«О любимых фильмах папы мне говорить сложно». Артем Михалков о своем детстве, премьере и отношении к фильмам Никиты Михалкова
Об отцах и своем отце
Потеря отца — одна из главных тем в фильме «Мистер Нокаут». Для любого мальчика очень важен отец, поэтому один из главных триггеров в картине — нехватка отца в жизни Валерия Попенченко.
Отец будущего спортсмена погиб на Второй мировой войне. Он был летчиком.
Мы хотели снять спортивную драму с серьезной психологической составляющей. Разумеется, это сложнее, чем просто фильм о спортивных победах. Но фильмы с глубокой психологией сильнее воздействуют на зрителя.
Я сам многократно отец и понимаю роль именно мужского воспитания. Мой папа много рассказывал и про свою службу на флоте, и про учебу во ВГИКе… Все это я впитывал и все это стало частью моей жизни.
В подсознании я возвращаюсь к своим детским годам, к тому, как видел и воспринимал отца, его слова, поступки. С отцом было много историй — и веселых, и не очень веселых.
В этом фильме я делюсь ощущениями себя как сына и одновременно как отца. Мне захотелось этим поделиться со зрителями через судьбу Валерия Попенченко. Будем надеяться, что не разочаровал.
О силе и интеллекте
Меня поразил жизненный путь Валерия Попенченко и его разносторонняя личность. Удивительно, как в одном человеке соединился и выдающийся спортсмен, и большой интеллектуал. Валерий Попенченко наизусть знал почти всю поэзию Пушкина, был военным инженером, полиглотом. Как советский человек стал обладателем высшей награды в боксе, будучи при этом одним из образованнейших людей своего времени — вот это я и попытался рассказать. Парень из обычной советской семьи. Я решил снять картину, чтобы проанализировать этот феномен человека и спортсмена.
Валерий Попенченко — прежде всего характер, личность, сила духа, Но и время сыграло большую роль в его формировании.
О любви и иных акцентах
Все делается во имя и ради любви. Все подвиги и победы, как правило, совершаются ради любимых. Настоящая любовь не зависит от эпохи. Наверное, меняются люди, но ценности остаются одинаковыми во все века.
Сейчас расставляются иные акценты, но я — за настоящую любовь. Все искусство должно делаться ради любви, во имя любви. В фильме «Мистер Нокаут» я показал зарождение любви у главного героя.
О времени и советской Москве
Мне нравится, что современная Москва стала похожа на советскую Москву. С уходом массовой рекламы, растяжек появилась чистота взгляда. Сейчас много мест в городе, где без больших декораций и компьютерной графики можно снимать 70-е и 80-е годы.
В моем сердце живет советская Москва. Я учился в Москве. И все детство связано с Москвой, с Лужниками, где я катались на коньках. Очень люблю свое детство и ту старую столицу.
Я вырос на Малой Грузинской. На Поварскую иногда приезжал к деду Сергею Владимировичу Михалкову. А на Малой Грузинской помню каждый куст.
О ранней смерти и судьбе
Пушкин умер в 37 лет, Лермонтов — в 26 лет, Попенченко — в 37 лет. Почему некоторые люди рано уходят? Я верю в Бога и думаю, что у каждого человека — своя судьба. Возможно, когда человек много всего сделал, Всевышний его забирает. Впрочем, никто не ответит на вопрос, почему у отдельных гениев ранняя смерть.
О папе и его фильмах
Мне сложно отвечать на вопросы о любимых фильмах папы. По динамике, по фактуре я бы отметил первый фильм Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Он снял эту картину в 27 лет, и она не только не устарела, а приобрела новый смысл. Эта картина вне времени, как, впрочем, и другие фильмы моего отца. Это первый вестерн в советском кино. Все молодые — и режиссер, и актеры. Все сработало: и артисты, и музыка, и все-все… Это и есть результат творчества всех и каждого.