Куда исчезнут московские пенсии
Федеральное правительство готовится наложить очередной мораторий на накопительные пенсионные отчисления. Эта мера позволит изыскать для бюджета 344 миллиарда рублей. Пока об окончательном решении говорить рано — проект бюджета будет внесен в правительство 8 октября. МОСЛЕНТА разобралась, чем заморозка накоплений грозит москвичам и как она скажется на развитии города.
В России действует смешанная пенсионная система. Государство ежемесячно изымает 22 процента наших доходов для того, чтобы обеспечить пожилым людям достойную старость.
16 процентов зарплаты идут в общий котел пенсионного фонда России — именно из этих денег выплачиваются пенсии нынешним старикам. Эта часть пенсии называется «страховой».
Шесть процентов — это деньги, которые мы откладываем лично для себя, — так называемая «накопительная» пенсия. Эти средства можно оставить в распоряжении государственной управляющей компании, в роли которой выступает ВЭБ, а можно перевести в частный пенсионный фонд.
Страховая пенсия не связана напрямую с размером взносов. Скорее, она зависит от стажа работы. Так, московский пенсионер с 15-летним стажем работы не может получать меньше 12 тысяч рублей — таков минимальный размер пенсии по старости в столице.
А вот накопительный взнос — это, фактически, наш личный вклад в собственную старость. И здесь многое зависит не только от размера зарплаты, но и от того, насколько успешно эти деньги будут инвестированы.
Те, кто платит накопительные отчисления со своей зарплаты, оказываются в ситуации «упущенной выгоды»: их деньги не будут работать и приносить прибыль
На накопительную пенсию имеют право граждане, родившиеся после 1967 года. Те, кто старше, перечисляют все 22 процента зарплаты в качестве страхового взноса в Пенсионный фонд России.
Заморозка накопительных отчислений означает, что те деньги, которые могли бы приносить нам прибыль, останутся в федеральном бюджете. Государство использует их по своему усмотрению, например, на текущие социальные расходы или на финансирование крупных инфраструктурных проектов.
Читайте также
Мораторий на накопительные отчисления действует уже два года и, по оценкам экспертов, скорее всего будет продлен на 2016 год. Те, кто платит накопительные отчисления со своей зарплаты, оказываются в ситуации «упущенной выгоды»: их деньги не будут работать и приносить прибыль.
В проигрыше и сами негосударственные пенсионные фонды, а также управляющие компании, играющие на рынке «пенсионными» деньгами, — они не смогут заработать свои комиссионные.
###Сколько теряют москвичи
По словам президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константина Угрюмова, доходность средств, вложенных в негосударственные пенсионные фонды, за последние три года составила 20 процентов.
«Люди потеряли реальные деньги. Люди потеряли доход, который за эти три года мог быть начислен, и люди потеряли возможность эти деньги завещать своим правопреемникам. То есть это прямые финансовые потери — упущенная выгода», — сказал МОСЛЕНТЕ эксперт.
У москвичей, имеющих право на накопительную часть пенсии и определившихся с НПФ, управляющей компанией или расширенным портфелем ВЭБа, потери выше, потому что у них выше зарплата
Всего в системе накопительных пенсий участвуют 28 миллионов человек. Сказать, сколько среди них москвичей, сложно. «Фондов много, и сказать точно, какую долю в их структуре клиентов занимают москвичи, я сказать не могу», — признался Угрюмов
Об этом же говорит советник Угрюмова Валерий Виноградов: «Рассчитать для Москвы количество замороженных средств невозможно, потому что мы не знаем, сколько людей в Москве формируют накопительную пенсию, — такой статистики нет». В целом по стране упущенная выгода за два года составляет 30 миллиардов рублей.
Деньги накопительной пенсионной системы работают в реальной экономике как длинные инвестиции
Между тем, по словам Виноградова, в относительном выражении москвичи теряют на заморозке пенсий больше остальных граждан. «У москвичей, имеющих право на накопительную часть пенсии и определившихся с НПФ, управляющей компанией или расширенным портфелем ВЭБа, потери выше, потому что у них выше зарплата, и те самые шесть процентов, которые должны начисляться на накопительную часть пенсии в объеме выше, чем у остальных людей по стране», — сказал МОСЛЕНТЕ эксперт.
###Пенсии и дорожное строительство
В структуре вложений негосударственных фондов акции составляют не больше трех процентов, рассказал МОСЛЕНТЕ руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.
Читайте также
Между тем, доля облигаций, по его словам, достигает 36 процентов. «Надо иметь в виду, что те деньги, которые отчислялись в НПФы, активно вкладывались как раз в бумаги реального сектора. Эти деньги накопительной пенсионной системы работают в реальной экономике как длинные инвестиции», — сказал МОСЛЕНТЕ эксперт.
Виноградов напоминает, что из 500 миллиардов рублей, поступивших в НПФы в 2015 году (эти взносы были уплачены еще во второй половине 2013 года, до заморозки), почти 200 миллиардов были вложены в реальный сектор экономики — в акции и облигации крупнейших компаний и различные инфраструктурные проекты.
Чтобы и дальше иметь возможность вкладывать деньги в расширение дорожной сети, эти деньги должны прийти в негосударственные пенсионные фонды
Многие из этих проектов имеют прямое отношение к Москве. Так, за счет негосударственных пенсионных фондов активно финансировалось дорожное строительство.
За счет средств НПФ был построен Северный обход Одинцова и стартовый участок скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург. Пенсионные деньги планируется привлечь для строительства Центральной кольцевой автодороги.
«Сейчас принято решение об участии через управляющую компанию «Лидер» в строительстве дублера Кутузовского проспекта. Этот проект уже в стадии реализации», — рассказал МОСЛЕНТЕ Виноградов.
Он отметил, что заморозка пенсионных накоплений в перспективе может привести к проблемам с финансированием этих проектов. «Чтобы и дальше иметь возможность вкладывать деньги в расширение дорожной сети, эти деньги должны прийти в негосударственные пенсионные фонды», — сказал МОСЛЕНТЕ эксперт.
Читайте также
Между тем, председатель комиссии Московской городской думы по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев скептически относится к роли НПФов в финансировании масштабных региональных проектов.
«Что такое частные накопительные пенсионные фонды? Это те фонды, которым люди отдали свои накопления и которые пытаются использовать эти деньги еще более эффективно, чем государственная система. Где они их будут использовать: в Москве, Тюмени или Салехарде — это уже их решение», — сказал МОСЛЕНТЕ депутат.
Он не отрицает, что Москве нужны «длинные деньги», но в вопросе заморозки накоплений скорее солидаризируется с социальным блоком правительства: «Если решение принимается на федеральном уровне, значит оно взвешенное».