Город

Индульгенция на загрязнение

Как долго Москву будет преследовать запах сероводорода

Московский НПЗ

© Житенев / РИА Новости

В ночь на среду на юго-востоке Москвы неизвестные вновь испортили воздух — экологи зафиксировали превышение содержания сероводорода и оксида азода в атмосфере. МОСЛЕНТА поинтересовалась у специалистов, почему выбросы в столице не прекращаются и какое влияние они оказывают на здоровье москвичей.

В ночь на среду на юго-востоке Москвы неизвестные вновь испортили воздух — экологи зафиксировали превышение содержания сероводорода и оксида азода в атмосфере. МОСЛЕНТА поинтересовалась у специалистов, почему выбросы в столице не прекращаются и какое влияние они оказывают на здоровье москвичей.

Худшие показатели были отмечены в районе Выхино-Жулебино. Там, по данным «Мосэкомониторинга», предельно допустимая концентрация сероводорода превышена в 3,6 раза. На улице Гурьянова — в 2,7 раза, на улице Головачева, рядом с нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ) в Капотне, — в 1,54 раза и в районе Люблино — в 2 раза. Кроме того, в Люблино в воздухе обнаружили двойную норму оксида азота. На юге столицы, на Пролетарском проспекте, предельно допустимый уровень содержания оксида азота превышен в 1,24 раза, в Бирюлево — в 1,21 раза.

Местные жители активно обсуждают случившееся в социальных сетях. «И снова ночью запах гари в Кожухово!», — негодует москвичка Анна Воронец. «У нас пахло с двух ночи до 6 утра. Запах был противный, сероводородный. Травит нас НПЗ или ЛОС (Люблинские очистные сооружения — прим.МОСЛЕНТА), без разницы, главное — травит ночью, чтобы меньше звонков с жалобами было», — возмущается пользователь форума района Кожухово.

Интересно, что накануне, во вторник, стало известно о развязке другого громкого дела о загрязнении московской атмосферы. По данным «Известий», столичный арбитражный суд отменил штраф в 250 тысяч рублей, вынесенный ранее Московскому нефтеперерабатывающему заводу. При этом в ходе судебных разбирательств было установлено, что загрязнение воздуха превысило допустимые нормы в десятки раз, однако у завода было разрешение на выброс вредных веществ.

Напомним, сероводородное облако накрыло юго-восток столицы 10 ноября 2014 года. Едкий запах ощущался даже в центре Москвы. На «горячую линию» МЧС с жалобами позвонили более двух миллионов человек. По данным экологов, содержание сероводорода в атмосфере в тот день превышало предельно допустимую норму в десятки раз.

Расследование сразу приняло форму традиционного чиновничьего пинг-понга. Виновником выброса в министерстве природных ресурсов и МЧС назвали НПЗ. При этом в пресс-службе компании «Газпром нефть», владеющей предприятием, заявили, что информация об аварии не соответствует действительности. В Минэнерго России также не подтвердили сообщения о выбросе. 16 декабря 2014 года cуд удовлетворил иск о взыскании с НПЗ 250 тысяч рублей штрафа. Руководители предприятия опротестовали штраф в арбитражном суде. В ходе прений сторон выяснилось, что выбросы вредных веществ в атмосферу в ноябре прошлого года действительно были, однако у предприятия до 2017 года имеются документы, «разрешающие воздействовать на атмосферу». Это послужило основанием для отмены штрафа.

«Все очень логично: НПЗ отбился от штрафа. И тут же на юго-востоке Москвы новый выброс вредных веществ», — говорит технический директор независимой экологической экспертизы «Тестэко» Александр Кукса. По его мнению, в данном вопросе не обошлось без коррупции. «Я только не понимаю, неужели нельзя было вместо лоббирования закулисных взаимоотношений чиновников смонтировать современные очистные сооружения на предприятии», — разводит руками эколог.

В больших дозах сероводород негативно воздействует на нервную систему.

© Петр Ковалев / Интерпресс / ТАСС

Президент союза «За химическую безопасность!», доктор химических наук Лев Федоров считает, что сейчас нефтеперерабатывающему заводу фактически выдано разрешение, индульгенция на загрязнение московского воздуха. По словам эксперта, нынешние концентрации вредных веществ для здоровья человека опасности не представляют. «Но в больших дозах сероводород очень негативно воздействует на нервную систему. Пары вещества могут привести к отеку легких и нервному параличу», — подчеркивает Федоров.

Координатор проекта «Токсическая программа Гринпис России» Нина Лесихина говорит, что проблема не только в источнике выброса. «В Москве есть целый ряд ведомств, которые так или иначе отвечают за экологическую безопасность. Это московский департамент природопользования, Росприроднадзор, Роспотребнадзор и МЧС, природоохранная прокуратура. Получается как в пословице: "У семи нянек дитя без глазу". Ведомств много, но эффективность работы низкая».

По словам Лесихиной, при превышении содержания сероводорода, у горожан возможны обострения респираторных заболеваний, аллергических реакций. Вредные вещества накапливаются в организме, в крови. Увеличивается риск более серьезных заболеваний. Например, Всемирная организация здравоохранения оценивает вклад состояния окружающей среды в рост числа онкологических заболеваний в 30 процентов. «Влияние окружающей среды, понятно, не сиюминутное. Тем не менее увеличивается риск не только онкологических, но и сердечных, респираторных, аллергических заболеваний», — говорит Лесихина.

Эксперты советуют при выбросах вредных веществ предпринимать хотя бы минимальные меры безопасности: закрывать в квартирах окна, надевать респираторные маски. По возможности не выходить на улицу.