Почему Uber стал кошмаром московских таксистов
Пока парижские таксисты переворачивают машины и избивают пассажиров, их московские коллеги пытаются объяснить законодателям, чем опасны диспетчерские службы. Профессиональное сообщество болезненно воспринимает рост популярности мобильных сервисов по вызову такси и просит законодателей ввести единые правила для всех участников рынка. МОСЛЕНТА выясняет, за что владельцы московских таксопарков не любят Uber и других диспетчеров-посредников.
###Регулирования много не бывает
Такси, наравне с велосипедом и скоростным трамваем — любимый вид транспорта московских властей. Субсидии для предпринимателей, право двигаться по выделенной полосе, стоянки в зоне платной парковки — для городского такси уже сделано много хорошего. Дальше — нужен федеральный закон, который защитит законопослушных перевозчиков, урегулирует деятельность онлайн-сервисов и по-настоящему испортит жизнь «бомбилам».
В Париже и Лионе многие добросовестные таксисты выступили против дерегулирования отрасли
Закон о регулировании таксомоторных перевозок, предложенный депутатом Госдумы Вячеславом Лысаковым, уже принят в первом чтении. Однако у профессионального сообщества много претензий к документу.
Именно для того, чтобы учесть все замечания и предложения таксистов, в Общественной палате провели круглый стол о проблемах легковых перевозок в крупных городских агломерациях.
Главный камень преткновения — диспетчерские компании и, особенно, онлайн-сервисы по заказу такси. Именно через эти инструменты в Москве обрабатывается 70 процентов заказов. Отраслевики полагают, что новый закон обременит перевозчиков и при этом никак не коснется посредников, которых таксисты обвиняют в сотрудничестве с водителями-нелегалами.
Таким образом, таксомоторным фирмам, вкладывающим деньги в собственный автопарк, станет работать труднее, а диспетчеры и мобильные агрегаторы так и будут двигаться налегке.
###Как обуздать интернет
«Я не противник новых технологий, но невидимую руку рынка нужно контролировать. Иначе на рынке останется только шаурма-такси», — отметил председатель Комитета по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом Московской торгово-промышленной палаты Богдан Коношенко.
Он настаивал на том, что нужно разделять реальных перевозчиков и диспетчерские компании. Последние запросто могут передать ваш заказ водителю-нелегалу, а если вы попадете в ДТП или еще по каким-то причинам останетесь недовольны поездкой, диспетчеры легко уйдут от ответственности, заявив, что просто предоставляли вам информационную услугу — примерно как журнал «Флирт», размещающий объявления секс-работниц.
Читайте также
Многие компании занимаются на рынке откровенным демпингом. Конечно, потребитель в восторге, но какой эффект это даст в перспективе? Легендарные «ножки Буша» тоже были дешевыми, однако, мало способствовали развитию российского животноводства. Впрочем, по мнению Коношенко есть и положительные примеры — например, компания «Яндекс», тщательно контролирующая всю цепочку распределения заказов и не допускающая контактов с нелегалами.
Старший вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов отметил, что в последнее время в сфере таксомоторных перевозок в Москве многое наладилось, например, «бомбилам» стало удобнее приобретать лицензию, значительная часть таких водителей «вышла из сумрака».
Рассуждая о конкурентных преимуществах онлайн-сервисов и диспетчерских служб, Платонов отметил, что тухлое мясо, к примеру, тоже дешевле свежего. Едят такое мясо либо гурманы, либо лица, ставшие жертвой обмана. Если с гурманами ничего не поделаешь, то запутавшимся людям вполне можно помочь, введя более жесткие нормы для диспетчерских компаний.
В Москве с прошлого года действует и активно развивается крупнейший нелегальный перевозчик, даже, не побоюсь этого слова, международная сеть нелегальных перевозчиков. Разумеется, я говорю о компании Uber
Аналогия с мясом ужасно понравилась всем участникам круглого стола. Цветков даже попросил у Платонова разрешения использовать эту метафору в подходящих случаях. «Законотворческая деятельность у нас, к сожалению, не патентуется», — махнул рукой экс-председатель гордумы.
Заместитель председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков, как и большинство собравшихся, обрушился с критикой на диспетчерские компании, у которых нет активов в виде автомобилей или лицензий на перевозки, а есть только процент с распределенных заказов. «Нужно обременить диспетчерскую службу каким-то обременением», — сказал Попков.
По его словам, в таксомоторной области вообще нет понятия трудовых отношений. Если водители автобусов работают по восемь часов в день, проходят регулярный медосмотр и пользуются прочими благами трудового законодательства, то у таксистов все перевалено на плечи индивидуального предпринимателя. Многие таксисты из-за недостатка квалификации работают по 20 часов в сутки, а страдает в итоге клиент.
Дали слово и диспетчерским компаниям. Советник генерального директора компании «Сити-Мобил» Владимир Васильев напомнил участникам круглого стола, что не стоит путать диспетчерские службы с облачными программами, на основе которых строится работа агрегаторов. Да, к первым может быть много претензий, но вторые, строго говоря, вообще находятся вне российской юрисдикции.
Васильев уверен, перекладывать на диспетчерские службы обязанность по соблюдению технических, медицинских и прочих стандартов водителями — это просто «перепротезирование процесса», которое в перспективе не приведет ни к чему хорошему.
###Международное преступное сообщество
Все мировые СМИ облетели фотографии массовых беспорядков во Франции, в ходе которых водители атаковали не только машины, подключенные к скандальному Uber, но и их пассажиров. «Как известно, в Париже и Лионе многие добросовестные таксисты выступили против дерегулирования отрасли», — отметил в своем выступлении председатель комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Антон Цветков.
Читайте также
С октября прошлого года деятельность агрегаторов заказов на услуги такси во Франции чревата штрафом в 300 тысяч евро и двумя годами тюремного заключения. Большинство участников мероприятия убеждены, что именно на Францию нашей стране нужно равняться в этом вопросе.
Финансовый директор «Такси Москва» Дмитрий Киндря уверен, что законопроект, внесенный Лысаковым, обслуживает интересы небольших диспетчерских служб, таких как «Везет», «Максим» или «Сатурн».
«Это как если бы ограничения на продажу алкоголя касались только торговых сетей, — отметил Киндря. — А если у тебя ларек, то можно детям ночью водку продавать».
Киндря дал наиболее жесткую оценку деятельности мобильных приложений по вызову такси. «В Москве с прошлого года действует и активно развивается крупнейший нелегальный перевозчик, даже, не побоюсь этого слова, международная сеть нелегальных перевозчиков. Разумеется, я говорю о компании Uber».
Gett работает только с лицензированными перевозчиками — таксомоторными компаниями или индивидуальными предпринимателями
То, чем занимается Uber в России, подпадает под определение незаконной предпринимательской деятельности, уверен работник таксомоторной отрасли. Дело не только в привлечении таксистов-нелегалов.
«Я еду по Москве с Тверской до Проспекта Мира на машине с московскими номерами, но эта поездка происходит благодаря сделке между двумя российскими резидентами и одной голландской компанией, — описывает менеджер схему оптимизации налогов. — Картина достойная возбуждения уголовного дела. Во Франции это уже произошло. Надеюсь, у нас до них руки дойдут».
Новые технологии необходимо загнать в какие-то рамки
Идея с уголовным делом вызвала оживление. Цветков предложил обратиться с запросом в Общественную палату. Кто-то заметил, что лучше уж сразу в правоохранительные органы.
— Мы уже обращались, нам отказали…
— А какой состав?
— Мошенничество, незаконное предпринимательство, 171 статья Уголовного кодекса.
Состава преступления правоохранители в этом деле не нашли. Но в одном солидарны все участники круглого стола— новые технологии необходимо загнать в какие-то рамки. Телеграф, интернет, записки, голубиная почта — каким бы способом не осуществлялась связь между клиентом и водителем, таксисты должны работать по общим правилам в едином правовом поле.
Читайте также
###По другую сторону баррикад
На слушаниях присутствовали и представители мобильных приложений по вызову такси. Правда, никто из них в ходе мероприятия не выступил. Среди прочих, круглый стол посетил генеральный директор ООО «ГетТакси Рус» Виталий Крылов. МОСЛЕНТА спросила топ-менеджера, как бы он ответил на критику, прозвучавшую в ходе слушаний.
Крылов сообщил, что его компания находится полностью в российской юрисдикции и не является ни представительством, ни филиалом какой-либо иностранной фирмы. «Gett работает только с лицензированными перевозчиками — таксомоторными компаниями или индивидуальными предпринимателями», — сообщил МОСЛЕНТЕ Крылов.
По его словам, для подключения к сервису водителям нужно не только получить лицензию, но и пройти обучение в треннинговом центре компании. Кроме того, работа водителей оценивается с помощью пользовательского рейтинга.
Крылов полагает, что мобильное приложение не мешает, а наоборот, помогает официальным перевозчикам, так как благодаря новым технологиям, водители получают больше заказов и существенно сокращают издержки.
В пресс-службе «Убер» также отвергают все обвинения: «Uber работает только с юридическими лицами (лицензированными транспортными компаниями) и индивидуальными предпринимателями (профессиональными водителями). Партнерами Uber могут стать только водители старше 21 года, имеющие стаж вождения не менее трех лет. Мы тщательно проверяем документы (в том числе паспорт и права, документы на машину, страховку, разрешение на таксомоторные перевозки, справку об отсутствии судимости и прочее)».
Запрет приложения Uber во Франции воодушевил множество таксистов по всему миру: «Идите, и остановите прогресс!» Вполне естественно, что со временем вопрос о защите традиционной профессиональной корпорации от агрессии новых технологий встал ребром и в России.
Отраслевые лоббисты с помощью законодательных ограничений пытаются минимизировать издержки конкуренции с новыми дешевыми онлайн-сервисами и старыми соперниками диспетчерскими компаниями. В ход идут аргументы о неясном правовом статусе таких компаний как Uber, Gettaxi или «Яндекс.Такси» и особенно – о водителях-нелегалах, которые теоретически могут привлекаться диспетчерами. Аргумент о «бомбилах» напоминает грязную тряпку для доски, которой школьники кидаются на перемене.
Компании, ставшие мишенью критики, все обвинения отвергают. Никаких нарушений не находят в их работе и правоохранительные органы. В эту пятницу участники круглого стола выпустят резолюцию, которая в качестве экспертного комментария будет сопровождать законопроект вплоть до подписи президента. Очень скоро мы узнаем, какие именно механизмы обеспечат равноправие в таксомоторных перевозках и снимут вопросы, которые накопились у таксистов к техническому прогрессу.