Город

Город против рекламы

О черных пятнах и белом «Макдоналдсе»

Реклама на станции метро «Профсоюзная»

© Николай Галкин / ТАСС

Депутаты Мосгордумы предложили запретить рекламу через громкоговорители. Многих москвичей раздражают бесконечные призывы посетить кафе или поучаствовать в распродаже, разносящиеся из динамиков возле торговых центров и станций метро. Спам в почтовых ящиках, растяжки, трафареты на асфальте — на самом деле, людям не нравится очень многое. МОСЛЕНТА разобралась, кто выигрывает и кто проигрывает от ограничений в сфере рекламы.

Депутаты Мосгордумы предложили запретить рекламу через громкоговорители. Многих москвичей раздражают бесконечные призывы посетить кафе или поучаствовать в распродаже, разносящиеся из динамиков возле торговых центров и станций метро. Спам в почтовых ящиках, растяжки, трафареты на асфальте — на самом деле, людям не нравится очень многое. МОСЛЕНТА разобралась, кто выигрывает и кто проигрывает от ограничений в сфере рекламы.

О возможном запрете недавно сообщил председатель комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников. Он отметил, что соответствующие поправки могут быть внесены в московский «закон о тишине».

Пока что предложение обсуждается на сайте «Российской общественной инициативы» в рамках системы «Электронного правительства». В его поддержку высказались уже 183 человека. Еще 99 817 голосов — и инициативу смогут рассмотреть на региональном уровне.

Зазывалы с громкоговорителями беспокоят граждан не только у людных станций метро, но и на отдаленных улицах.

«Многие магазины, которые находятся в не очень проходных местах, пытаются привлекать людей громкоговорителями. Вот это действительно вызывает жалобы москвичей, которые из окон на улице постоянно слышат один и тот же текст», — рассказал МОСЛЕНТЕ заместитель председателя комитета Московской городской думы по культуре и массовым коммуникациям Антон Палеев.

Монотонные рекламные объявления через громкоговорители вызывают раздражение у множества москвичей

© Григорий Сысоев / РИА Новости

Он отметил, что проблему можно решить даже не прибегая к какой-то специальной законодательной инициативе. По словам депутата, в Москве жалобы поступают примерно на три десятка точек. «Можно попросить полицию проверить эти точки. Я думаю, дважды полиция сделает замечание — и они просто выключат динамики, и все на этом все закончится», — сказал МОСЛЕНТЕ Палеев.

###За что правительство ненавидит рекламу

Крестовый поход против наружной рекламы городская администрация начала с 2011 года. В декабре 2010-го был сформирован профильный департамент, который возглавил Владимир Черников.

Ни в одном уважающем себя городе нет перетяжек как вида рекламной конструкции

Владимир Черников
руководитель департамента рекламы с 2010 по 2015 год

Уже весной 2011-го ведомство предприняло инвентаризацию рекламных конструкций в центре города, 59 процентов из них были признаны незаконными. Потом рекламу убрали со строительных лесов. Сняли рекламные конструкции с крыш домов.

Далее — покончили с транспарантами и прочими «тряпками» над городскими магистралями. Договоры с компаниями расторгались в одностороннем порядке, те шли в суды, но департамент продолжал отстаивать свою позицию. «Ни в одном уважающем себя городе нет перетяжек как вида рекламной конструкции», — говорил новый руководитель департамента.

В пресс-службе ведомства МОСЛЕНТЕ сообщили, что у кампании, стартовавшей в 2011 году, были свои резоны. «Это делается, мягко говоря, не по доброй воле, а потому что люди просят. Они не хотят жить в помойке», — сказали в пресс-службе и рекомендовали ознакомиться с результатами социологических замеров.

Между тем ряд игроков, пострадавших от ограничений, обвиняют власти в том, что новая политика регулирования наружной рекламы привела к формированию олигополии на московском рынке.

Я считаю, что перетяжки и крыши были снесены для того, чтобы стимулировать спрос в метрополитене, но это не удалось

Александр Каспирович
генеральный директор компании «Гаврилоф Бразерс»

Они указывают на ряд ошибок, допущенных департаментом. Например, на недавнюю судебную тяжбу метрополитена с компанией «Гема», которая несколькими годами ранее неожиданно для всех выиграла конкурс на размещение рекламных конструкций в подземке. Более того, некоторые видят прямую связь между ситуацией под землей и теми «гонениями», которые развернулись на поверхности.

«Департамент пытался спасти ситуацию в метрополитене. Спасти ее все равно не удалось, потому что конкурс, на котором победила «Гема», был проведен по таким заоблачным ценам, что очевидно было, что рынок никогда их не проглотит. Я считаю, что перетяжки и крыши были снесены для того, чтобы стимулировать спрос в метрополитене, но это не удалось», — сказал МОСЛЕНТЕ генеральный директор компании «Гаврилоф Бразерс» Александр Каспирович.

Я думаю, что рынка наружной рекламы в Москве больше не будет вообще

Александр Каспирович
генеральный директор компании «Гаврилоф Бразерс»

Эксперт рекламного рынка отмечает, что «визуально» город, быть может, и стал привлекательнее, но в финансовом отношении ситуация на рынке плачевна — на что указывает «череда банкротств».

Порядок на рынке наружной рекламы в Москве начали наводить в 2011 году

© Михаил Метцель / ТАСС

«Несмотря на то, что на рынке наружной рекламы сформировалась в чистом виде олигополия, олигополистам все равно несладко. Потому что базовый принцип: деньги любят тишину. Клиенты увидели, что на рынке уже третий год истерика: то одно сносим, то другое, эти — плохие, эти — пираты, негодяи и так далее. Клиенты рассудили очень просто: а зачем нам это все? Мы сейчас просто уйдем в интернет. Я думаю, что рынка наружной рекламы в Москве больше не будет вообще. Ну или потребуется период порядка 10 лет, чтобы клиенты все это забыли», — рассказал МОСЛЕНТЕ эксперт.

Именно теперь, когда город навел порядок в сфере рекламы, мы можем любоваться динамическими световыми табло или роторными установками, демонстрирующими по четыре рекламы одновременно, а не дешевыми щитами из фанеры

Между тем, эксперты рынка в массе своей поддерживают политику московских властей и считают, что существующая модель вполне нормальна. Вице-президент «ИМА» Владимир Евстафьев сообщил МОСЛЕНТЕ, что во всех крупных мегаполисах действуют два-три, максимум четыре оператора наружной рекламы, а в Москве таких фирм были тысячи. «Они были раздроблены, и было невозможно сконцентрировать в одной фирме капиталы, чтобы ставить высокотехнологичные установки в большом количестве», — сказал МОСЛЕНТЕ Евстафьев.

Эксперт напомнил, что достойные рекламные установки, на которые приятно смотреть, стоят дорого и именно теперь, когда город навел порядок в сфере рекламы, мы можем любоваться «динамическими световыми табло» или «роторными установками, демонстрирующими по четыре рекламы одновременно», а не дешевыми щитами из фанеры.

Президент Ассоциации малых предприятий наружной рекламы Александр Ружинский также отмечает, что в последние несколько лет в Москве «стало лучше»: «Тот визуальный шум, который нас окружает, в определенный момент начал зашкаливать. Я сам из Санкт-Петербурга, но часто приезжаю в Москву, и в этом смысле мне даже лучше, чем москвичам, видно, что город начал преображаться в лучшую сторону после того, как московские власти начали исправлять ситуацию с наружной рекламой. Стали видны фасады, стали видны перспективы и так далее».

###Вывески

Непростая ситуация сложилась с вывесками. В Москве фактически не было разделения на вывески и рекламные конструкции. В 2013 году правила изменились. Теперь каждую вывеску уже не нужно согласовывать как самостоятельную рекламную конструкцию, зато появились единые стилистические стандарты, которым должны соответствовать, в том числе и вывески.

Вывеска McDonald's на Елисейских полях выдержана в белых тонах, так же как и другая реклама на этой улице

© Christian Hartmann / Reuters

У некоторых такая ситуация вызывает недоумение. «Шанхая быть не должно, но делать все вывески в одном цвете тоже неправильно, потому что «Филиппс» синий, а МТС — красный. Это брендовые цвета, которые нельзя поменять. Если магазин «Филиппс» расположен рядом с салоном МТС, то все равно одна вывеска будет синей, а другая красной, и ничего с этим не сделаешь», — сказал МОСЛЕНТЕ один из экспертов рекламного рынка.

На Елисейских полях вы не можете повесить рекламу не белого цвета. Однако если вы, как «Макдональдс», а там есть «Макдональдс», хотите, чтобы реклама была красная — пожалуйста, заплатите за это в три-пять раз дороже

Евстафьев в свою очередь полагает, что с разноцветьем брендов вполне можно что-то сделать. «В Париже тоже есть закон о визуальном единстве наружной рекламы. На Елисейских полях вы не можете повесить рекламу не белого цвета. Однако если вы, как «Макдоналдс», а там есть «Макдоналдс», хотите, чтобы реклама была красная — пожалуйста, заплатите за это в три-пять раз дороже. По-моему, очень мудрое решение. Хочешь, чтобы реклама была красной — пожалуйста, просто заплати за это так много, чтобы ты десять раз подумал о том, насколько тебе это все-таки необходимо», — рассказал МОСЛЕНТЕ рекламист.

###Заплатки на асфальте

Последнее, в чем упрекают московские власти — закрашивание незаконной рекламы на асфальте черной краской. В самом деле, чем черные липкие пятна лучше рекламных объявлений, нанесенных по трафарету? Простой факт состоит в том, что такие случаи для Москвы совсем не характерны.

Мы — соскабливаем

Борис Трофимов
руководитель управы района Северное Медведково

«Реклама на асфальте у нас периодически появляется, особенно неподалеку от метро, — рассказал МОСЛЕНТЕ руководитель управы района Северное Медведково Борис Трофимов. — Закрашивать рекламу запрещено нашим регламентом. Во-первых, это порча асфальта, во-вторых, при закраске пришлось бы огораживать эту зону, так как краска медленно сохнет и человек может поскользнуться, а у метро большой поток людей. Так что мы — соскабливаем».

Трофимов отметил, что если реклама все-таки закрашена, то это дело рук конкурентов по криминальному бизнесу, а вовсе не городских служб. «У них там конкурентная борьба. Тут один обувь свою наклеил. Другой рядом нарисовал свою, а ту — закрасил», — пояснил глава управы.