LIVE: Собянин отвечает на вопросы Доренко и горожан
Вопрос про масштабную реконструкцию в городе
Сергей Собянин: В этом году реконструкция не больше по объёму, чем в прошлые. Но сейчас она более заметна, так как сконцентрирована в центре – Новый Арбат, Тверская, Моховая. По контракту реконструкция большинства улиц должна быть закончена к 25 августа — но работы повсеместно идут с опережением графика. Кстати, в этом году исполняется 130 лет благоустройства города. Именно 1886 году власти Москвы освободили домовладельцев от обязанности содержать в порядке мостовые и улицы перед их собственностью. Город взял это на себя — в конце концов убедились в том, что на те налоги, которые собираются в Москве, лучше делать благоустройство централизованным. Особенно это важно для зимы, когда кто-то убрал возле себя снег, кто-то не убрал, кот-то посыпал солью, кто-то нет. Это ни к чему хорошему не приведёт.
Вопрос от радиослушателя Ивана: Спросите мэра о ремонте фасадов в спальных районах.
Сергей Собянин: Есть закон о капитальном ремонте, в нём есть перечень обязательных работ, вплоть до инженерных коммуникаций. Но вот фасадов там, к сожалению, нет. Мы приняли в Москве решение о том, что в систему капитального ремонта необходимо включить и ремонт фасадов, и выделяем на это дополнительные средства.
Благоустройство города — это благоустройство того, что за порогом нашего дома. На благоустройство улиц мы расходуем два процента бюджета. И это не так много для такого города, можно было расходовать и больше. Поделите эти расходы на 12 млн жителей Москвы, или на 25 млн проживающих в агломерации - и получится столько же, сколько в некоторых провнициальных городах, а то и меньше.
На Болотной, рядом с английским посольством, начинаются какие-то ремонтные работы... Когда там закончат?
Сергей Собянин: В центральной части города строек становится все меньше и меньше. Если раньше две трети всего в Москве строилось именно в центре, то сейчас это — процентов 10 от общего количества. Если вы подниметесь на крышу в центре, вы увидите лишь единичные краны.
Вопрос от радиослушателя Анатолия: Будет ли продолжено расселение коммуналок?
Сергей Собянин: Можно обратиться в департамент ЖКХ и узнать про график расселения. При сносе и расселении граждан мы делаем так, чтобы коммуналки уже не образовывались.
А что будет с Даниловскими банями? И с бассейном в Лужниках?
Сергей Собянин: А что вы предлагаете сделать с бассейном? Ветхое здание, не подлежащее рекоснтрукции. Мы восстанавливаем барельефы и т.д. То, что можно сохранить - мы сохраняем. Можно ведь было вообще снести Лужниковский стадион и поставить новый, но мы этого не сделали.
Что касается стадиона «Динамо» - мы сохранили одну из стен, сохранили барельефы. И когда я слышу, что мы разрушаем - я очень удивлён. Очень! Восстановлены 600 памятников старины, стоящие на учете. Несколько лет назад 40% памятников столицы было руинировано! Сорок процентов! За пять лет мы эту величину уменьшили в два раза. Никто за всю историю Москвы никогда не реализовал такой объём!
Предположим, есть бабушка с квартирой на Арбате, и она попала на повышение выплат, в том числе за капремонт. Концепция города, чтобы она продала квартиру и уехала?
Сергей Собянин: Нет, наоборот. Всё, что касается платежей — за стоимость содержания дома, за капремонт платят везде, и в центре, и на окраинах, исходя из количества квадратных метров. Но есть ещё и налог на имущество, а он уже высчитывается из цены квадратного метра. И те, кто живут в центре — они будут платить больше. Но, говоря о пенсионерах, мы приняли закон, по которому налог на имущество пенсионеры не платят, поэтому бабушке в этой истории не угрожает повышение. Город доплачивает — за льготников, за фасады, за систему замены лифтового хозяйства. Сколько мы раньше платили, столько и платим. Просто теперь ещё добавились деньги жильцов.
Тариф на капремонт: 15 рублей (за квадратный метр - ред.) — это много или мало? Мы создали конкретный проект, в этом году будут отремонтироваться около двух тысяч московских домов, несколько сотен будут отремонтированы до конца года. Около 300 объектов, которые мы выставляем на конкурсы по капремонту — нет подрядчиков. Они не хотят идти по тем ценам, какие мы предлагаем. Кто-то говорит: посмотрите — в других регионах цена ниже, но там и перечень работ ниже, он кратно меньше, чем который мы требуем.
Мы уже находимся на пределе, последние торги, которые мы проводили - подрядчиков нет.
Если говорить о проблеме дольщиков...
Сергей Собянин: Если предыдущая волна кризиса породила около 2.000 обманутых дольщиков, то нынешняя волна официальных обманутых дольщиков пока не создала. Есть затянутые сроки строительства, есть проблемные дома, где дольщики оформлялись плохо и не правильно, но официально обманутых дольщиков, которые признаны законом — пока нет.
Мы мониторим ситуацию по проблемным домам и кварталам чтобы они не превратились в критические. Слава богу в этом году ГосДума приняла решению об уголовном преследовании недобросовестных застройщиков.
Метро «Мякинино» – в чём там проблема?
Сергей Собянин: В основном там даже не физические работы остались — там речь идет о сборе документов и сдаче в эксплуатацию объектов, о получении разрешения на ввод. Без этих документов метрополитен не имеет права эксплуатировать ни станцию, ни метро. В случае любого ЧП руководство метрополитена просто пойдёт под суд. Ситуация перешла в публичную плоскость, и отступать уже некуда. Я надеюсь, что в этом скандале есть уже свой плюс, и все недоделки будут устранены.
«Мякинино» закрывать не будет, но застройщик должен устранить все замечания.
Что будет с промзонами, Бусиново и прочее?
Сергей Собянин: Огромные промышленные территории, около 10 процентов Москвы — и в таком запущенном состоянии. Чем дальше дома от центра столицы, тем труднее ездить, а не легче: тем больше расстояние до города, до метро, тем больше пробок... Промзоны делятся на две части: подлежащие реновации с точнки зрения создания новых производств или сохранения старых, и подлежащие реновации с точки зрения комплексной застройки. За последние пять лет мы создали десятки проектов реновации.
Насчёт набережных. Мы уже пошли по реке (ЗИЛ, Нагатинская пойма, Технопарк) - на самом ЗИЛе уже идёт большая стройка, создается большая набережная, основной поток машин уводится с набережной. Мы создаем для горожан зону для отдыха, создаём новый стандарт обустройства набережной, обеспечивающий отдых горожан.
Ливнёвка... Говорят, рекордные дожди, вода стоит и люди подмечают, что Москву никогда раньше не топило, что ливнёвку просто забыли построить или построили неправильно.
Сергей Собянин: Как построили, так и построили. 99% Москвы нормально переносит ливневые дожди. В то же время около 120 территорий Москвы, низменные территории, затапливаются. Там не везде есть канализация, а местами её просто нет. Все эти места известны, мы посылаем туда дежурные бригады «Мосводостока» для решения проблем. Смотрим, как локальными мероприятиями решать эти проблемы.
Вот история с Арбатским тоннелем: когда на центр Москвы обрушился тропический ливень, одновременно в городе велись строительные работы — и мусор со стройки смыло в ливневую канализацию, забив ее, и город встал. Но последний ливень, который был еще круче, чем предыдущий, показал, что работы были выполнены — его не подтопило.
Говорят, что таких дождей не было 130 лет. Это неправда! Таких ливней вообще никогда не было! Просто 130 лет назад начались метеонаблюдения.
Что будет с уличной торговлей? Я, например, закупаюсь в больших шоппинг-центрах типа Ашан, Метро и тд, а Настя говорит, что ей приятнее покупать у дома все в небольших ларьках. И у нас на эту тему споры
Сергей Собянин: Стационарная торговля никогда не разовьётся, если будут нестационарные объекты, типа столика перед подъездом. Если перед витринами стационарных магазинов будут стоять ларьки, то они просто убьют стационарные магазины. И в конечном итоге весь город превратится в большой рынок. Но так не должно быть, там не работает.
Если нам хочется, выйдя из метро, протянуть руку и купить то, что необходимо, то тогда нужно иметь ввиду, что город будет выглядеть совсем по другому.
Когда метро придёт в область?
Сергей Собянин: Метро в область уже пришло: «Мякинино», «Котельники» - это всё область. Но решать проблемы подвоза граждан, которые находятся в удалении от МКАДа или за МКАДом, только за счёт метро - невозможно. Это необходимо делать так, как во всем мире - за счет железнодорожного транспорта. Наши предки, спасибо им огромное, создали систему пригородного желдорсообщения.
С пригородными электричками не нужно строить никакого метро, тем более, что продление веток создаёт дополнительые проблемы с перегрузкой в метро. Так что приоритетное направление - рекострукция пригородных сетей железной дороги.
С этого года приходят новые поезда в пригородное сообщение. Я бываю в электричках, подвижного состава у нас крайне мало на пригородном направлении. Есть договора, по которым будут поставляться новые подвижные составы. И должна быть система безопасности - видеонаблюдение, контроль на линии.
Что будет с пресловутыми хордами?
Сергей Собянин: У нас строится две хорды: Северо-Западная и Северо-Восточная. Северо-Западная пройдёт от Бусиновки до Рябиновой. Мы заканчиваем один из её ключевых объектов — пересечение улиц Народного Ополчения и Берзарина. Это винчестерный тоннель, который располагается друг на друге, уникальное сооружение, которое будет закончено в этом году. А всю хорду мы закончим в 2018 году. Тридцать километров разрезает город по диагонали — с дублёрами это около 100 километров, что сопостовимо по протяженности с улично-дорожной сетью МКАДа.
Второе направление это Северо-Восточная хорда, от Косино до Бусиновки. Через Лосиный остров она будет проходить в створе существующей железной дороги. Эта хорда строится за счёт в том числе и частных денег: у города в полном объёме денег на стройку нет. Скорее всего хорда будем платная с технологией считывания датчиков на специальных устройствах в машине. Потому, что устраивать на каждом въезде на неё пункты ручного приёма денег нет смысла.
Как Вы относитесь к той ситуации, когда всюду в центре арестовывают, задерживают уличных музыкантов? Вот газеты пишут, что уже даже когда депутаты «Единой России» за них заступились...
Сергей Собянин: Я тоже вступился за девочек. Это бестолковая ситуация: люди никому не мешают, играют классическую музыку - а их штрафуют. Но и полицию винить нельзя — она просто выполняла, и достойно выполняла, свою работу.
Этот вопрос до конца не отрегулирован. Нужно создать систему, простую и понятную систему, и мы обязательно в ближайшее время это сделаем. Например, чтобы человек смог зайти на сайт, занять себе место, заявиться - пожалуйста, приходи, пой.
Очень много вопросов от жителей Новой Москвы: газификация, метро, шоссе?..
Сергей Собянин: На территории Новой Москвы ведётся гигантская стройка. В настоящее время строится Калужское шоссе и поперечная связка с Киевским шоссе. Метро мы планируем протянуть до Коммунарки. Восполняем проблемы, связанные с соцкультбытом.
Что касается рабочих мест, за последние годы в Москве было создано 80 тыс рабочих мест, а количество жителей прибавилось только на 100 тысяч.
Вы знаете, что Вас не очень любят в соцсетях? Что все фестивали называют безвкусными?
Сергей Собянин: А вы когда-нибудь где-нибудь видели ситуации, когда в соцсетях было много хвалебных отзывов? Там всегда достаточно агрессивная среда — и это нормально. Я с уважением отношусь к любому мнению.
Сергей Доренко: Но может быть, этому надо как-то ответить?
Сергей Собянин: А зачем?.. Что касается московских фестивалей: да, они не всем нравятся, но то количество москвичей восемь млн посетителей на «Рождество», пять млн на «Мороженое», восемь млн на «Московское варенье». Подавляющее большинство посетителей — это москвичи, треть — это туристы и жители Подмосковья. Когда мы говорим о том, что туризм не развивается — так вот фестивали и есть развитие туризма. Нам бы побольше.
А в представлении москвичей Вы один, у вас нет команды...
Сергей Собянин: Я не один. Зайдите на сайт наш город, там зарегистрировалось уже больше 700 тысяч горожан, которые активно помогают нам решать проблемы. Они отправляют фотографии и показывают нам проблемы.