«Последний раз такое было при Брежневе»
Фотосъемку, которую выставляет сейчас Музей Москвы в галерее «Метро» на станции Выставочная, мы вели семь месяцев. Старались максимально приблизиться к исторической фактуре и организовать все так, чтобы в кадр не попадали лишние люди, современные средства навигации и информации.
Музей Москвы и столичный метрополитен раз в месяц проводят ночные экскурсии на отреставрированном ретропоезде 1934 года выпуска, и мы проводили съемки во время этих экскурсий. Чтобы не мешать туристам, мы старались организовать все так, чтобы реконструкторы создавали определенный антураж, историческую фактуру.
На кадрах – не актеры и не форма, взятая где-нибудь на «Мосфильме», а специально воссозданные костюмы 1930-1950-х годов. Причем в некоторых случаях оригиналы уже утрачены, а реконструированные образцы – единственные на свете.
На одной из станций экскурсантов встречали взрослые и дети в образах 1930-х, 1940-х и 1950-х годов: военные, дипломаты и простые москвичи. Конечно, экскурсанты каждый раз были приятно удивлены.
В итоге получилось пять съемочных смен, после которых мы отобрали 47 фотографий с разными образами. Съемка проводилась в довольно-таки сложных условиях, потому что остановка ретропоезда на станции длится пять минут - за это время мы успевали сделать два-три кадра.
Самое уникальное в этом проекте то, что в нем принимали участие реконструкторы. Это люди, которые коллекционируют антиквариат, винтаж, изучают научные источники и с максимальной достоверностью создают свои образы.
Люди приходили как в гражданской, так и в форменной одежде. И если в первом случае это были в основном винтажные платья, костюмы и аксессуары, то все форменные костюмы метрополитена и железной дороги – это уникальные воссозданные образцы. Причем в некоторых случаях оригиналы уже утрачены, а реконструированные образцы – единственные на свете. Над ними трудилась целая историческая лаборатория, которая восстановила их на основе оригинальных эскизов: от пуговиц до кроя. Была проведена сложнейшая работа. Последний раз такого рода выставки проводились при Брежневе.
Так что на кадрах – не актеры и не форма, взятая где-нибудь на «Мосфильме», а специально воссозданные костюмы 1930-1950-х годов. Наши партнеры по этой выставке из Общества транспортной истории «Северный вокзал» больше всего занимаются реконструкцией, связанной с железной дорогой и метрополитеном. Они работают с киносообществом в качестве консультантов, и отшивают форменную одежду для некоторых фильмов.
Костюмы были представлены как довоенного периода, который можно отличить по петлицам на форменной одежде, так и послевоенных лет, когда уже появились погоны. В результате, на фотографиях проекта можно увидеть очень разные образы, в том числе и иностранцев в элегантных европейских костюмах.
Самый уникальный объект, представленный в нашей съемке – это отреставрированный вагон типа «А» 1934 года. Всего их сохранилось три, метрополитен их бережно отреставрировал. Один из них, вагон №1, – самый первый в истории Московского метро, именно в нем ехали Лазарь Моисеевич Каганович и члены комиссии, принимавшие первую линию метро. Последний из этих трех вагонов был найден в ночном клубе байкеров, - он много лет простоял на улице, после чего его передали на реставрацию и сейчас он включен в экскурсионный состав.