Среда обитания8 мин.

«Речь не про кадровый голод, а про развитие». Глава Депкульта Москвы — о новых назначениях, цензуре, парках и стандартах досуга

© Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Алексей Фурсин руководит Департаментом культуры города Москвы, то есть возглавляет ведомство, отвечающее за столичные музеи, театры, парки, детские школы искусств, библиотеки и так далее. Поводом для разговора «Мосленты» и Алексея Фурсина стало недавнее заявление мэра Москвы о запуске проекта по обсуждению стандартов культурного досуга на платформе «Город идей». Однако мы не могли не спросить главу столичного Депкульта и о недавних громких театральных назначениях, вызвавших достаточно неоднозначную реакцию москвичей. Ниже — монолог Алексея Фурсина.

На днях мэр Москвы Сергей Собянин заявил о запуске нового проекта по обсуждению стандартов культурного досуга на платформе «Город идей». Уместно ли вообще говорить о стандартизации в сфере культуры? Какой результат вы в финале хотите получить по завершении этого проекта?

Я бы хотел, чтобы финала у этого проекта не было. В ближайшей перспективе, по крайней мере. После его завершения мы займемся внедрением лучших идей, анализом обратной связи от москвичей и сообщества. А это небыстрый процесс.

Возвращаясь к стандартизации в сфере культуры. Мы хотим вместе с москвичами и экспертами сферы сформулировать стандарты оказания услуги, а не ее содержание. Это важно. Стандарты культурного досуга — это те метрики и требования к нашим услугам, которые обозначат сами жители. Например, возможность купить билет в один клик или найти мероприятие в двух шагах от дома для похода с маленькими детьми. Механика простая и в целом не новая: горожане делятся своей обратной связью о наших площадках и проектах, идеями по их улучшению. Эксперты оценивают все предложения и параллельно обсуждают их на отраслевых встречах с участием и наших, и коммерческих организаций. Лучшие инициативы мы внедрим. Плюс получим большое количество данных об опыте использования нашей инфраструктуры, которые тоже изучим.

Алексей Фурсин, глава Департамента культуры Москвы

© Фото: предоставлено пресс-службой Департамента культуры Москвы

У Департамента культуры Москвы несколько направлений деятельности. Давайте начнем с театра. В столице работают 67 театров, подведомственных департаменту. Нужно ли такое количество театров вообще?

Я постараюсь подойти к этой теме с другой стороны. Многие все же говорят о театрах, опираясь на знаковые площадки города, рассуждая об их истории, людях, которые в них играли или играют сейчас. Но далеко не все театры имеют большие залы и многолетнюю историю. Однако они имеют своего зрителя. Да, у них залы по 80-120 посадочных мест, и тут, конечно, сложно говорить о коммерческой выгоде.

Но в таких залах порой рождаются знаковые спектакли, растут режиссеры и актеры, которые потом становятся знаменитыми. А очевидность их вклада не всегда оценивают только зрители, но и сами деятели культуры

И все же не надо забывать, что театры в городе сами по себе разные. Есть детские театры, театры кукол, теней, молодежные театры и другие. В прошлом году после реконструкции открылся театр Эстрады. У него нет своей труппы, но есть своя история, хотя он и не является классическим, в общем понимании этого слова, театром.

Все-таки главным индикатором является зрительский успех, востребованность. Вопрос не в количестве уж точно.

Художественный руководитель Московского театра Олега Табакова Владимир Машков (в центре) и Александр Лимин после окончания спектакля «Атом Солнца» в театре Олега Табакова

© Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Около месяца назад всех, кто интересуется театром, озадачила информация о новых назначениях. Так, Владимир Машков, возглавляющий «Табакерку», теперь стал еще и директором «Современника». А Константин Богомолов, возглавляющий Театр на Малой Бронной, теперь еще и возглавил Театр Виктюка. Зачем? К чему эти совмещения? Неужто возник кадровый голод?

Вы далеко не первый человек, кто данные кадровые изменения с нашей стороны воспринимает как кадровый голод. Я, честно говоря, не очень понимаю, откуда это берется. То есть я бы еще понимал такие разговоры, если бы мы на совмещение ставили людей не из самых благополучных, скажем так, театров. Но мы с вами обсуждаем Машкова и Богомолова, «Табакерку» и Малую Бронную, которые пользуются у зрителя не просто спросом — вокруг спектаклей этих театров постоянный ажиотаж.

И, поверьте мне, их точно никто не заставлял. С обоими были разговоры, и каждый из них загорелся этой идеей, оба знают, что они хотят сделать, и оба считают это вызовом, с которым они обязательно справятся.

Выиграет ли от этого театральная Москва? Ну, явно да. Так что это точно не про кадровый голод. Это про развитие.

Здание театра «Современник» в Москве

© Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Будут ли эти театры объединены?

Тема объединения театров тоже нас преследует постоянно. Я понимаю, что этому были предпосылки, но это точно не тема сегодняшнего дня в контексте назначений, о которых вы спрашиваете.

Театр «Современник», о котором мы только что говорили, возник благодаря Олегу Ефремову, Галине Волчек и иже с ними, прославился весьма смелыми постановками-высказываниями. На ваш взгляд, до какой степени должна распространяться свобода на современные театры? Другими словами, что можно, а что нельзя, что стоит, а что не стоит? И кто должен за этим следить?

Что стоит, а что не стоит, в первую очередь, определяет руководство театра. Департамент культуры не занимается цензурой и не выставляет рамки

Для этого у театра есть директор и художественный руководитель, они и определяют репертуарную политику и направления развития театра.

Вы, кстати, не упомянули Олега Павловича Табакова, который имеет такое же прямое отношение к созданию «Современника». А Машков — его ученик. Он был также в очень хороших и близких отношениях с Галиной Борисовной. Я это все веду к тому, что он хочет сохранить тот дух знаменитого «Современника».

Актеры Наталия Филиппова (Софья) и Алексей Дякин (Симон) в сцене из спектакля «Симон» режиссера Дениса Хусниярова в Московском академическом театре имени Вл. Маяковского

© Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Какие постановки и где вам удалось посмотреть за последнее время?

Не буду лукавить: на спектаклях меня не так часто встретишь. Но и не стоит забывать, что, помимо театров, в моем ведомстве сотни других учреждений: музеев, парков, киноплощадок, детских школ искусств, библиотек и культурных центров. Все не буду перечислять, но они все тоже требуют внимания...

Вы знаете, меня недавно спросили: если сравнить департамент с театром, то вы кто, худрук или директор? Конечно, директор. Я точно не хочу лезть в творческую составляющую. Для этого есть специалисты и, в первую очередь, зритель. Он точно оценит, а я увижу это в статистике по заполняемости зала театра.

Возвращаясь к вопросу, я скажу, что часто бываю в наших театрах. Но это в основном вопросы управленческие: ремонтные работы, закупка оборудования, другие вопросы, которые позволят зрителям с комфортом ходить в наши театры, а театрам выпускать громкие премьеры.

Но чтобы не сложилось впечатления, что я не смотрю спектакли, назову то, что я смотрел в последнее время. Это премьера в Маяковке — «Симон». Очень личная и красивая история. Такая же личная история получилась у Димы Бикбаева в спектакле «Я люблю тебя, папа!» в пространстве «Арт-платформа». Но отдельно выделю «Убежище» в школе Табакова. Это выпускной спектакль первого курса по экспериментальной программе, которую запустил Владимир Машков. Это не премьера, но меня очень по-хорошему тронула и сама постановка, и то, как играли выпускники.

Лето — время прогулок, так что не могу не спросить вас про парки Москвы. Какие наиболее крупные и интересные проекты осуществляются в них в этом году?

Конечно, это фестиваль «Лето в Москве. Все на улицу!» Он является мировым рекордсменом по своей продолжительности: этим летом москвичей ждут 100 дней различных культурных событий. Мы стараемся максимально задействовать инфраструктуру столицы, чтобы горожане надолго запомнили это лето.

А в самих парках, помимо уже традиционных развлечений, теперь можно найти и курортные зоны с лежаками, бассейнами.

Виды Москвы. Жанровая фотография. Посетители в парке «Зарядье»

© Фото: Мария Лукина / Коммерсантъ

Какой парк в Москве кажется вам неким идеалом, к которому прочие парки должны приближаться?

По поводу идеала скажу так: мы как раз не хотим, чтобы были идеальные, и другие, которые к этим идеалам должны стремиться. Опять же тут все строится от посетителя, важно, чтобы в любом нашем парке, а их несколько десятков, он получал одинаковый качественный набор услуг и развлечений. Желательно, чтобы еще и недалеко от дома. Тогда такой парк и станет для него идеалом, и ему не надо будет ехать в центр Москвы, чтобы посетить известные всем парки.

Кстати, сами вы больше любите парки дикие, с экотропами, камышом и разнотравьем, или такие, где кафешки, сцены и музыка?

А в парках я постоянно бываю, но все же по работе. Иногда по утрам там бегаю. И позанимался, и по работе осмотрел. Такой «тайный покупатель», но на бегу.

Парк «Зарядье» был просто мегапрорывом. Это и место, и концепция, и дизайн, и вот эти все разнообразные растения. Есть ли шанс, что в центре Москвы может возникнуть еще что-то подобное?

Прямо сейчас в нескольких точках Москвы происходит комплексное обновление нескольких парков и природных территорий, и некоторые из них серьезно изменят свою концепцию. То есть это не просто замена скамеек или освещения, а глобальное обновление территорий. Кроме того, кинопарк «Москино» в Новой Москве станет не менее прорывным проектом, чем в свое время стал парк «Зарядье». Это не только место съемок для продакшенов. Мы пока не часто об этом говорим, но это и будущий парк для москвичей, где можно будет проводить время с друзьями, семьями прямо на фоне кинодекораций. И совершенно точно ничего подобного в России, да и в мире, сегодня нет. Сейчас, пожалуй, больше ничего не скажу, но уже скоро поделимся всеми подробностями.

Посетители в зале Греческое искусство поздней классики и эллинизма в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

© Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

Знаменитая цитата Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Давайте перефразируем, дополним и поясним: «Из всех искусств для москвичей и гостей города в 2024 году важнейшим является...»

Москвичи чаще всего, по нашим данным, ходят в музеи. На втором месте театры, а затем — концертные залы. Но это совсем не значит, что на основе этой статистики мы выделяем важнейшее из искусств для себя или для москвичей.

Мы бы хотели, чтобы во всех сферах культуры и досуга получение услуг было комфортным и доступным. Это в том числе и про стандарт культурного досуга, о котором мы говорили вначале

Мало сделать красивый спектакль или открыть экспозицию, наполненную уникальными экспонатами. Москвичи точно привыкли к тому, что посещение культурного мероприятия должно быть комфортным. Это и про удобство приобретения билета, комфорта внутри культурного пространства, и, конечно, широкого выбора культурных мероприятий в городе. Поэтому, судя по статистике, они это все получают. А это для нас главное