Почему на Пушечной исчезли бордюры
На днях закончилось комплексное благоустройство улиц Рождественка, Пушечная, Кузнецкий мост, Большая Лубянка и Театрального проезда. Теперь вокруг здания Центрального детского магазина появилось сразу несколько новых пешеходных зон. МОСЛЕНТА выяснила у руководителя проекта, архитектора КБ «Стрелка» Антона Иванова, почему на отремонтированных улицах нет бордюров и решеток слива, где можно будет парковаться и как на мощеных тротуарах к ноябрю появятся деревья.
Улицы, вновь открытые для пешеходов и автомобилистов вокруг Центрального детского магазина, кардинально преобразились. Пушечная и Рождественка с их узкими тротуарами и вечно забитыми парковками превратились в широкие улицы без бордюров. Тротуары, расширившиеся на пять метров за счет сужения проезжей части, теперь отделены от нее массивными шарами-боллардами, а скорость движения автомобилей ограничена до 20 километров в час.
Асфальтовое покрытие в ходе реконструкции заменили на плитку из карельского гранита, исторические фасады домов привели в порядок, на улицах установили новые фонари с энергосберегающими лампами.
Проект
Проект благоустройства разработала компания КБ «Стрелка» в рамках программы «Моя улица». Российскую команду архитекторов консультировала ландшафтный архитектор Марта Шварц, профессор Гарвардской школы дизайна.
«В проекте мы использовали решения, которые не противоречат, а подчеркивают архитектурное своеобразие района и его значимость для исторического центра города, — рассказывает архитектор Антон Иванов, руководитель проектов КБ «Стрелка». — Например, введенный на Пушечной и Рождественке режим совместного использования улиц, где приоритет движения отдается пешеходному движению, а не автомобилям, отсылает к шумным улицам и пассажам купеческой Москвы ХIX века.
Улица мостится гранитом в один уровень, без бордюров. Уличное пространство становится безопаснее, комфортнее и напоминает пешеходную площадь, где возможны как неспешные прогулки, так и шумные уличные праздники. Так достигается настоящее многообразие центра Москвы».
Отсутствие бордюров
Организация зоны совместного использования вокруг Центрального детского магазина вызывает вопросы. Здесь бывает много детей, и можно ли говорить об их безопасности в ситуации, когда на улицах не стало бордюров? Вот что говорит об этом Антон Иванов:
«Проект является примером реализации улиц без выделенных тротуаров, на которых бесконфликтно сосуществуют машины и пешеходы. При этом приоритет пешехода сохраняется, а машины не смогут превышать установленную скорость.
Такое решение заставляет водителей проявлять особое внимание, что помогает снизить опасные инциденты и сделать эту зону комфортной для пешеходов и велосипедистов. А это особенно важно для улиц, на которых ожидается большой поток детей из-за близости с детским магазином».
Парковки
На Театральном проезде и Большой Лубянке также были расширены тротуары, пешеходную и проезжую зоны замостили гранитной плиткой. На Кузнецком мосту реконструировали асфальтовое покрытие, установили торшерные светильники и организовали платную параллельную парковку по обеим сторонам от проезжей части. После комплексного благоустройства тротуары на этой улице расширились на четыре метра.
«Парковочные места сохранились, но были упорядочены, — объясняет Антон Иванов. — Теперь машины паркуются параллельно дороге. У ЦДМ есть подземная парковка, где посетители магазина могут оставить свои машины».
Сливы
На реконструированных улицах нет решеток слива в канализацию, что выглядит странно. После благоустройства на Патриарших прудах это стало проблемой: там после дождей улицы затопляет.
«Канализация есть, — говорит Антон Иванов. — Сбор воды осуществляется водоприемными лотками, расположенными вдоль фасадов зданий. Все линии ливневок заканчиваются водоприемными колодцами, которые располагаются под плиткой. А на Большой Лубянке сбор воды происходит за счет уклона улицы и заканчивается открытыми водоприемниками».
Другой вопрос, который возникает при взгляде на мощеные гранитной плиткой улицы с такой системой стоков: не превратятся ли они зимой в каток? Антон Иванов уверяет, что нет:
«Для мощения улиц использовались термообработанные гранитные плиты, поверхность которых шершавая, поэтому не скользит и удобна для пешеходов в любое время года».
Кирпичная мостовая
Читайте также
Во время реконструкции Пушечной улицы под слоем асфальта рабочие обнаружили кирпичную мостовую, созданную в начале 1930-х годов по голландской технологии XIX века. Такие мостовые называются «клинкерными» — по названию особо прочных кирпичей, которые при ударе друг от друга издавали звенящий звук: «клинк». Их обжигали при высокой температуре до полного запекания, а потом, когда делали мостовую, их ставили на ребро и укладывали елочкой.
В ходе работ по благоустройству улицы кирпичи XIX века были собраны и отвезены в музей, фрагмент исторической мостовой размером 3х15 метров был воссоздан напротив храма во имя Софии Премудрости Божией (ул. Пушечная, 15).
«Восстановление фрагмента исторического мощения рядом с церковью Софии Премудрости Божией — это своего рода окно в историю города. По этому фрагменту можно пройтись и посмотреть, как в XIX – начале XX века мостились центральные улицы города», — объясняет Антон Иванов.
Озеленение
В ноябре на улицах вокруг Центрального детского магазина закончатся работы по комплексному озеленению. Вопреки сложившейся традиции, авторы проекта отказались от однолетних растений в пользу деревьев, которые не нужно будет пересаживать. Березы, липы и рябины смогут оставаться на своих местах круглый год за счет новых для Москвы архитектурных решений, заложенных в проект.
«Для проекта были разработаны кадки, конструкция которых обеспечивает натуральный дренаж растений. В них помещается достаточное количество земли, что избавляет от необходимости пересаживать деревья и многолетние травы каждый год», — объясняет Антон Иванов.
Инфраструктура для велосипедистов
После того, как будут закончены работы на Неглинной улице, где среди прочего появится двухполосная велосипедная дорожка шириной в 2,5 метра, на территории вокруг Центрального детского магазина появится шесть велопарковок и три станции велопроката.
Благоустроенный участок вокруг здания Центрального детского магазина является продолжением пешеходной зоны Столешников переулок — Камергерский переулок — улица Кузнецкий Мост — улица Рождественка.
Что изменилось в результате комплексного благоустройства улиц, прилегающих к Центральному детскому магазину?
(Общие данные по Театральному проезду и улицам Рождественка, Пушечная, Кузнецкий мост, Большая Лубянка и Неглинная. Работы на Неглинной будут начаты 7 сентября этого года.)
Читайте также
На участке проектирования общей площадью семь гектаров установлено 104 уличных светильника, 290 мест для сидения. Три гектара были замощены гранитной плиткой. Площадь озеленения, которое будет завершено в октябре, составит четыре тысячи квадратных метров, в результате на улицах, примыкающих к Центральному детскому магазину, появятся 193 новых дерева.
В рамках проекта проведено благоустройство пяти улиц общей протяженностью 1,8 километра: Пушечной, Рождественки (от Пушечной до Театрального проезда), Театрального проезда (от Неглинной до Большой Лубянки), Большой Лубянки (от Театрального проезда до Кузнецкого Моста), Кузнецкого Моста (от Рождественки до Большой Лубянки). Работы по благоустройству Неглинной, шестой улицы, входящей в проект благоустройства территорий, прилегающих к Центральному детскому магазину, начнутся 7 сентября.