Город

«Стало много хищников»: коронавирус заставил диких животных вернуться в московские парки

© Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

В июне снова открылись московские парки, и на первых порах там можно будет увидеть хищных птиц — в первую очередь сов и неясытей, которые за месяцы карантина перебрались в город из области. Орнитолог, директор приюта для птиц в Сокольниках Денис Мишин рассказал МОСЛЕНТЕ, задержатся ли в столице совы, почему вороны стали чаще нападать на людей и как пережили самоизоляцию пернатые обитатели городских парков.

Что за время карантина поменялось в парках?

В городе ситуация поменялась кардинально: в связи с карантином парки стали безлюдные, и из области в них стало прилетать очень много хищников, которых раньше в Москве наблюдать можно было крайне редко.

В парки стали залетать и обитают там сейчас ушастые совы, серые неясыти. На ВДНХ видели довольно редкого для города представителя семейства ястребиных — осоеда. Залетают в Москву теперь и ястребы-тетеревятники, которых раньше в наших парках увидеть было практически невозможно.

И теперь их можно будет наблюдать в парках?

Им было комфортно без людей, потому что так выглядит их естественная среда обитания: тихое, спокойное пространство. Сейчас, когда народ снова появится в парках, хищники будут чувствовать себя менее комфортно и постепенно вернутся в те места, из которых прилетели.

Так что достаточно большое количество появившихся сейчас в Москве экзотических хищников скоро из города снова исчезнет.

© Фото: Владимир Веленгурин / ТАСС

А других птиц в Москве стало больше? Соловьев, уток?

Пожалуй, нет. Количество певчих птиц осталось на тех же позициях, что и до пандемии. То же самое можно сказать и про водоплавающих — как и раньше, на прудах в парках сейчас снова можно будет увидеть уток, огарей. Статистика по ним прежняя, количество этих птиц не изменилось.

Вороны как все это пережили? Их меньше в городе не стало?

Они как были в городе, так и остались. Правда, сейчас сложилась новая для них ситуация: в связи с карантином рестораны давно не работают. Кормовая база стала для добычи труднодоступна, поэтому вороны стали более озлобленные и чаще стали нападать на людей.

Человек идет по улице, ест на ходу хлеб или булку, они подлетают и эту еду отбирают. Такое и раньше случалось, но теперь этого стало побольше. Потому что вороны сейчас голодные и от этого агрессивные.

Так что сейчас, чтобы эту обеспокоенность с ворон снять, стоит их подкармливать. Голубей, уток и огарей, кстати, тоже. Городских птиц всегда стоит поддерживать по мере возможностей: делать для них кормушки, подсыпать туда при случае проса или овса, нежареных семечек.

Сейчас вообще-то много кто в городе нуждается в помощи, и выживает за счет поддержки людей неравнодушных. Тех, у кого есть средства и силы на то, чтобы позаботиться, накормить. Раз уж заговорили об этом, то я так скажу, что помогать стоит и птицам, и животным, и людям, — сейчас самое время проявить великодушие по отношению к тем, кто оказался в тяжелой ситуации. И это не обязательно значит, что деньги надо куда-то переводить, часто достаточно просто купить и принести пакет продуктов. Думаю, все знают людей и семьи, которым сейчас такая помощь нужна.

© Фото: АГН «Москва»

Ваш приют для птиц 1 июня снова открылся после карантина. Как вы с питомцами пережили самоизоляцию в закрытом парке?

Конечно, откроемся. Всех зовем, милости просим: парк Сокольники, Митьковский проезд. Наш «Орнитарий» существует уже семь лет. Всю деятельность мы тянем на свои средства: корма закупаем за свой счет, сотрудников содержим.

В связи с пандемией были какие-то проблемы, но мы своими силами все это решили. Немножко штат сократили на время карантина, сейчас потихонечку всех вернем. А так, в принципе, справляемся.

Работу, которую обычно орнитолог делал, я выполнял в эти месяцы сам. Птиц хищных кормил, например. В принципе — ничего сложного: берешь ведро с кормом и обходишь с ним вольеры. Дело грязное, конечно, можно перепачкаться. Надо вольеры почистить — я и это делаю. В такие времена надо как-то выходить из положения.

Руководить-то каждый может, но часто дело упирается в вопрос, кто возьмет в руки метлу и лопату? Я вот сам это делаю, мне не сложно.