Город

Зимовка кораблей

На реках Москвы завершилась летняя навигация, работать продолжают лишь суда ледового класса

© Дмитрий Лебедев / МОСЛЕНТА

Летняя навигация завершилась на всех внутренних водных путях и гидротехнических сооружениях Московского бассейна, сообщили в госкомпании «Канал имени Москвы». Наблюдения показали, что в этом году лед раньше начал появляться в Рыбинском и Горьковском водохранилищах. МОСЛЕНТА выяснила, где будут зимовать катера и теплоходы, которые все лето трудились на реках Москвы.

Летняя навигация завершилась на всех внутренних водных путях и гидротехнических сооружениях Московского бассейна, сообщили в госкомпании «Канал имени Москвы». Наблюдения показали, что в этом году лед раньше начал появляться в Рыбинском и Горьковском водохранилищах. МОСЛЕНТА выяснила, где будут зимовать катера и теплоходы, которые все лето трудились на реках Москвы.

Рыбинское водохранилище, находящееся на северо-западе от Москвы, уже покрыто плотным ледовым полем, сообщают гидрометеослужбы. Толщина льда в некоторых местах здесь доходит до 10 см. В Горьковском водохранилище ситуация немногим лучше — лед здесь около 2 см. Специалисты «Канала имени Москвы» начали работы по завершению навигации еще в начале ноября. К движению по замерзающим рекам столицы теперь допускаются только суда ледового класса.

Компания «Мосводосток» оказалась в числе первых, кто начал готовить свои корабли к зимовке. Ее флот состоит из 30 кораблей. В их числе буксиры, самоходные шаланды, плавучие краны и мусоросборщики. Малые корабли предназначены для работы на отмелях. Катера смогут легко подойти к берегу в районе пляжей, где отдыхающие оставляют больше всего мусора.

Московские реки — сложные для судоходства, говорят специалисты. К примеру, Яуза несет очень много грунта. Поэтому корпусы кораблей и катеров быстро изнашиваются из-за частого попадания на отмели. Кроме того, камни и грунт попадают в рулевые агрегаты. В этом году руководство «Мосводостока» приняло решение поднять четыре судна на берег, чтобы отремонтировать их.

«Будем мерять толщину металла на корпусах судов. Если стенки сильно изношены, то будем что-то менять. Также нужно будет провести работы по двигательной-рулевой группе», — рассказал МОСЛЕНТЕ начальник флота ГУП «Мосводосток» Александр Ильин.

Основная задача кораблей «Мосводостока» — устранение последствий слива в реки Москвы воды с городских улиц. «Во время дождя, снега все это попадает в городскую систему водоотведения, предназначенную для уборки воды с улиц. Но вода с собой забирает очень много грунта — с газонов, детских площадок. И это тоже все попадает в систему водостока. И на выходе в реку есть специальные песколовки, где задерживается весь грунт. Мы весь этот грунт вынимаем, очищаем, вывозим на осушительную площадку. Там этот грунт отстаивается, а потом это все везут на специальные площадки приема и дальше используют», — пояснил Ильин.

Несколько судов «Мосводостока» предназначены для борьбы с выбросами в реки нефтепродуктов. «Мы можем подойти, побрызгать, дезактивировать и убрать этот нефтевыброс. Мы с этим боремся сертифицированными материалами», — говорит Ильин. В составе флота компании есть корабли, оснащенные специальными сепараторами для сбора таких выбросов. По официальным данным, за сезон из московских рек собирается от 6 до 16 тонн обводненных нефтепродуктов.

На зимний период суда «Мосводостока» распределяются по рекам Московского бассейна — есть причалы в разных местах, где корабли будут зимовать. Несколько судов остаются на Яузе для контроля ситуации. «Мы специально их там оставляем. Кроме того, боновые заграждения устанавливаем, чтобы в случае выброса нефтепродуктов мы их поймали и не допустили выхода в Москву-реку», — говорит Ильин.

Несколько кораблей «Мосводостока» частично будут работают и зимой. На вооружении организации есть суда ледокольного типа. Одно из таких будет следить, чтобы лед не повредил другие корабли, стоящие у причалов. На дежурном судне есть также оборудование и для ликвидации разлива нефти, и помпа для тушения пожара. В случае происшествия в зимний период оно сможет выйти к месту ЧП.

Продолжат ходить по московским рекам и пассажирские корабли. В этом году для перевозок пассажиров в зимний период будут использовать 10 теплоходов, сообщают «Вести». Если река промерзнет глубже, чем на 20 сантиметров, суда будет сопровождать ледокол.

Всего организовано два речных туристических маршрута. Один стартует с причала на Пушкинской набережной, второй — на набережной Тараса Шевченко. С палубы теплохода можно увидеть все знаменитые достопримечательности столицы — Кремль, гостиницу «Украина», Дом правительства, высотку на Котельнической набережной, стадион «Лужники», Воробьевы горы.

Планируется, что этой зимой «Москву теплоходную» увидят больше 100 тысяч туристов. Уже готовы масштабные новогодние и рождественские программы. На открытие зимней навигации пригласили 70 вице-губернаторов из разных регионов. Москва ждет наплыва туристов со всей страны.

Летняя навигация на водных путях Московского бассейна обычно открывается в 20-х числах апреля.