«Каждый день ты выходишь на манеж и стараешься не разбиться». Знаменитый акробат — о страхах, травмах и «Цирке дю Солей»
О том, почему закончился спорт и начался цирк
Я профессионально занимался гимнастикой много лет в спортивном клубе ЦСКА, пока со мной не случилась травма. Однажды я случайно перерезал себе все сухожилия. С большим спортом это было несовместимо, и я закончил карьеру.
Прошло много времени, я восстановился. Один из моих друзей посоветовал мне прийти в цирковую студию, чтобы просто попробовать себя в чем-то новом. С тех пор цирк — это моя жизнь.
Вообще это довольно распространенная история: бывшие спортсмены уходят в цирк. Когда спортивная карьера неожиданно заканчивается, ты становишься перед выбором и думаешь: а что делать дальше? А выбор, в самом деле, у акробатов и гимнастов невелик. Если ты в свое время не стал чемпионом мира или Европы… Добро пожаловать в цирк! Тут твои знания и талант будут востребованы еще долгие годы.
О настоящей профессии, соревновательном духе и маме, которая не верила
Знаете, я ведь никогда и не мечтал о карьере циркового артиста. Придя в цирковую студию, я не знал ничего об этой индустрии. Это воспринималось просто как интересное времяпрепровождение, восстановление сил и поддержание формы. Плюс оставался соревновательный дух, что подстегивало меня и давало мотивацию.
Я никогда не думал, что это перерастет в настоящую профессию. Соответственно, и мои родители не воспринимали это увлечение всерьез. Никто меня не отговаривал, но никто и не верил, что выйдет что-то путное. Даже когда я говорил маме, что улетаю в Канаду, она до последнего дня не верила. В нашей семье вообще не было слова «цирк». До прихода в цирк артистом, я не был там ни разу. Вот такая история.
О первом выступлении, контракте с «Цирком дю Солей» и трюке, который вошел в историю
Мое первое выступление случилось в Москве, это было на фестивале циркового искусства на Красной площади. Знаете, настолько мы все были энергетически заряжены, что передать эти чувства словами сейчас — это невозможно. Это зашкаливающий адреналин, полет… Все как в тумане. К слову, само выступление прошло восхитительно, без единой заминки. Мы очень долго репетировали трюк, который в дальнейшем вошел в энциклопедию. Никем до нас он не исполнялся. Именно на этом фестивале мы сделали его впервые, что вызвало дичайший восторг и у нас, и у публики.
Тогда нам удалось завоевать серебряную медаль. Ровно в тот момент в числе продюсеров мероприятия оказались представители «Цирка дю Солей». В этот же день мне предложили контракт. Это буквально история из фильма! На дворе 1996-й год. Тогда компания была очень маленькая, она не представляла из себя то, что мы видим сейчас. Было всего три спектакля. Все развивалось на моих глазах, и я, надеюсь, тоже способствовал этому развитию.
О гастролях и мечте поспать на собственной кровати
У цирковых артистов, которые активно выступают, репетиции проходят каждый день. Идут они обычно часа два-три. В свое время мы давали по 475 спектаклей в год. Это два спектакля в день пять дней в неделю и два выходных. Неизменно. Но несмотря на довольно суровый график, для нас создавались очень комфортные условия работы. Нам давали отпуск, оплачивали врачей и массажи, у нас была стабильность. Была даже школа для детей при цирке. И это правильный подход. Довольный артист — довольные продюсеры.
Но несмотря на все бонусы и приятные особенности работы, есть и отягощающие обстоятельства. Например, гастроли. Это всегда непросто. Мне и моим коллегам приходилось жертвовать личной жизнью. О каких романах может идти речь, когда у тебя даже нет возможности поспать на собственной кровати? Постоянные отели, кочевая жизнь — это нелегко.
О ненавистном слове «циркач»
На сегодняшний день я давным-давно бывший артист цирка. В качестве акробата я закончил свою активную деятельность много лет назад, а теперь занимаюсь режиссурой. Сейчас, если мне приходится представлять себя, я предпочитаю говорить «режиссер». К слову, одна из последних моих работ — постановка переполох-шоу «Чебурашка». Проект очень масштабный, в нем задействовано более 200 человек: 52 артиста и 150 членов постановочной группы. На сегодняшний день мою постановку о приключениях маленького ушастого героя уже посмотрели более 30 тысяч зрителей! Надеюсь, не просто посмотрели, а оценили по достоинству, так как шоу насыщено цирковыми элементами и вау-эффектами. Так, например, артисты шоу выполняют 200 сложных акробатических элементов, 50 раз исполняют сальто назад, а Чебурашка ходит вниз головой на высоте 20 метров. Помимо этого, батутисты запрыгивают на декорации высотой 20 метров, а жонглеры умело держат в воздухе 36 опасных ножей. Приходите и сами все увидите!
Раньше представлялся цирковым артистом, никак не циркачом. Это слово вообще не дает покоя никому из индустрии. Для нас это практически оскорбление. Любой танцовщик тоже будет недоволен, если вы назовете его «танцор». Если это слово употребляет человек, знающий, что так говорить нельзя, то я могу отреагировать негативно. Если же человек просто не в курсе, что так не принято, то я не обижаюсь. Могу поправить, но деликатно: с добротой и пониманием.
Кстати, новые знакомые реагируют с большим интересом, когда узнают, где я работаю. Мир цирка очень закрыт для большинства людей, никто не знает внутренней кухни. Конечно, задают много вопросов, и я с радостью на них отвечаю.
О чувстве страха, молитвах перед выходом на сцену и травмах
Говорят, что работа в цирке — это вечное веселье, нескончаемый праздник. Если вы называете постоянный риск и ежедневную возможность умереть весельем, то да, вы правы. На самом деле цирк — это вечный труд. В цирке потому и красный манеж, чтобы не было видно крови.
Акробатические номера — это всегда колоссальная опасность. Каждый день ты выходишь на манеж, преодолевая страх и стараясь не разбиться. Каждый день! В определенный момент это становится наркотиком, чем-то, без чего ты уже не можешь.
Работая в цирке, я практически заставлял свое чувство страха не притупляться. И он был всегда, каждый выход на сцену. Конечно, со временем страх трансформируется в хладнокровие. И это тоже большая часть нашей работы — умение справляться со своими страхами и волнениями. Во время паники отключается рассудок, а в нашем деле потеря рассудка — это сломанный позвоночник.
К слову, за столько лет работы у меня не было никаких серьезных травм. Бог отвел. Я считаю, что во многом это как раз заслуга моего хладнокровия. Были и ушибы, и сломанные пальцы, но это пустяки. А ведь многие артисты ломаются «по-взрослому», когда уже требуются операции и долгое восстановление. У меня такого не было.
У меня перед выходом на сцену был свой ритуал: я всегда просил Бога о помощи. Молитва помогает настроиться на нужный лад. Ты входишь в состояние тишины, покоя и можешь трезво осмыслить реальность.
Билеты на переполох-шоу «Чебурашка», постановщиком которого стал Андрей Кольцов, можно приобрести на официальном сайте проекта. Зрителей ожидает не только захватывающий сюжет, яркие декорации и спецэффекты, которых не видел даже киноэкран, но и уникальные цирковые трюки.