Что изменится в школах в этом учебном году
В начале учебного года, пока расписание еще окончательно не устоялось, МОСЛЕНТА попросила чиновников московского департамента образования, руководителей школ, учителей и экспертов рассказать, какие, по их мнению, важные изменения ждут московские школы в этом году. А родители поделились своими практическими наблюдениями, которые не всегда совпадают с теорией или ожиданиями.
Главная хорошая новость учебного года 2015-2016 — серьезных, системных потрясений в московских школах в этом году не запланировано. Изменения будут, но все они — логическое продолжение или следствие нового закона «Об образовании в РФ», который вступил в силу в 2012 году, и где черным по белому написано главное, что нужно знать о школе сегодня: образование — это услуга.
К этому учебному году процесс объединения образовательных учреждений — школ и детских садов — в крупные комплексы в Москве практически завершился. Стрессы прошлых двух лет, когда родители наверняка не знали, в какую школу, по какому адресу, с каким директором и правилами пойдет ребенок первого сентября, остались позади. Сегодня уже очевидно, что без укрупнения с новой системой «подушевого финансирования», когда деньги выделяются на каждого ученика, не выжить. Кроме того, выяснилось, что, несмотря на все неудобства, чем крупнее этот комплекс, тем устойчивее он к новым условиям школьной жизни. «Как бы трудно процесс объединения ни проходил, надо признать, что сама идея сосредоточить в одном месте набор возможностей, чтобы ребенок не метался по всему городу в поисках того, что ему нужно, медленно, но верно начинает реализовываться», — считает научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.
Главное, что нужно знать о школе сегодня: образование — это услуга
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), по которому уже несколько лет учится начальная школа, в этом году внедряется и для пятиклассников. К 2020 году по ФГОСу должны учиться все 11 классов. И хотя ученики и родители об этих буквах по-прежнему имеют какие-то смутные представления, для школы это важно, это дорожная карта образовательного процесса.
Единая государственная контрольная для 4-го класса
Читайте также
В этом учебном году четвероклассники будут писать единые государственные контрольные по трем предметам: математика, русский язык и окружающий мир. Предполагается, что это только начало — такие контрольные постепенно будут вводиться чуть ли ни в каждом классе.
«Все контрольные проводятся в первую очередь для того, чтобы диагностировать, как идет процесс обучения. Результат, который ребенок получает в 11 классе — это не только оценка работы учителей старшей школы, но и начальной. Поэтому важен итог первого этапа обучения, первой ступени. В результате этой контрольной учителя, родители и сам ребенок поймут, где он старался, где недоучил, к чему имеет склонности, куда стоит направить повышенное внимание. Кроме того, независимая проверка покажет, где ребенок не постарался, а где учитель недоработал», — рассказывает Людмила Мясникова, председатель экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования Москвы.
Для того, чтобы наши дети написали экзамен, у нас в школе сделали дополнительные уроки — в учебное время дети не успевают ни новую тему пройти, ни «натаскаться» по тестам. На самом деле, это колоссальная дополнительная нагрузка на детей и на учителя
Директор школы №2006 Вера Илюхина считает, что «проверочная контрольная работа поможет детям без стресса сдать ЕГЭ в 11-м и в 9-м классах. А в федеральном стандарте образования заложены все возможности для комфортной подготовки к проверочной контрольной работе в любом классе».
Но такой оптимистический взгляд разделяют далеко не все: «На самом деле идея с всероссийской проверочной контрольной работой в 4-м классе находится на стадии обсуждения. На мой взгляд, эта идея вредная — начальная школа должна поддерживать у ребенка интерес к учебе самой учебой, а не страхом завалить экзамен. И вообще, увлечение тотальным контролем, надзором, проверками негативно сказывается на атмосфере в школе и убивает мотивацию и у учителей, и у детей. Такая система — едва ли ни ежегодного тестирования — действует сейчас в Великобритании, и она себя не оправдала», — говорит научный руководитель «Эврики» Александр Адамский.
«Для того чтобы наши дети написали экзамен, у нас в школе сделали дополнительные уроки — в учебное время дети не успевают ни новую тему пройти, ни «натаскаться» по тестам. На самом деле, это колоссальная дополнительная нагрузка на детей и на учителя», — считает Наталья О., мама четвероклассника из школы на Арбате.
Второй иностранный язык с 5-го класса
В интервью «Российской газете» министр образования Дмитрий Ливанов сообщил, что с этого учебного года в школьную программу во всех регионах России вводится обязательное изучение второго иностранного языка: «С 1 сентября пятые классы переходят на обучение по новому стандарту, где зафиксировано: второй иностранный язык является обязательным элементом школьной программы», — сообщил министр.
Несмотря на это заявление на самом высоком уровне, введение второго иностранного языка все-таки пока носит рекомендательный характер. «Нельзя говорить об обязательном предмете, пока по нему нет обязательного ЕГЭ, — объясняет научный руководитель «Эврики» Александр Адамский. — Пока у нас только два обязательных госэкзамена: русский язык и математика. А вводить по своему усмотрению изучение нескольких иностранных языков школы могли и раньше».
Электронный учебник
К этому году все школьные учебники должны иметь электронную копию. Как сообщили в департаменте образования Москвы, работы по оцифровке контента закончились — теперь электронные книги могут использоваться наряду с бумажными. А вот вопросы технического обеспечения, обслуживания, обучения учителей новым навыкам, регламент использования — все это решается самой школой и родителями.
«У нас учителя уже используют на уроках электронные мультимедийные учебники, — говорит директор школы №2006 Вера Илюхина. — Это большая помощь для них, особенно в начальной школе. Но постепенно и в других классах будем использовать — ведь мы и к шариковым ручкам привыкли не сразу, а оказалось, гораздо удобнее писать, чем пером. Но время использования электронных средств на уроке ограничено, не больше 15 минут».
Платная продленка
О том, что продленка теперь будет платной, многие узнали еще в прошлом учебном году, но тогда, после достаточно громкого скандала, многим школам удалось устоять. Однако сейчас практически все московские школы перешли на систему, при которой родителям придется так или иначе оплачивать продленку. Правила таковы, что школьник имеет право на 10 часов дополнительной образовательной деятельности в неделю — то есть каждый день по два занятия сверх расписания, плюс час на обед и отдых — всего три часа после уроков ученик начальной школы гарантированно под присмотром. Но за тех, кто остается дольше (а это около 16.00, то есть у работающих родителей нет никаких шансов успеть забрать ребенка до этого времени), придется платить. Сумма высчитывается каждой школой самостоятельно, исходя из возможностей и потребностей. В СМИ просачиваются жуткие цифры, чуть ли ни 15 тысяч рублей в месяц. Однако департамент образования опровергает эти страшилки.
«Мне звонят родители, называют суммы: как правило, это 2000, максимум 4000 тысячи в месяц, — говорит Людмила Мясникова. — Кроме того, действуют все льготы — для социально-незащищенных семей эти суммы уменьшаются. Некоторые школы организуют специальную бесплатную группу».
И тут многие логично предположили, что школам в новых условиях финансирования приходится экономить на воспитателях продленки и перекладывать их содержание на родительские плечи. Но, как пояснил нам Александр Адамский, дело здесь не в экономии, а в банальной административной недоработке: «Поскольку министерство образования вывело законодательно «присмотр и уход» из образовательной услуги, финансировать продленку как образовательную услугу школа не может, иначе любая проверка расценит это как «нецелевые расходы». А как финансировать, не предложило. Вот и приходится школам придумывать что-то вручную — отсюда масса напряжений и выступлений».
«Платная продленка — это серьезный удар по бюджету семьи. У нас двое школьников, и за каждого надо платить по 3500 в месяц, плюс обеды, дополнительное питание и платные кружки», — говорит Ольга И., мама учеников 1-го и 4-го классов в Северном округе.
Московские школы не нуждаются в деньгах
Новостью это назвать нельзя, поскольку еще в 2011 году было принято Постановление правительства Москвы N 86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве», которое заложило основы сегодняшнего благополучия. Но все-таки для многих эта информация станет открытием: по словам экспертов, московские школы (в отличие от образовательных учреждений других регионов, где действует совсем иная система) финансируются сегодня как никогда щедро: «Правительство Москвы выделяет колоссальные деньги на образование, и это дает уже видимый результат — за два последние года количество победителей и призеров олимпиад среди московских школьников существенно увеличилось», — говорит Александр Адамский.
Читайте также
Согласна с этим и директор школы Вера Илюхина: «Сегодня финансирование достаточное, позволяет не только обеспечить комфортный образовательный процесс, но и качественное дополнительное образование, развить способности и индивидуальные особенности каждого школьника, а также творческий потенциал учителя».
В качестве понятного каждому родителю доказательства приводят такой факт: за последние два года поборы в московских школах сократились до минимума.
Теперь, вооружившись этим неожиданным знанием, как нам кажется, родители вправе с большим вниманием следить за тем, насколько эффективно используются эти средства и получают ли их дети все те колоссальные образовательные возможности, которые есть у московской школы.
Наталья Афанасьева