Город

Новая реальность

В МОММА открылась «выставка сезона»

© архив пресс-службы

В Московском музее современного искусства (MMOMA) открылась выставка «Студия “Новая реальность” (1958–1991). Трансформация сознания», рассказывающая об уникальном явлении в отечественной культуре второй половины ХХ-века, творчестве студии, работы которой подверглись яростной критике генсека КПСС Никиты Хрущева на памятной выставке советского авангарда в Манеже в 1962 году.

В Московском музее современного искусства (MMOMA) открылась выставка «Студия “Новая реальность” (1958–1991). Трансформация сознания», рассказывающая об уникальном явлении в отечественной культуре второй половины ХХ-века, творчестве студии, работы которой подверглись яростной критике генсека КПСС Никиты Хрущева на памятной выставке советского авангарда в Манеже в 1962 году.

На экспозиции представлено более 100 полотен основных представителей «Новой реальности». В их числе Белютин, Зубарев, Грибков, Тер-Гевондян, Преображенская и многие другие. Выставка «Студия „Новая реальность“ (1958–1991). Трансформация сознания» впервые собрала воедино живопись, графику и архивные фотографии из коллекции Фонда русского абстрактного искусства.

Теория струн и другие открытия

По словам Председателя правления Фонда РАИ Ольги Усковой, «Работая в свое время с архивным материалом «Новой реальности», мы обнаружили целый ряд системных открытий в работах Белютина и его последователя Владислава Зубарева, которые сейчас совпадают со многими открытиями в области структуры пространства-времени, такими, например, как «Теория струн». При этом точность совпадения параметров в этих теориях с современными открытиями поражает. Мы поняли, что у нас в руках чудо. Поэтому, когда мы говорим про школу Белютина-Зубарева, мы говорим, что она явила чудо. Открытия присутствуют как в картинах студийцев, так и в методиках».

Выставка является первой по своему замыслу и масштабам попыткой представить в своем взаимодействии, как практическую, так и теоретическую стороны творчества студии, развернутую теорию всеобщей контактности и теории темпорального искусства Владислава Зубарева (являющуюся дальнейшим развитием теории всеобщей контактности).

© архив пресс-службы

Уникальная архитектура экспозиции, широкое использование мультимедиа и серия специальных мастер-классов, подготовленных сотрудниками Музея на основе педагогической методики Белютина, позволят зрителю стать не просто очевидцем, но и полноценным участником самых знаковых событий в жизни Студии. «Такой формат позволит посетителям выставки получить, своего рода, подтверждение высочайшей действенности теоретических методик Элия Белютина», - говорит куратор Анна Карганова, - «Они смогут, в какой-то степени, на себе испытать и повторить опыт и ощущения открытий, совершенных участниками Студии».

Воспитание художника

Взамен устаревшей концепции Академии Художеств Белютиным была предложена новая система – воспитать художника с развитой способностью эмоционально и раскованно воспринимать окружающий мир и вследствие этого находить и разрабатывать изобразительные средства для выражения своего переживания. Предложить адекватный современности художественный язык, отражающий стремительно меняющуюся духовную жизнь человека, выработать сознательный подход к проблемам современного искусства.

В процессе преподавания, Белютин разработал, а затем и сформулировал теоретические и методические постулаты, которые в итоге оформились в основном его труде «Теории всеобщей контактности». Занятие в студии строилось по определенной схеме. Начало работы всегда предваряло задание, формулировка которого часто бывала весьма неожиданна. Например, он просил изобразить одним цветом все цвета спектра. Или сосновый лес, за которым находится Освенцим, и характером, формой стволов деревьев и цветом передать трагедию. По словам куратора выставки Анны Каргановой: «Белютин предложил своего рода азбуку или метаязык, как способ изображения эмоций. Например, представить грусть не в банальном образе плачущей женщины, а определенным набором символов, который заставит зрителя понять, что это грусть».

© архив пресс-службы

Участники студии «Новая реальность» отмечали, что методический и теоретический подход Элия Белютина к организации занятий настолько увлекал их, что они были готовы день и ночь работать, полностью забывая о какой-либо материальной стороне творчества. По словам Ольги Усковой, «Именно возможность самореализации была основным стимулом для участников студии. Они писали картины не ради продажи или желания прославиться. Творчество составляло основу их жизни. Поэтому у этих работ ни с чем несравнимая энергетика».

По словам члена наблюдательного совета Фонда РАИ, ректора НИТУ МИСиС Алевтины Черниковой, созданные в рамках студии «Новая реальность» методики формирования креативного сознания сегодня активно используются в учебном процессе и дают потрясающие результаты.