«Счастливы до попы»
Цифры и факты
Для начала несколько цифр и фактов: на сегодняшний день в Москве работает 13 муниципальных приютов, в каждом из которых содержится от 500 до 1500 собак. Что такое «муниципальный»? Это значит, что помимо того, что на него выделяют государственные деньги, его сотрудники не могут просто взять собаку с улицы. Все должно происходить по определенной схеме: сначала собака попадает в отлов (например, поступает заявка, что на детской площадке бегает агрессивный пес), который проводят работники того или иного приюта. Далее собака попадает в карантин, где проводит две недели. Затем ее кастрируют или стерилизуют, а еще - вакцинируют. И уже после этого она становится полноправным приютским «гражданином», имеющим шанс рано или поздно попасть в дом…
Волонтеры и рыдания
Одни из главных участников выставки – волонтеры. На них лежит основная нагрузка по уходу за собаками. Кто они такие? Истории тут у всех разные.
«Я фанатик собак и с самого детства просила себе щенка, но родители были непреклонны: вырастешь – заведешь, - рассказала МОСЛЕНТЕ волонтер Елена Ровкова. - Но у меня была младшая сестра, мне было 10 лет, ей – 5. И я довольно успешно научила выполнять ее разные команды: сидеть, лежать, подавать голос. Когда же я научила ее приносить палочку, мама и папа не выдержали и купили мне собаку. Она была маленькой, хоть я хотела кого-то побольше, но – моей!
Когда-то у меня была мысль стать ветеринаром, но я быстро поняла, что это не мое. Для этого я слишком нервная. Поэтому я стала редактором в одном издательском холдинге. Но однажды попала в питомник в Химках и тут увидела его – своего будущего песика! Я буквально влюбилась, и он был вообще в моем вкусе: мне всегда нравились колли, а этот был какой-то мускулистый, питбулистый. Я возвращалась к нему снова и снова, твердо решив, что пристрою его в хорошие руки. И пристроила. Рыдала страшно! А через три дня его вернули, толком не объяснив, почему – мол, просто изменились жизненные обстоятельства. Через полгода я забрала его себе – в свою маленькую квартирку, где этот пес немедленно сожрал дверь, диван и стены… С тех пор все и началось. Я стала активно вести группы в соцсетях, где пиарю приютских собак и собираю деньги на их лечение, собрала свою команду. В общем, делаю, что могу. Недавно вот одну собаку я пристроила к своей маме, другую – к той самой младшей сестре. Пусть теперь ей кто-нибудь палочки приносит».
Проблемы и надежды
Фраза «взять собаку из приюта» звучит круто, однако на деле случается такое довольно редко. Те, кто в теме, уверяют: пока наше общество к такому не очень-то и готово. Приютская собака, как это ни глупо звучит, – своеобразный кот в мешке. Но есть и другие проблемы. Например, вкусовщина: многие если и решаются на такой шаг, все равно заранее нацелены забрать домой собачек маленьких, пушистых и симпатичных. Или еще: мало кто решает доехать до приютов – кому-то сделать это попросту лень, кто-то боится разволноваться. Именно поэтому на нынешнюю выставку организаторы возлагают большие надежды. Где, как ни здесь, познакомиться с самыми разными псинами, посмотреть на их нрав и характер, а потом – чем черт не шутит! – забрать себе.
Люди и собаки
С «забрать», впрочем, все тоже не так просто. Для того чтобы сделать это, необходимо пройти несколько собеседований: сначала с куратором той или иной собаки, затем с представителем фонда, после – с зоопсихологом. Задача последнего – понять, насколько человек и собака совпадают по характеру: если вы меланхолик, обожающий валяться на диване, вам вряд ли отдадут жизнерадостного пса.
Всего на выставке будет около 100 собак. Обязательное условие: все они должны быть идеально здоровы, из-за чего некоторым не везет – так, одна собака в последний момент была снята с участия по той причине, что внезапно заболела циститом. Большинство из них беспородны, некоторые – метисы, хотя бывают и исключения: в том году на подобной выставке были две хаски. Ожидается, что 80 псов в этот день уедут к кому-нибудь домой.
Обиженные и окрыленные
Кто их заберет? Никакого среднестатистического портрета владельцев приютских собак не существует. Понятно, что часть из них – малообеспеченные семьи, у которых нет денег на покупку щенка в питомнике за 20-30 тысяч.
Но есть и другие.
«Год назад, – вспоминает волонтер одного из приютов, – у нас взяла собаку дизайнер Юлия Калманович, имеющая огромный участок с большущим загородным домом. Я, честно говоря, сначала не хотела отдавать ей пса – Юля сказала, так как ее муж – аллергик, собака будет жить в отдельном строении. Я подумала, что речь идет о будке. Но тут оказалось, что в этой «будке» будут еще и проживать люди, ранее работавшие в зоопарке, в задачу которых входит как раз-таки ухаживать за моим питомцем!»
Говорят, что из 100 взятых собак обратно в приюте оказывается не больше пяти. И собачей вины тут как правило нет – дело, скорее, в неподготовленности людей.
«Арчи мы пристроили в конце декабря, – делится Елена Ровкова. – К нему приезжали месяц, выбрали время – новогодние праздники, чтобы побыть с ним дома вместе и адаптировать. Все правильно и разумно. Он научился не замечать кошек, все дела строго на улице, не шуметь, а вот отсутствие любимой хозяйки пережить не смог, начал чудить, переворачивать квартиру – объемы немаленькие. И его вернули в приют. Потом хозяйка снова появилась в нашей жизни, попросила помочь, дать еще шанс. Арчи стал умничкой, выучил все команды, стал послушным и еще больше влюбился в хозяйку свою, старался из-за всех сил. Но… Два месяца повторной семейной жизни, и его снова вернули в приют. Без звонков и без писем. Просто привезли и ушли, не обернувшись, попросив только поводок отдать… Кто один раз предаст, тот предаст снова и снова. Мы все это знаем. А вот Арчи готов и в третий раз, и в четвертый попробовать. Он очень переживает. Скорее всего, его участие в нынешней выставке ничего не даст, но не дать ему этот шанс мы не можем. Вдруг кто-то увидит, какой Арчи потрясающий!»
Счастливчиков, однако, большинство.
«Пса мы хотели завести давно, – говорит Анастасия Лев, – и тут моя дочка увидела рекламу, рассказывающую о предстоящей выставке приютских собак. Мы залезли на сайты приютов, посмотрели там собачьи «профили» и, немного поспорив, выбрали пса, который понравился нам больше всех. Две недели мы ждали открытия выставки. Нервничали жутко, так что приехали на выставку за два часа до ее открытия! Зачем? «Мама, вдруг его заберут?» – все время твердил мой 17-летний ребенок. И вот мы видим его. Схватили, обняли, прошли все собеседования, несмотря на туман в голове… Пес оказался идеальным, хотя трудности, конечно, были: он, видимо, пережив какую-то психологическую травму, все время лаял на моего мужа, как, впрочем, и на всех мужчин. Но мы со всем справились и теперь, извините, счастливы до попы!»