Мальчики-зайчики и девочки-снежинки. Какими были новогодние елки и детские утренники в СССР?
«Наряжались в ангелов и волхвов»
В первые годы советской власти детские праздники на Рождество продолжали проводить так же, как и в царской России. На домашних утренниках дети наряжались в ангелов и волхвов, разыгрывали постановки, читали стихи и пели песни, посвященные младенцу Христу, а после вкусного застолья и игр уходили домой с подарками, как правило — сладостями.
Проводились празднования и в детских садах, но они приобрели антирелигиозную направленность. Там разыгрывали театральные постановки «Красные елки» и «Вечера безбожника».
«Сказка, состряпанная лапами мракобесов»
Однако в 1929 году в связи с усилением антирелигиозной пропаганды празднование Рождества и проведение елок были запрещены. Те, кто решался нарушить запрет, делали это тайком и занавешивали окна, чтобы любопытные соседи не увидели празднично убранную елку и не донесли куда следует.
Елки, как один из атрибутов празднования Рождества, были в опале шесть лет, все это время их жестко критиковали в прессе. Газета «Известия» писала в то время: «1930 лет гуляет по белу свету несуразная, нескладная рождественская сказка, состряпанная в угоду паразитам услужливыми лапами мракобесов на горе, на унижение угнетенных и обездоленных тружеников, на злое издевательство и надругательство над ними».
Все изменилось в 1935 году, когда за три дня до Нового года в газете «Правда» вышла статья второго секретаря ЦК ВКП(б) Украинской СССР Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку». В ней он писал: «Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как левые загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».
«Чисто советская традиция»
Разумеется, такая публикация в центральной газете страны не могла выйти без одобрения Сталина.
В один день по всей стране открылись елочные базары, и во всех детских учреждениях СССР началась суета: за три оставшихся дня надо было подготовить праздник.
Но какой должна быть елка? Украшать ли ее, как в старые времена, шести- или восьмиконечной Вифлеемской звездой? Какими должны быть игрушки, подарки и костюмы?
Стала зарождаться новая, чисто советская традиция проведения праздничной елки. Если до революции новогодний карнавал устраивали в первую очередь для молодежи, людей неженатых или молодых пар без детей, и на нем царила атмосфера флирта, то теперь праздник был переориентирован на детей. Из него исключили всю религиозную составляющую. Елку украсила пятиконечная «кремлевская» звезда, а главным героем торжества стал Дед Мороз в шубе уже не белого, а революционно-красного цвета.
По всей стране открылись производства елочных игрушек и украшений, которые поначалу делали из стекла, ваты и картона. Кроме традиционных шариков, стали выпускать шишки, снежинки, дирижабли, фрукты, звезды, фигурки полярников, пограничников и флажки с изображениями пионеров и октябрят.
В годы войны появились новые елочные игрушки: пистолеты, собаки-санитары и парашютисты. В послевоенные годы стали выпускать фигурки красноармейцев, пионеров с барабанами, стеклянные звезды, флаги, и горны. В 1950-х появились игрушки в виде колосьев и початков кукурузы, а в 1960-х елки украшали игрушечными ракетами и спутниками, фигурками летчиков и космонавтов.
«Изначально Снегурочку играли маленькие девочки»
Представления на первых новогодних елках часто носили пропагандистский характер. Дети приходили на такие праздники в костюмах красноармейцев или ударников труда.
На самой первой официальной елке, проведенной 1 января 1936 года в Колонном зале Дома Союзов, Деда Мороза еще не было.
Праздник проводился в формате «бала-карнавала отличников учебы старших классов московских школ». Его участники были наряжены в костюмы персонажей классической русской литературы, и изображали Чичикова, Коробочку, Плюшкина, Мазепу, Чацкого, Евгения Онегина, Татьяну Ларину и других.
Однако газета «Правда» упоминает Деда Мороза, как одного из персонажей елки 1936 года в Центральном парке культуры и отдыха. Другие аниматоры, развлекавшие в тот день детей в ЦПКиО, были в костюмах медведя, пирата Черной Бороды, героев фильма «Веселые ребята» и милиционера дяди Степы.
В январе 1937 года на елке в московском Доме Союзов Дед Мороз в исполнении известного конферансье Михаила Гаркави поздравил детей в компании внучки-Снегурочки, которая с тех пор закрепилась в роли его постоянной спутницы. Изначально Снегурочку играли маленькие девочки, и только с 1950-х годов эту роль стали исполнять девушки и женщины.
«Мальчики-зайчики и девочки-снежинки»
Тогда же, в конце 1930-х, возник елочный сценарий и набор ролей, которые с небольшими вариациями до 1990-х воспроизводились на новогодних утренниках по всей стране.
Все начиналось с праздничного наряда. Дети приходили на елку в карнавальных костюмах или просто празднично одетыми. Но если в наши дни подобные костюмы часто бывают покупными, а мальчики и девочки могут сами выбрать образ и изображать супер-героев или персонажей мультфильмов, то в советские годы роли часто раздавали воспитательница или учитель.
Выбор амплуа был ограничен. Девочки чаще всего изображали снежинок, реже — белочек или лисичек.
Мальчикам как правило доставались роли зайчиков, реже — волков, медведей, снеговиков, Петрушек, Буратин, космонавтов, а после того, как в 1978 году вся страна увидела Боярского в роли Д’Артаньяна, еще и мушкетеров. Чаще всего костюмы были самодельными, их изготовлением, как правило, занимались мамы.
Когда празднично наряженные дети входили в зал с украшенной елкой, их просили позвать Деда Мороза со Снегурочкой. Все вместе они водили хоровод вокруг елочки, дети читали стихи и пели песни, после чего получали подарки.
«Главные роли играли рабочие, колхозники и красноармейцы»
Детские елки, с перебоями устраивавшиеся в годы войны, в полной мере возродились в 1950-х. С 1954 года новогодний праздник стали проводить в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, а с 1962-го главная елка страны переехала в Кремлевский дворец съездов (сейчас — Государственный Кремлевский дворец).
Билеты на первую кремлевскую елку выдавали лучшим школьникам и студентам страны. Велась ее радиотрансляция, в газетах публиковали подробные репортажи с мероприятия.
В своей книге «Новый год в России. История праздника» Анастасия Улик отмечает, что главные роли на первых кремлевских елках играли рабочие, колхозники, красноармейцы и большевики, цитировавшие труды идеологов КПСС.
«Дед Мороз и Снегурочка никак не могут зажечь елочку»
С 1960-х центральным элементом главного детского праздника страны стало сказочное представление. Его сюжет обычно сводился к тому, что Дед Мороз и Снегурочка никак не могут зажечь елочку, потому что им мешают отрицательные персонажи: Баба-Яга, Кощей и черти. Они либо крадут Снегурочку, либо насылают непогоду, либо строят еще какие-нибудь козни, не давая начаться празднику. После победы над силами зла елочка зажигалась, а в 1960-х с ее верхушки спускался молодой Новый год в костюме космонавта.
По подобному сценарию проводились все крупные новогодние утренники в позднем СССР. Самой престижной считалась кремлевская елка во Дворце съездов, билеты на которую выдавали отличникам.
Там были лучшие новогодние подарки — после спектакля детям выдавали набор сладостей, который сначала упаковывали в жестяные коробочки, а затем стали класть в красную пластиковую кремлевскую башню.
Второй по престижности считалась елка на заводе ЗИЛ, где и представление, и подарки тоже всегда были богатыми. На елках других предприятий все было попроще.
«Сюжет остался максимально близким к классике 1960-х»
Общероссийскую елку в Государственном Кремлевском дворце и в наши дни ежегодно посещают более пяти тысяч детей. В сравнении с советским периодом сценическое оборудование сильно изменилось: в глубине сцены появились огромные экраны, на которые по ходу представления выводятся соответствующие сценарию изображения.
А вот сюжет главной елки страны остался максимально близким к классике 1960-х: лесные звери ждут Деда Мороза со Снегурочкой, которые зажгут елочку. Кощей с Бабой-Ягой пытаются им помешать, но оказываются побежденными, сдаются и признают свою вину. Добро торжествует, елочка зажигается, и дети идут получать кремлевские новогодние подарки с шоколадными конфетами.