Москвичка решила собрать все орнаменты России
Вы не служащий на госфинансировании, не дизайнер, выигравший грант. Вы – энтузиаст своего дела. Расскажите, откуда пришел ваш интерес к орнаменту? И вообще, как решиться делать проект с нуля и довести его до реализации, проходя при этом через беременность и воспитание маленького ребенка?
Сама идея создать ресурс, который предлагает систематизированные изображения узоров и орнаментов России, появилась у меня три года назад. Я на тот момент была достаточно утомлена своей работой, и при этом ощущала, что источник интереса, который увлек бы меня в полной мере, лежит в каком-то новом поле. В каком – было непонятно. И тогда я поняла: надо чуть оторваться от текущих дел и это поле искать. Взяла себе год на поиск. Но решила не просто сидеть и что-то там искать, а заняться тем, что мне всегда было интересно как хобби - узорами.
К тому моменту у меня к ним был высокий потребительский интерес, - я любила рассматривать орнаменты, сама рисовала их в Adobe Illustrator. Такой, совершенно частный, обычный диванный интерес, который привел меня в библиотеки: в Историческую, в Ленинку. Туда, где, как мне казалось, должны быть очень крутые фонды.
И я пыталась там обнаружить хорошие системные обзорные книги-классификаторы, которые объяснили бы мне, как человеку несведущему, что в многообразной России есть столько-то видов декоративно-прикладного искусства, существуют узоры и орнаменты таких-то стилей и направлений. Мне попадались такие сборники по другим странам и даже по всему миру.
И вот я искала такую книгу по узорам России, рассчитывая, что на ее основе буду делать выставочные и технологические проекты. Думала построить программный модуль, который будет смешивать мотивы разных узоров. То есть, я хотела развлекаться, делая творческие эксперименты на базе некоего классификатора, который надо только найти.
Но, посидев в библиотеках, я поняла, что такой книги, такого источника не существует. И нахожу я только точечные издания и исследования, например, «Вышивка Удмуртии». Или обзор разных видов декоративно-прикладного искусства, но, опять же, привязанный к одной географии. И вот картина: много хороших книг, которые дают глубокое погружение в один-два подтипа. Но не существует одного источника, который помогал бы погрузиться и быстро представить себе все разнообразие декоративно-прикладного искусства России и его стилей. Поэтому у меня родилась идея найти максимум книг и связаться с теми музеями, которым это будет интересно, чтобы создать единый банк изображений с удобным рубрикатором.
Когда вы поняли, что это - титанический труд?
Сначала мне показалось, что в принципе – ничего сложного. Но уже на следующем этапе я поняла, насколько трудозатратна мелкая механика по переносу информации из книг в формат изображений с тегами. Насколько она нелинейная, и ее невозможно автоматизировать. Сколько в ней человеческого труда и ошибок… Так что я решила вначале сделать первую версию проекта на книгах, которые хотя бы не требуют разъездов по стране. И затем использовать эту версию как портфолио при контактах с музеями, чтобы идти глубже, за пределы книг.
Этот путь занял три года. Если бы было больше ресурсов и я могла фокусироваться только на этом проекте, все могло бы произойти и быстрее. Но я одновременно веду собственную консалтинг практику, и продолжаю искать ту самую большую предпринимательскую идею. А к проекту «Орнамика» отношусь в первую очередь как к некоммерческому. Также я ежедневно посвящаю очень много времени своему ребенку и выполняю большое количество других личных задач.
Как вы финансируете проект?
Полностью на свои деньги. И этим тоже обусловлена необходимость заниматься еще и другой деятельностью. Работа по созданию «Орнамики» потребляет достаточно много финансовых ресурсов, потому что она очень трудоемкая, – много человеко-часов уходит на перерисовывание узоров, каталогизацию, ее перепроверку и так далее.
Моя цель – сделать этот проект как минимум не минусовым. Я пока не вижу за ним какой-то бизнес-модели, которая могла бы сделать его стартапом в современном смысле слова: с инвестиционной привлекательностью, коммерческой выгодой и так далее. Но я думаю, что смогу привлечь средства через работу со спонсорами, выставочные проекты и сделать так, чтобы у «Орнамики» был бюджет, на который она могла бы развиваться гораздо качественнее.
Тогда я на ключевые позицию смогу получать людей более высокой квалификации, и на постоянной основе, а не на проектной. Потому что мы работаем в отсутствие штата. Сейчас это даже не команда, а комьюнити проекта, - люди, которые подключаются и выполняют часть общих задач. Но в какой-то момент у людей меняются приоритеты, они больше не могут посвящать проекту столько времени и отключаются. А штатных сотрудников я на свои деньги пока не могу себе позволить.
Вы, вообще, не жалеете, что ввязались в эту историю?
Нет. Чем дольше я занимаюсь проектом, тем больше «Орнамика» переходит для меня из просто интереса в большую любовь.
Вам нравится то, что уже получилось?
Да, и технологическая часть – сам движок, который мы построили и будем развивать, и контентная часть, и идеи по выходу в офлайн. Так как этот проект – не медиа, он не может каждый день давать людям свежую пищу для ума. И чтобы оставаться актуальным, ему нужно все время придумывать какие-то свежие формы, которыми он будет рассказывать про старинные узоры и стили. Соответственно, это очень большое поле для творчества.
Сколько человек работает на проекте? На сайте кроме вас указано еще три специалиста, а вы говорите о комьюнити.
На текущей неделе что-то для проекта делали человек 15. Если брать за год – то порядка 30 человек, - это если сложить вместе всех тех, кто делал для нас интерпретации, реконструкции, помогали с каталогом и маркетингом проекта.
Да, реконструкции и интерпретации - это интересная часть ресурса. Насколько регулярно вы ее обновляете?
В данный момент мы интерпретаций и реконструкций не делаем, потому что новую волну собираемся запустить в марте. И это будет делать не один человек: мы устроим небольшой конкурс портфолио из тех, кто к нам обратится, как заинтересованный в сотрудничестве. Возможно, поработаем еще с 10 или 20 новыми людьми. С кем-то это будет сотрудничество на один раз, и больше человеку будет неинтересно, а с кем-то у нас случится крепкая дружба, комьюнити расширится. Примерно так, на каждом новом фронте работ это и происходит.
Какой у вас алгоритм работы в команде?
Сейчас проект привлек много внимания: пишут совершенно разного плана люди, предлагают сотрудничество, что, конечно, будит фантазию. Но, похоже, на этот год у нас сохранится текущий режим работы: поделали что-то одно, архив, например, выложили результат, и перекинули все силы на другое направление.
Вы планируете загрузить раздел «Интерпретация» большим количеством проектов, которые выросли на коллаборациях, сотрудничестве с мастерами и компаниями?
Непонятно. Если поставить себе такой путь развития – в продукты, то это означает, что нужно о них внутри нашей небольшой команды откуда-то получить очень хорошую экспертизу. Потому что было бы совершенно нелогично вдруг стать площадкой, где появился раздел, на котором одновременно представлены высокохудожественные кружева, очень близкие к старинной технике, и совершенно не художественные, поточные ковры с каким-то из наших узоров, созданные просто ради низкой цены, чтобы стать массовыми. Не хочется стать супермаркетом всего подряд на тему узорной графики, потому что это ничего внутри не зажигает. Этим не будешь гордиться.
В чем вы видите перспективу проекта?
Мы будем увеличивать количество изображений на Ornamika.com, чтобы представить заявленное разнообразие по географии и стилям. Так как многое из того, что у нас уже на руках, мы еще не показали. Кода мы эти оригиналы каталогизируем и выложим, то перейдем к работе с музеями. И мне кажется, это будут на порядок более интересные объекты.
Второе направление: на сайте сейчас скрыт раздел «Аналитика», где мы будем выкладывать текстовые материалы. Там появится гуманитарная по сути аналитика узорных направлений, и современная аналитика на основе алгоритмов компьютерного зрения, когда мы будем анализировать узоры с точки зрения сложности их построения, делиться этими результатами. Это тоже часть лаборатории, в какой-то степени может даже более важная, чем творческие эксперименты. При помощи этих материалов люди, которым стало интересно работать с визуальными материалами в архиве, могли бы углубиться и почитать тексты по теме, а не только посмотреть изображения.
Естественно, мы будем продолжать делать и выкладывать реконструкции и интерпретации. И еще у нас в планах - выставка, для которой мы пока ищем площадку. Там мы будем при помощи роботов создавать большой физический объект - узорное полотно. Оно будет сочетать в себе узоры из разных регионов и видов декоративно-прикладного искусства. И конечно же, мы хотим запуститься на других языках: сначала на английском. А следующим этапом мы себе придумали эксперимент - перевестись на китайский. Переводы нужны потому что наш проект нацелен еще и на то, чтобы исправить ситуацию безвестности многих аутентичных стилей народов и регионов России.
И если у нас в стране сейчас идет хорошая волна по восстановлению известности разных ремесел и стилей, в этом плане мы в тренде, то за границей люди не сильно на эту тему думают. Если в поисковике просто вбить по-английски «русский стиль» или «русский дизайн», то появятся всем нам известные визуальные сюжеты: гжель, хохлома. Но это - капля в море. Так что наш проект создается для иностранной аудитории в такой же степени, как и для россиян.
Ясно, рубите русскому стилю окно в Европу и Штаты.
Да, и в Азию. Мы хотим быть единым источником по аутентичным стилям народов и регионов России для всего мира.