Город

«При чем здесь Ваня, Саша или Ахмет?»

Русские в Турции и турки в России — о том, как им не хочется войны

© Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Несмотря на санкции, которые приняла Россия в отношении Турции, русско-турецкие отношения продолжаются. Люди, связанные семейными, рабочими и дружескими отношениями, пытаются понять, как жить дальше в новых условиях. Турки в Москве и русские в Турции рассказали МОСЛЕНТЕ, как они переживают эти дни.

Несмотря на санкции, которые приняла Россия в отношении Турции, русско-турецкие отношения продолжаются. Люди, связанные семейными, рабочими и дружескими отношениями, пытаются понять, как жить дальше в новых условиях. Турки в Москве и русские в Турции рассказали МОСЛЕНТЕ, как они переживают эти дни.

Президент России подписал приказ о введении санкций в отношении Турции. Многие люди по обе стороны границы надеялись, что этого не произойдет и конфликт будет улажен и не коснется простых людей, связанных семейными узами, бизнесом. Однако уже понятно, что с Нового года отношения между двумя странами изменятся радикально.

Самая болезненная мера для турецких граждан — прекращение безвизового режима с января 2016 года и запрет на работу в России.

При этом Турция пока не предпринимает ответных мер.

В аэропорте Ататюрка все тихо и по расписанию, русских не задерживают и не депортируют. Безвизовый режим продолжает действовать

© Наталья Селиверстова / РИА Новости

Вице-премьер Турции и пресс-секретарь правительства Нуман Куртулмуш заявил также, что республика не намерена из-за сложившейся ситуации разрушать или пересматривать свои отношения с Россией и хочет держать открытыми военные и дипломатические каналы с РФ.

Наш коллега летел вчера из Стамбула, ему устроили 4-часовой допрос, такой, как будто он уже преступник

Эрдал
бизнесмен

Для турецких же граждан, которые планировали приехать в Москву после Нового года, условия изменились, многие пересматривают свои планы в связи с введением визового режима и после новостей о погромах посольства и турецких компаний.

Как сообщают уже сейчас, когда визы еще не введены, у граждан Турции возникают проблемы с пересечением границы.

«Наш коллега летел вчера из Стамбула, ему устроили 4-часовой допрос, такой, как будто он уже преступник. Выспрашивали вообще все: где живешь, где работаешь, где учился до работы, адрес регистрации, есть ли машина и тому подобное», — рассказывает турецкий бизнесмен Эрдал, работающий в Москве в крупной строительной компании. Он собирается сворачивать бизнес в Москве из-за того, что не чувствует себя здесь больше в безопасности.

Как поняли турки, которые работают в России, те, кто уже имеют разрешение, могут продолжать здесь работать: «В теории те, кто уже связаны рабочим договором здесь в Москве, от санкций защищены, государство продлевать эти договоры не запрещает. Но их продлевают люди, сидящие в окошках приема документов. И здесь уже включается человеческий фактор, отказов уже очень много, а причины они сообщать не обязаны».

«Раньше получить разрешение на работу было очень легко, — говорит Шюкрю, который живет в Москве более 10 лет. — Теперь стало очень сложно, все зависит от тех, кто дает: захотят — дадут, захотят — нет».

Турецкие бизнесмены говорят, что за последние дни их компании замучили проверками. Турки, живущие в Москве, пишут о том, что к ним домой стали приходить полицейские с проверками документов.

Стремительно сворачиваются и турецко-российские культурные программы.

Сотрудники Турецко-русского культурного центра в Москве сообщили МОСЛЕНТЕ, что никаких комментариев они не дают по той простой причине, что не понимают, что будет дальше: «Мы очень надеемся, что лидеры встретятся, обсудят и решат все проблемы. Но пока мы вынуждены приостановить потрясающий проект, запланированный на следующий год. Перекрестный год турецкой культуры тоже под вопросом. Мы надеемся, что это все какая-то эмоциональная, временная ситуация и разум возьмет верх. Деятельность культурного центра вне политики».

При этом русские, живущие и работающие в Турции, пока никаких изменений со стороны турецких властей и отношения к ним местных жителей не ощутили.

«Вообще ничего не изменилось. У нас магазин в Стамбуле — никаких проверок не было. Все знают, что мы русские, никто от покупок не отказывается, соседи здороваются. Вообще, деликатно стараются не поднимать эту тему. Ребенок должен идти в турецкий садик — никто пока не отказал. Место в метробусе уступают, вчера конфет надавали, хотя он очень громко говорит по-русски», — рассказывает москвичка Наталья, живущая с семьей в Стамбуле.

Работа российского консульства продолжается в обычном режиме, никаких антирусских демонстраций, пикетов нет. «Мой ребенок учится при консульстве в Стамбуле, занятия в школе проходят в прежнем режиме, только дети заходят не с центрального входа. Да, напротив консульства дежурит полиция для обеспечения большей безопасности. Никаких боев на улице нет. Да, недели две назад напротив консульства собрались человек 20, покричали и разошлись, без каких-либо последствий, но не более. Занятия в школе не отменяют. Пока политики разбираются между собой, простым людям необходимо сохранять спокойствие и уважение друг к другу. Если политики воюют, то в этом замешаны ресурсы и деньги. Люди, подумайте, вам нужен этот конфликт? В прессе постоянно пытаются подлить масла в огонь, люди, будьте осознанны!!! Это не ваш бой. Кому-то нужен этот конфликт, подумайте, нужен ли он вам? Всем мира и добра» — пишет на своей странице в Facebook россиянка Виктория.

В Стамбуле регулярно проходят политические митинги — например, против арестов влиятельных журналистов. Но у российского консульства все тихо

© Can Erok / Cumhuriyet via AP

«Я два дня назад — из Стамбула. Похоже, там скоро начнутся митинги в поддержку русских. Как узнают, что русский, сразу визжат от восторга. Был я на митинге по поводу ареста журналистов, 100 раз мне сказали, что они любят русских!», — рассказал Виктор, фотограф из Москвы.

Тимур, работающий переводчиком в Анкаре, поделился с МОСЛЕНТОЙ своими наблюдениями:

«Какого-либо нагнетания и призывов ответить на меры, вводимые со стороны России против Турции, в стране не наблюдается. Более того, насколько известно, турецкий премьер Давутоглу подчеркнул, что никаких ответных санкций против российских граждан Турция вводить не собирается. Кстати, и в сфере турецкого сегмента социальных сетей сохраняются относительные спокойствие и хладнокровие, и какие-либо слоганы, мол, давайте тоже ударим по российским гражданам, временно находящимся, проживающим либо работающим на территории Турецкой Республики, в формате «око за око», также не прослеживаются. Можно сказать, что значительная часть турок даже критикует руководство своей страны и очень надеется на положительное решение сложившегося вопроса, а это, надо полагать, очень хороший и вселяющий надежду показатель».

Почему кто-то мне вправе указывать, что я должна на отдых ездить на Черное море, а не на Средиземное?

Ирина
русская из Антальи

В Анталии, где есть целые районы, в которых преимущественно живут россияне, на днях прошел фестиваль русско-турецкой дружбы, документы на улице не проверяют, массового исхода не предвидится. Однако напряжение, конечно, есть. Многие русскоговорящие жители Анталии были связаны с туристическим бизнесом или рынком недвижимости, многие из них автоматически лишатся работы после российских санкций. Русско-турецкие смешанные семьи, а их здесь больше 100 тысяч, из-за санкций оказались в очень тревожной ситуации. Конечно, обеспокоены и те, кто собирался ехать в Турцию на Новый год, к себе домой или в отели, многие пытаются понять, что будет с их билетами на чартерные рейсы, не отменят ли регулярные.

«При чем здесь Ваня Иванов, Саша Сидоров или Мехмет, Ахмет из Турции? Почему нам должны запрещать ездить друг к другу? Почему кто-то мне вправе указывать, что я должна на отдых ездить на Черное море, а не на Средиземное? Зачем рушить связи, на построение которых ушли десятки лет? Зачем создавать дополнительные проблемы гражданам своей страны, чтобы побольше насолить соседу? Сейчас рухнет бизнес огромного количества людей с обеих сторон, разорятся тысячи бизнесменов, еще больше останутся без работы. А ведь у всех дети, семьи. У многих были взяты кредиты. Кому от этого станет лучше?» — пишет в Facebook Ирина, которая живет в Анталии.