История

Детям о революции

Авторы детского путеводителя по Москве 1917 года — о краеведении без пропаганды

© Изображение: Издательство «Пешком в историю»

Издательство «Пешком в историю» выпустило серию из трех книжек, доходчиво и объективно объясняющих детям, что за события произошли 100 лет назад в России. МОСЛЕНТА выяснила у директора издательства и авторов путеводителя «Прогулки по революционной Москве 1917 года», как в игровой форме рассказывать детям об истории родного города без искажений и пропагандистского пафоса.

Издательство «Пешком в историю» выпустило серию из трех книжек, доходчиво и объективно объясняющих детям, что за события произошли 100 лет назад в России. МОСЛЕНТА выяснила у директора издательства и авторов путеводителя «Прогулки по революционной Москве 1917 года», как в игровой форме рассказывать детям об истории родного города без искажений и пропагандистского пафоса.

Рассказ без поучений

Екатерина Каширская, директор издательства «Пешком в историю»

На редколлегии по серии «Россия в 1917 году» мы решили, что в данном случае будет недостаточно нашей обычной, «фирменной» пары из энциклопедии и задачника.

Идея третьей книги — путеводителя, возникла еще и потому, что до наших дней сохранились многие здания и улицы, на которых происходили революционные события в Петербурге и Москве. И мы решили, что лучше всего дети представят себе ту реальность, посетив эти места. В результате в исторический задачник «Фотографии из 1917 года» мы включили карту революционного Петрограда, а Москве решили посвятить отдельный путеводитель, в котором с привязкой к домам и улицам рассказано не только о революции 1917-го, но и о восстании 1905 года.

Мы старались сделать книги, которые скорее рассказывают, а не поучают. И мне не хочется, чтобы дети писали по ним сочинения на тему «чему меня научила эта книга». Надеюсь, «революционная» серия заставит их задуматься, задать вопросы, которые до этого, возможно, не возникали в голове у ребенка.

С моей точки зрения, важно, чтобы у ребенка был потенциальный доступ к разным книгам. Пропаганда и идеология — составляющие государственной политики в любой стране. Но власть меняется, а вместе с ней и идеология.

Мы не за и не против политики большевиков или кого бы то ни было еще, мы хотим, чтобы читатели могли как можно лучше представить, как была устроена жизнь 100 лет назад, какие проблемы были у людей, на что они надеялись, кто владел их мыслями и чувствами и к чему это привело. И энциклопедия, и «Фотографии из 1917 года» так много рассказывают о повседневной жизни, быте, чтобы ребенку легко было вообразить себя на месте детей начала XX века.

Мы исходили из того, что у ребенка должна быть возможность использовать информацию из «Путеводителя», чтобы вообразить, представить и реконструировать события прошлого, если он захочет. Мы пытаемся помочь детям захотеть это сделать, вызвать у них эмоциональный интерес к тем событиям.

По моей просьбе в путеводитель был включен автомобильный маршрут, на случай, если люди не могут долго ходить пешком по каким-то физическим причинам или у них совсем маленькие дети, или погода плохая, или очень мало времени в Москве.

И я надеюсь, что даже такая быстрая автомобильная экскурсия позволит им ощутить это прикосновение к истории города, чтобы в будущем, возможно, вернуться к теме и изучить ее более подробно.

Безоценочный подход

Наталья и Василий Волковы, авторы путеводителя «Прогулки по революционной Москве 1917 года»

С самого начала работы над путеводителем мы выбрали безоценочный подход: решили не высказывать свою точку зрения на события того времени, а излагать исключительно факты.

Конечно, любая революция — это трагическое время для страны и народа: подчас даже члены одной семьи поддерживали разные воюющие стороны. Все это привело к гибели людей, разрухе и разорению. Об этом мы сказали во вступлении к нашей книжке. Также сразу оговорили, что рассказывать будем об улицах Москвы, которые связаны с теми суровыми событиями.

Отбирать материал было непросто, потому что практически любые архивные документы содержали пропагандистский настрой, так как были изданы еще в СССР. Нам пришлось очистить факты от этого налета, предлагая родителям вместе с детьми пройтись по московским улицам и самостоятельно подумать над тем, что творилось здесь сто лет назад, представить и почувствовать себя участниками событий.

Мы исходили из того, что это даст хороший повод, чтобы спросить детей, как они думают, на чьей стороне они бы оказались тогда, а может, и предложить им представить себя поочередно по разные стороны баррикад.

Недавние события

Мы не собирались давать детям какие-то уроки, наша задача была — окунуть их в ту атмосферу, приблизить время и показать, что это не какая-то древняя история, а, в общем-то, сравнительно недавние события, которые все еще откликаются в настоящем.

Можно сколько угодно изучать революцию дома, по книжкам и альбомам. Но нам кажется, что только прикоснувшись к зданиям, посетив музеи 1905 года и революции, пройдя по улицам, на которых разворачивались те самые события, можно представить себе, как и чем жили тогда люди.

В Москве проходило много уличных боев и в 1905 и особенно в 1917 году, когда сторонники Временного правительства не хотели признавать новую власть, сражения шли по всему городу, даже Кремль был подвергнут артиллерийскому обстрелу.

Места сражений и памятники конструктивизма

Составляя маршруты, мы выбрали в Москве именно те места, которые больше всего пострадали, где было большее число сражений. Из них издатель отобрал три: район Красной Пресни, Тверскую улицу, Красную площадь и центр города. Плюс еще один маршрут целиком посвящен конструктивизму — новому виду архитектуры, который возник в 1920-х годах, когда Москва только начинала оправляться и восстанавливаться после революции.

Сначала мы изучили историческую литературу, посвященную революционным событиям в Москве. Все интересные факты нанесли на карту, что потребовало отдельного времени. Ведь очень часто в исторических материалах было лишь упоминание вроде следующего: «отряд красных сумел подавить пулеметную точку на колокольне Покровской церкви». Но церковь эта давно снесена, на ее месте находятся совсем другие здания, и нам приходилось обращаться к другим документам, которые сообщали, где она располагалась и что именно в ней происходило в 1905 году. Только после такой проработки вопроса мы наносили точку на современную карту. При составлении единого маршрута из почти сотни таких точек отсеялось около половины.

Когда дело дошло до проработки карты движения, мы прошли все наши маршруты со своим девятилетним сыном. Практические задания придумывали во время этих прогулок. Так что все загадки, вопросы и тесты, которые есть в тексте, были проверены и одобрены нашим ребенком.