Город

Великая эпоха «оттепели»

МОСЛЕНТА узнала у директора Третьяковки, как готовился грандиозный выставочный проект

Выставка «Оттепель» в Третьяковской галерее

© Сергей Фадеичев / ТАСС

Культурная жизнь Москвы переживает прямо-таки эпохальное событие. Впервые три крупнейших музея города — Третьяковка, Пушкинский и музей Москвы — а также главный парк столицы — ЦПКиО имени Горького — объединили усилия ради одного проекта. Фестиваль «Оттепель: лицом к будущему» будет идти в столице целых полгода, а готовиться к нему начали еще в 2013-м.

Культурная жизнь Москвы переживает прямо-таки эпохальное событие. Впервые три крупнейших музея города — Третьяковка, Пушкинский и музей Москвы, а также главный парк столицы — ЦПКиО имени Горького — объединили усилия ради одного проекта. Фестиваль «Оттепель: лицом к будущему» будет идти в столице целых полгода, а готовиться к нему начали еще в 2013-м.

Музей Москвы выступил первым: 15 декабря 2016 года там открылась выставка «Московская оттепель: 1953-1968». Теперь на очереди Третьяковская галерея — уже завтра, 15 февраля, она откроет экспозицию «Оттепель» и начнет цикл лекций «Преодолевая границы. Искусство после Второй мировой войны в Европе и СССР». Далее, 7 марта, ГМИИ имени Пушкина представит новый взгляд на авангард послевоенной Восточной Европы на выставке «Лицом к будущему».

Еще до открытия экспозиции в Третьяковской галерее МОСЛЕНТЕ удалось поговорить с генеральным директором музея Зельфирой Трегуловой. Она рассказала, как возникла идея этого проекта, что покажут в галерее и почему сейчас самое время переосмыслить период «оттепели».

Рассказывает Зельфира Трегулова

Четыре года подготовки

Хотелось бы, чтобы все, кто придет на наши выставки, прониклись ощущением свежего воздуха, ворвавшегося в распахнутое окно, которое ассоциируется у нас со второй половиной 1950-х — началом 1960-х годов.

Над проектом, который с марта будет выставляться в Пушкинском музее, я начинала работать еще в 2013 году, возглавляя РОСИЗО. Когда чуть позже я была назначена директором Третьяковской галереи, то обнаружила там в плане мероприятий выставку «Оттепель», идеально совпадающую по времени с проектом, который будет показывать Пушкинский музей. Я сразу подумала: «Здорово, значит, мы вовремя это затеяли».

И тогда стало ясно, что надо объединять усилия: мы поговорили с Мариной Деловной (Лошак, директором ГМИИ, - ред.), подключили сотрудников, и они сформировали программу. Уже в 2016 году, буквально пару-тройку месяцев назад, я узнала о выставке «Московская оттепель: 1953-1968», которую готовит Музей Москвы.

На открытии выставки «Московская оттепель: 1953-1958» в Музее Москвы

© Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Как случилось, что три музея, расположенных в Москве, не сговариваясь, несколько лет назад стали работать над этим проектом? О чем это свидетельствует? О том, что сегодня действительно назрел момент посмотреть на искусство 1950-1960-х годов новым, свежим, непредвзятым взглядом.

Подобный анализ происходил уже в отношении искусства авангарда, затем достаточно сложную интерпретацию претерпело искусство соцреализма. И теперь наступил момент, когда мы понимаем, что эпоха, о которой мы все вместе хотим поговорить, была важнейшей в развитии не только искусства, но и человеческого восприятия в целом и воплощения его в самых разных художественных формах.

Мы хотим вернуть этой эпохе и ее искусству то великое место, которого они заслуживают. И прекрасно понимаем, что отдельная экспозиция в каждом из наших музеев — это хорошо, но мы объединяем усилия, чтобы до людей дошел посыл, который мы вкладываем в этот проект. Чтобы вся Москва оказалась охвачена этим фестивалем, который организуется во славу действительно великой эпохи.

Что будет происходить в Третьяковке

Свою выставку мы открываем 15 февраля, и в конце февраля у нас стартует целый цикл лекций «Преодолевая границы. Искусство после Второй мировой войны в Европе и СССР». В дискуссии примут участие не только кураторы выставки, но и специалисты по истории литературы, музыки, кино, науки. На лекциях будут подниматься очень интересные темы, и я предвосхищаю живое, очень острое и незашоренное обсуждение всех сложнейших проблем, связанных с представлением об абстракции, реализме, кинетическом искусстве и искусстве ЭВМ.

Нашим важнейшим общим партнером выступает театр «Современник», спектакли и сольные выступления артистов которого состоятся в филиале галереи на Крымском Валу. Там мы попытаемся возродить атмосферу, которая была в Политехническом музее в 1960-х, на тех блистательных поэтических вечерах, которые там проходили и известны нам по ряду документальных и художественных фильмов.

Поэзию Вознесенского, Рождественского, Ахмадулиной и Бродского будут читать выдающиеся актеры «Современника». И мы очень надеемся этой весной организовать вечер «Современница», который пройдет в формате встречи с руководительницей театра Галиной Волчек.

© Картина Ю.И.Пименова «Свадьба на завтрашней улице»

50 лет на осмысление

Осмысление того периода уже происходит — вспомните фильм Валерия Тодоровского «Стиляги», сериал Влада Фурмана «Таинственная связь» по последнему роману Аксенова. Мы четко понимаем: проходит 50 лет, и ты начинаешь к этому времени возвращаться. Потому что прошел уже круговорот поколений, возникла дистанция, позволяющая на этот период посмотреть гораздо более объективно, чем раньше.

И сегодня наконец-то возможно непредвзято оценить ту эпоху, мы можем смотреть на «оттепель» без деления на «партии» и той ограниченности, которой многие были подвержены раньше: без опрокидывания всего советского в пользу авангарда, без отказа придавать хоть какую-то художественную значимость официальному искусству времен Хрущева и Брежнева.

Мы впряглись в эти сложнейшие проекты, которые гораздо труднее сделать, чем того же Айвазовского или выставку из собрания Ватикана, потому что уверены — та эпоха достойна серьезных вложений. Это без преувеличения – великая эпоха, для меня самый емкий ее образ – открытое окно, из которого в комнату врывается свежий воздух.

Когда ты распахиваешь свое сознание, снимаешь шоры, ограничения и установки «партийности» в широком понимании этого слова, то результат виден мгновенно. Креативная продуктивность, которую это время демонстрирует, просто невероятна. В XX веке, я думаю, ей нет равных.

Главная трансформация того времени произошла внутри человека, который стал ощущать себя как индивидуальность, чьи внутренние движения и мысли важны и для него самого, и для окружающих. А когда человек встал во главу угла, случилось наше «Малое Возрождение», правда, коротенькое, в отличие от Высокого, но все же.