, потому что любой спорт требует целеполагания, выяснения, кто лучше, понимания, каковы мы как команда, что нам еще нужно отрабатывать. Но, увы, многое тут упирается в деньги. Нам-то повезло, а другим, возможно, придется платить и за аренду поля, и тренеру, и самим покупать мячи».
«Нет, я не живу в Свиблово с рождения. Я переехала сюда года три назад и за это время приняла участие в создании районной футбольной команды, создала группу в соцсетях, объединившую многих здешних жителей. Зачем лично мне все это нужно? Начну с соседей… Мне нравится общаться с соседями! С некоторыми из них мы уже дружим, что здорово и само по себе, и удобно. Плюс мне кажется, что, заводя дружбу с разными людьми, с теми, у кого отличный от тебя бэкграунд, ты сам развиваешься и узнаешь много нового.
Что же до футбола... Я считаю, что наша команда — проект не только спортивный, но и урбанистический. Здесь смешалось все. Во-первых, что очень важно, наша команда — место, куда могут приходить девушки и женщины для того, чтобы как-то самореализоваться. Во-вторых, жителям района, мне кажется, приятно знать, что у них есть такая команда, и чувствовать к этому какую-то причастность. В-третьих у нас есть просветительская миссия: наша команда названа в честь первой в мире женщины-полярницы и нашей соотечественницы Нины Петровны Демме, про которую практически никто не слышал, в то время как большинство улиц нашего района названы в честь мужчин-полярников. Мы будем стараться играть хорошо и рассказывать о Нине Петровне, чтобы все, кто до этого о ней не знал, запомнили ее имя. В-четвертых, сейчас мы будем участвовать в благотворительном чемпионате, чтобы собрать пожертвования в пользу центра «Насилию.нет» (внесен Минюстом в реестр иностранных агентов), помогающего женщинам, столкнувшимся с проблемой домашнего насилия. В-пятых, я лентяй: не хочу никуда ездить и считаю, что все хорошее должно быть в пешей доступности. А если этого хорошего нет, то его нужно создать».