Гид по московским чудесам Божьим
Пока вся Россия отмечает светлый праздник Пасхи МОСЛЕНТА решила вспомнить, где находятся все московские святыни, и сделать гид по главным христианским достопримечательностям Москвы.
Путешествие по московским святыням стоит начать в Храме Христа Спасителя. Здесь хранится величайшая реликвия не только православных, но и всех христиан — частица Ризы Господней. Сейчас для нее сооружен особый аналой — справа от алтарной часовни.
Священники храма честно признаются, что не знают, часть какого именно одеяния Христа они хранят. По одной из версий, это тот самый хитон, который воины сняли с Иисуса перед распятием и делили, бросая жребий. По другой — гимантий, плащ, надевавшийся поверх хитона. Сомнения возникают из-за того, что вязаный хитон невозможно было разделить на части: ткань бы распустилась.
Есть сведения, что Риза Господня была перенесена из Палестины в столицу древнего грузинского царства — Мцхет. Святыня пребывала в Патриаршем соборе Светицховели.
В 1617 году персидский шах Аббас II покорил Иверию, и Риза оказалась в его руках. Но уже спустя семь лет властитель после долгих уговоров русского посла прислал ее в дар царю Михаилу Федоровичу Романову.
Отец русского самодержца, патриарх Филарет, долго проверял подарок Аббаса II. Различные свидетели, а в их числе оказался даже Иерусалимский патриарх Феофан, подтвердили подлинность реликвии, которую они ранее видели в Грузии. Но главным аргументом для патриарха стали многочисленные исцеления больных, происходившие вблизи святыни. Первосвященник торжественно внес реликвию в алтарь Успенского собора Кремля. Русская Церковь до сих пор отмечает в этот день праздник, приходящийся на 23 июля по новому стилю.
Впоследствии Ризу разделили на несколько частей и отправили их в разные города империи. После революции московская часть Ризы была конфискована и оказалась в фондах музеев Московского Кремля. В Храме Христа Спасителя она появилась в 2007 году — ее передали собору по личной просьбе патриарха Алексия II.
Для верующего человека нет нужды выяснять подлинность той или иной святыни, если только речь не идет об очевидном шарлатанстве.
Еще одна жемчужина в собрании святынь Храма Христа Спасителя — частица Ризы Пресвятой Богородицы. Сейчас она находится в общем мощевике вместе с другими реликвиями, но скоро для святыни приготовят особый аналой у левого клироса — на одной визуальной линии с частицей Ризы Господней. Таким образом паломники смогут прикоснуться к этим великим святыням по отдельности.
Частица Ризы Божией Матери появилась на Руси в XIV веке. Согласно преданию, ее привез из Константинополя Дионисий Суздальский. Долгое время она вместе с другими реликвиями хранилась в так называемом «ковчеге Дионисия», мощевике московских великих князей. После 1917 года частица Ризы Богородицы, как и другие святыни, попала в Музеи Московского Кремля. Церкви ее передали в 2008 году.
Триумвират библейских реликвий дополняет гвоздь Креста Господня, найденный императрицей Еленой в IV веке во время ее знаменитого путешествия в Иерусалим. В Храм Христа Спасителя он также попал из запасников музеев Московского Кремля.
В одном из мощевиков храма хранится частица пояса Пресвятой Богородицы — того самого, что вызвал небывалый ажиотаж осенью 2011 года. Тогда некоторые эксперты недоумевали: зачем стоять столько времени в очереди, когда рядом в храме есть ларец с реликвией, у которого можно провести сколько угодно времени. Все не так однозначно: православие — «нелинейное» мировоззрение. Посещение святынь верующим воспринимается как труд, послушание, желание «поработать Богу». В этом и есть различие между паломничеством и религиозным туризмом, кстати, четко осознаваемым в западных странах.
По преданию, незадолго до Успения Пресвятая Богородица отдала свой пояс двум иерусалимским вдовам, а те оставили его своим детям. Так святыня переходила из поколение в поколение. При византийском императоре Аркадии в V веке пояс перенесли в Константинополь. А после падения Византии святыня, по-видимому, была разделена, и сейчас известно о семи местах, где хранятся частицы пояса Богородицы. Помимо Москвы, это Троице-Сергиева Лавра, афонский монастырь Ватопед (откуда святыня и приезжала в Москву), монастырь Троодитисса на Кипре, Влахернская церковь в Зугдиди (Грузия), Казанский собор Санкт-Петербурга и итальянский город Прато в Тоскане.
Перед поясом Богородицы, как правило, молятся о благополучных родах. После того как афонская реликвия побывала в Москве, несколько уже было отчаявшихся забеременеть женщин получили благодатную помощь и стали счастливыми мамами. Информацию о таких случаях собирают священники Храма Христа Спасителя, где пребывал пояс, когда его привезли в столицу.
В Москве есть точная копия всемирно известной Туринской плащаницы. Она находится в одном из храмов московского Сретенского монастыря уже 18 лет — в 1997 году ее передал российским верующим известный американский ученый Джон Джексон.
Это фотоотпечаток в размер оригинала, воспроизводящий его в мельчайших деталях. Всего в мире пять таких копий. Отпечаток позволяет проводить научные исследования изображения, возникшего на ткани, как верят христиане всего мира, в момент воскресения Иисуса Христа.
В столице создан центр по изучению Плащаницы, в котором работают верующие ученые — физики, математики, биохимики и искусствоведы.
После того как 7 октября 1997 года плащаницу освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, к реликвии потянулись верующие. Почитание московской копии не является для православных чем-то из ряда вон выходящим. Патриарх освящал плащаницу как Нерукотворный образ Спасителя.
Кстати, есть и научная гипотеза о том, что всем известная икона Спаса Нерукотворного и Туринская плащаница — на самом деле одна и та же ткань, чудесно запечатлевшая лик Христа. Ну а то, что это копия... Каждый кто бывал в Иерусалиме, в храме Воскресения Христова, слышал откровения гидов о том, что камень помазания не подлинный — дескать, тот камень древние паломники растащили на кусочки еще в средние века. Соглашаться с этим или нет — личное дело каждого, однако плита помазания мироточит. «Там где хочет Бог — побеждается естества чин», — поется в древнем песнопении. И потому для верующего человека нет нужды выяснять подлинность той или иной святыни, если только речь не идет об очевидном шарлатанстве.
О том что на святых может лежать «тень» подозрения, говорит нам и история самой почитаемой московской святой — Блаженной Матроны, чьи мощи хранятся в Покровском монастыре, недалеко от Таганской площади.
Блаженные и юродивые редко находили признание у своих современников, поскольку те считали их ненормальными. Ничего не изменилось и сегодня. Для современного человека понять этот тип святости совсем не просто, ведь он так разительно отличается от примеров из одного-двух житий древних подвижников, бегло прочитанных в рамках школьного или институтского курса культурологии.
Так получилось и с Блаженной Матреной. В начале 1990-х годов, когда Матрона была прославлена только как местночтимая святая и ее канонического жития не было, большим тиражом вышло ее «жизнеописание», составленное из народных легенд. Там было и про встречу Матроны со Сталиным, которому она якобы сказала, как спасти Москву от фашистов, а также про то, что Матрона своей целебной энергией заряжала воду и освящала масло. В общем-то ничего удивительного в этом нет, ведь тогда над умами людей властвовали разнообразные колдуны, целители, и экстрасенсы. В народной версии Блаженная Матрона стала неким подобием Ванги, что, конечно же, не могло не тревожить священнослужителей и членов общецерковной комиссии по канонизации. В итоге, после тщательных изысканий, членам комиссии удалось составить и опубликовать житие Матроны, которое теперь не вызывало споров и ропота.
Какие еще святыни есть в Москве
Сергей Ганьжин