История

«В 1990-х мост стал популярен у самоубийц»

История Большого Каменного моста: переезды, бандиты и Гагарин

© Сергей Преображенский / ТАСС

Из всех московских мостов именно Большой Каменный обладает самой долгой и легендарной историей. Выстроенный в XVII веке на месте старого брода и понтонной переправы, он оказался таким дорогим и монументальным, что сразу вошел в поговорки и стал одним из символов Москвы. Первые сто лет мост был застроен лавками и питейными заведениями, в XIX веке не раз перестраивался и переезжал, пока в конце 1930-х не оказался на своем нынешнем месте. Историю Большого Каменного моста, который в этом году отмечает 80 лет с окончания своей самой грандиозной перестройки, МОСЛЕНТА записала со слов москвоведа Олега Фочкина.

В XVIII веке здесь процветала и банда Ваньки Каина, пока всех их не накрыли. Неслучайно появилось выражение «под каменным мостом» — именно там совершались все темные делишки. Выражение «концы в воду» оттуда же: трупы сбрасывали в воду.

Олег Фочкин
шеф-редактор журнала «Охраняется государством»

Наплавной мост на месте брода

Разумеется, Москве всегда нужны были мосты, в первую очередь для торговли и нужд армии. Всехсвятский мост, бывший предшественником Большого Каменного, изначально находился в другом месте: он был дальше от Кремля и фактически входил в улицу Ленивка, являясь ее продолжением. И он, и возведенная возле него в XVI веке башня Китай-города получили свое название от стоявшей рядом церкви Всех святителей на рву.

На месте брода, который всегда существовал в этом месте, был устроен понтонный, «наплавной» мост: соединенные между собой бревна лежали на воде. Ввиду этой особенности, он был подвижным, бревна качались, отчего с него часто падали в воду и люди, и лошади, и телеги.

© Изображение: А. М. Васнецов "Всехсвятский мост в конце XVII в."

Понятное дело, это было неудобно, поэтому в середине XVII века царю Михаилу Федоровичу Романову пришла в голову блестящая идея построить на месте понтона постоянный мост. Поскольку своих специалистов такого уровня у нас не было, он заказал некоему мастеру Ягону Кристлеру из Страсбурга произвести необходимые для строительства расчеты. Когда они были сделаны, думские дьяки, отвечавшие за проект, посчитали его слишком дорогим, и хода ему не дали, заморозили проект.

Основательный мост на каменных быках начали строить по оставшимся расчетам только в конце XVII века, уже после смерти и Михаила Федоровича, и Кристлера. Когда работы закончили, москвичи со всего города приезжали любоваться мостом: он был в три раза шире всех московских улиц и очень длинный — 170 метров. Ширина моста позволила оборудовать на нем торговую улицу, как тогда было заведено в Европе, а в наши дни можно видеть на мосту Понте-Веккьо во Флоренции.

Мост обошелся казне в немалую сумму, поэтому выражение «дороже каменного моста» стало в XIX веке нарицательным, обозначая огромные траты. Из-за каменных опор-быков уже тогда москвичи стали называть мост Новым Каменным, тогда как Старым Каменным считался мост через Неглинку у Троицкой башни Кремля.

Лавки и питейные заведения

По обе стороны на Всехсвятском мосту находились лавки и питейные заведения. Москвичи ходили гулять, дефилировать и закупаться. Фактически это был первый «ленивый» рынок, где ходили и торговались медленно, не торопясь, отчего в свое время и продолжавшая мост улица Ленивка получила свое название.

Где торговля, там и криминал: здесь же в XVIII веке процветала и банда Ваньки Каина, пока всех их не накрыли. Неслучайно появилось выражение «под каменным мостом», — именно там совершались все темные делишки. Выражение «концы в воду» оттуда же: трупы сбрасывали в воду.

© Изображение: А. М. Васнецов "На Каменном мосту"

Постепенно мост разрушался от времени, наводнений и ледоходов, и уже к началу XIX века пребывал в убогом состоянии, пока архитектор Ухтомский не провел его ремонт. Галереи сверху сняли, основания расчистили, но это дела не спасло: мост все больше становился ветхим и рано или поздно должен был рухнуть. Тогда в 1856 году был построен новый Большой Каменный мост: с каменными опорами и на этот раз уже металлическими пролетами. Старый мост сломали, и существует версия, что дом на Моховой 7, который там до сих пор стоит, построен из остатков его опор.

По старому Большому Каменному мосту проходил с войском и трофеями Петр I, когда с победой возвращался из Полтавы, по нему же вели Пугачева, когда поймали и доставили его в Москву.

Металлический мост с каменным названием

Большой Каменный мост постройки 1856 года был выше прежнего, но в XX веке, после открытия канала Москва — Волга, и его решили заменить, так как он был недостаточно велик для того, чтобы под ним проходили корабли. В 1921 году был объявлен конкурс на перестройку трех его пролетов. Изначально предполагалось построить его из камня, над проектом работали мэтры того времени: и Щусев, и Передерий. Однако из-за финансовых сложностей в молодой советской республике проект отложили.

© Библиотека Конгресса США / Wikimedia

Но про мост не забыли, он входил в знаменитый сталинский генеральный план строительства Москвы, по которому он и был возведен в 1936-1938 годах. Параллельно в тот период построили пять мостов: один железобетонный — Москворецкий, и четыре металлических — висячий Крымский, а также арочные Большой Устьинский, Большой Краснохолмский и Большой Каменный. Историческое название за ним сохранили, несмотря на то, что теперь он был сооружен в основном из металлоконструкций.

Построили его на новом месте, но не соответственно проекту 1935 года, под углом к Москве-реке, с выходом к Библиотеке имени Ленина, а ближе к Кремлю, где мы и видим его сейчас. Высота пролетов позволяла кораблям проходить под новым мостом, и после открытия в 1938 году переехавший и преобразившийся мост снова стал любимым местом для прогулок и фотосессий.

Триумфы и самоубийства

Новый мост изменил направление прилегающих улиц и транспортную ситуацию. Новая развязка, которая ведет к Пашкову дому и Моховой, разумеется, сильно лучше старого выхода с моста на узкую Ленивку, резко поднимающуюся в горку.

В оформлении моста изначально использовали популярный в СССР 1930-х мотив снопов и серпов, а также индустриальную символику. Большой Каменный мост попал в официальную советскую иконографию: его можно видеть на большинстве советских открыток с Кремлем, выходивших после 1938 года.

Именно по нему Гагарин въезжал из Внуковского аэропорта в центр Москвы после возвращения из первого полета человека в космос. Ведь именно Внуково было главным аэропортом страны, пока не было ни Шереметьево, ни Домодедово. При встрече Гагарина, а затем и почетных иностранных гостей СССР вдоль моста стояло всегда большое количество людей, «улыбавшихся и махавших».

© Наталья Селиверстова / РИА Новости

В конце 1980-х и в 1990-е годы Большой Каменный мост стал популярен у самоубийц. Ситуация в стране была не самая благоприятная. Уже в нулевые на мосту часто вывешивали транспаранты представители всевозможных политических движений.

Мост до сих пор остается центром притяжения, туда часто приходят, чтобы сфотографировать и Кремль, и храм Христа Спасителя. И хотя в наши дни пешеходный Патриарший мост, открытый в 2004 году, у туристов гораздо популярнее, именно старинный Большой Каменный мост со своей многовековой историей по-прежнему остается одним из символов старой Москвы.